Судья: Ижболдина Т.П. Дело №33-3366/2020 (2-3660/2019)
Докладчик: Фатьянова И.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 09 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Калашниковой О.Н.
судей Фатьяновой И.П. и Гребенщиковой О.А.
при секретаре Ломовой Л.Ю.
с участием прокурора Медведевой М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Фатьяновой И.П. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка – Бердникова П.С.
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 декабря 2019 года
по иску Ланина ВВ к Администрации г. Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка о признании права на безопасное использование части автодороги, принадлежащей г. Новокузнецку,
УСТАНОВИЛА:
Ланин В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка, ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку о признании права на безопасное использование части автодороги, принадлежащей г. Новокузнецку.
Требования мотивированы тем, что Ланин В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Проезд и проход к дому заявителя осуществляется по автодороге по <адрес> Автодорога не имеет асфальтового покрытия, ширина дороги составляет 4 м, отсыпана гравием и другим материалом, имеет большой опасный уклон, не обустроена бордюрами и сливными стоками для отвода воды, весной и осенью вода размывает покрытие дороги, образуются канавы. Проезд к дому истца практически невозможен из-за ненадлежащего содержания дороги городского значения. Истец обратился с жалобой на содержание дороги в Администрацию города и прокуратуру города. В ответ на заявление Ланина В.В. 31.10.2018 года в прокуратуру г. Новокузнецка о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу обеспечения проезда и содержания дороги, расположенной в черте города, муниципальными органами власти, а именно Администрацией г. Новокузнецка, получен ответ Администрации г. Новокузнецка № от 26.11.2018 о том, что дорожное полотно к дому заявителя не находится на балансе и обслуживании Управления ДКХиБ, финансирования на проведение работ по обслуживанию данного участка дорожного полотна не предусмотрено муниципальным контрактом, потому никаких мер по организации и содержанию данного участка дороги принято не будет компетентными органами. Считая данный ответ, как и бездействие прокурора г. Новокузнецка нарушающими права истца, он обратился с жалобой в прокуратуру области. 11.03.2019 из прокуратуры г. Новокузнецка получен ответ № о том, что действительно органы местного самоуправления не содержат в надлежащем порядке спорный участок автодороги. И потому, по данному факту прокуратура города вынесла в адрес Главы города представление. Однако до настоящего времени, мероприятий по приведению дороги в надлежащее состояние Администрация города не проводит, каких-либо мер по устранению прав истца не случилось.
Просил суд признать за истцом Ланиным В.В. право на безопасное использование автодороги, ведущей к дому истца по адресу <адрес>; признать незаконным бездействие Администрации г. Новокузнецка в части отсутствия надлежащего содержания автомобильной дороги, расположенной в границах г. Новокузнецка по адресу автодорога по <адрес>; признать незаконным бездействие ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку в части отсутствия контроля безопасности движения на участке автомобильной дороги, расположенной в границах г. Новокузнецка по адресу автодорога по <адрес>
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял требования и окончательно просит: признать незаконным бездействие администрации города Новокузнецка в части отсутствия надлежащего контроля за действием УДКХиБ г. Новокузнецка о неисполнении обязанностей по содержанию проезжей части автомобильной дороги по <адрес>; признать незаконным бездействие администрации города Новокузнецка в части отсутствия надлежащего контроля за действием УДКХиБ г. Новокузнецка о неисполнении обязанностей по содержанию участка дороги, ведущего к дому истца, по <адрес>; обязать администрацию г. Новокузнецка привести проезжую часть автомобильной дороги по <адрес>, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", устранив имеющиеся дефекты, а именно: устранить просадки, выбоины, промоины, провалы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью; обязать администрацию г. Новокузнецка привести участок дороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", устранив имеющиеся дефекты, а именно: устранить просадки, выбоины, промоины, провалы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью; признать за истцом, Ланиным В.В., право на безопасное использование автодороги, ведущей к дому истца по адресу <адрес> а также проезд между домами №.
Определением суда от 05.06.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку надлежащим Управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новокузнецка; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Куйбышевского района г. Новокузнецка; из числа лиц, участвующих в деле, исключено третье лицо прокуратура г. Новокузнецка.
Определением суда от 29.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Прокуратура г. Новокузнецка.
Определением суда от 19.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка.
Определением суда от 04.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел ГИББД Управления МВД России по г. Новокузнецку.
Определением суда от 22.10.2019 производство по делу по иску ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новокузнецка о признании права на безопасное использование части автодороги, принадлежащей г. Новокузнецку прекращено в части признания незаконным бездействия ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку, обязания Администрации г. Новокузнецка принять на обслуживание участок дороги, обязании УДКХиБ г. Новокузнецка привести проезжую часть дороги в соответствие, в связи с отказом истца от указанной части требований.
Определением суда от 18.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Прокуратура Кемеровской области.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 декабря 2019 года постановлено:
Обязать Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка в срок до 01.01.2021 года привести проезжую часть автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устранив имеющиеся дефекты, а именно: устранить просадки, выбоины, промоины, провалы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью.
Обязать Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка в срок до 01.01.2021 года привести участок дороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устранив имеющиеся дефекты, а именно: устранить просадки, выбоины, промоины, провалы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью.
Признать за ФИО1 право на безопасное использование автодороги, ведущей к дому ФИО1 по адресу <адрес>
В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным бездействие администрации г. Новокузнецка, об обязании совершить действие отказать.
В апелляционной жалобе представитель Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка – ФИО2 просит решение суда отменить или изменить и принять по делу новое решение, исключив возложение обязанностей на Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка.
Указывает, что автомобильные дороги по <адрес> на являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа.
Доказательства того, что на <адрес> имеется покрытие, установленное для облегченного, переходного типа дорожной одежды, отсутствуют.
Считает, что положения СП 42.13330.2011 к дороге по <адрес> применению не подлежит.
Дороги по <адрес> на баланс Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка не передавались. В акте о приеме-передаче № подпись от имени Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка отсутствует.
Полагает, что дорога по <адрес> не проектировалась и не строилась.
Считает, что исполнение обжалуемого решения может привести к квалификации действий Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка как нецелевое использование бюджетный средств.
Представителем ФИО1 – ФИО3, прокурором г. Новокузнецка Заратовским О.С., представителем Прокуратуры Кемеровской области – помощником прокурора Скорых Е.М. принесены возражения на апелляционную жалобу.
В заседании судебной коллегии Кемеровского областного суда представитель Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка – ФИО2, действующий на основании доверенности, просил решение суда отменить, заявленные ФИО1 требования оставить без удовлетворения. Представитель ФИО1 – адвокат Зобова О.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу отклонить.
Представитель Прокуратуры Кемеровской области – помощник прокурора Медведева М.П., просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; положениями ст. 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с п.6, п.12 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с пунктом 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу пункта 4.2.3 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках.
Согласно пункту 11.5 СП 42.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" проезды в жилых застройках, предназначенные для связи жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей, следует проектировать однополосными с шириной проезда от 2,75 до 3,0 м, ширину пешеходной части тротуара следует проектировать однополосными с шириной проезда 4,5 м.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании договора купли-продажи истец ФИО1 является собственником <данные изъяты>
Также на основании распоряжения администрации г. Новокузнецка «О предоставлении в собственность земельного участка» от 11.04.2013 № ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, <данные изъяты>
Истец обратился в Прокуратуру г. Новокузнецка и Администрацию г. Новокузнецка с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу того, что автодорога, ведущая к дому по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям дорожного обустройства для автодорог в жилой зоне г. Новокузнецка.
Администрацией Куйбышевского района г. Новокузнецка ФИО1 дан ответ от 26.11.2018 № согласно которому истцу сообщено, что дорожное полотно по <адрес> не находится на балансе и обслуживании Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка. Управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новокузнецка заключен муниципальный контракт на обслуживание дорожно-транспортной сети Куйбышевского района на 2017-2018 годы. Изменение контракта, а также изменение объемов по выполнению работ по обслуживанию вышеуказанной улицы приведет к увеличению финансирования, что является нарушением ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из ответа Администрации г. Новокузнецка от 14.12.2018 № следует, что Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка является единственным в городе Новокузнецке уполномоченным отраслевым органом по осуществлению исполнительных, распорядительных и контрольных функций в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа. Большинство дорог, в том числе <адрес>, не соответствуют установленным критериям отнесения к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа. В настоящее время в целях организации мероприятий по обеспечению комфортного проживания в секторе индивидуальной жилой застройки на территории города Новокузнецка разработана муниципальная программа «Обеспечение комфортного проживания в секторе индивидуальной жилой застройки», которая утверждена постановлением администрации города Новокузнецка от 14.11.2018 № 201. В задачи муниципальной программы входит обеспечение комфортного проживания жителей частного сектора Новокузнецкого городского округа. Реализация муниципальной программы рассчитана на период 2019-2021 годы, что позволит комплексно решить вопросы жителей частного сектора, реализовать поступательную работу над развитием территорий индивидуальной жилой застройки. Основными мероприятиями, предусмотренными программой, являются: инвентаризация улиц, водоснабжение, газоснабжение, текущее содержание дорог, организация мест накопления твердых коммунальных отходов, обеспечение наружного освещения улиц, организация детских игровых, спортивных площадок сектора индивидуальной жилой застройки.
Из материалов дела усматривается, что 29.01.2019 ФИО1 обратился с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования в Прокуратуру Кемеровской области, Прокуратуру Центрального района г. Новокузнецка, Прокуратуру г. Новокузнецка.
Из представления об устранении нарушений закона от 11.03.2019 №, данного главе г. Новокузнецка следует, что 26.11.2018 Управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства города на доводы обращения ФИО1 ему был дан ответ, что <адрес> не находится на балансе и обслуживании Управления. В ответе от 14.12.2018 администрация указывает, 14.11.2018 постановлением администрации города утверждена муниципальная программа ««Обеспечение комфортного проживания в секторе индивидуальной жилой застройки». Указанная программа предусматривает проведение работ по содержанию только <данные изъяты> км дорог частного сектора, тогда как по состоянию 2018 г. текущее содержание требуется <данные изъяты> км дорог сектора индивидуальной жилой застройки города. Так как перечень дорог, которые будут содержаться в рамках указанной программы отсутствует, а согласно ответу УДКХиБ дороги по <адрес> на балансе Управления не состоит, следовательно, их содержание Управлением как соисполнителем указанной программы осуществляться не будет.
Согласно ответу Прокуратуры г. Новокузнецка от 11.03.2019 №, истцу сообщено, что в адрес Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города отделом внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Ответ администрации города Новокузнецка за № от 14.12.2018, данный на обращение от 31.10.2018 свидетельствует о ненадлежащей организации работы органа местного самоуправления по содержанию муниципального имущества - автодорог по <адрес> в Куйбышевском районе, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, утвержденный постановлением администрации г. Новокузнецка от 17.07.2012 № 97. По данному факту прокуратурой города в адрес Главы города внесено представление.
В ответе от 12.04.2019 № на представление прокурора г. Новокузнецка от 11.03.2019 № Администрация г. Новокузнецка указывает, что согласно распоряжению администрации города Новокузнецка от 05.08.2013 № 1680 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа» УДКХиБ поручено организовать обслуживание автомобильных дорог, указанных в приложении к данному распоряжению, а также определить сумму затрат на содержание этих автомобильных дорог и представить расчеты в Финансовое управление города Новокузнецка. В приложении к данному распоряжению указаны улицы <данные изъяты>. В ходе обследования улиц <данные изъяты> установлено, что ширина дороги по <адрес> составляет 3,8 м; ширина дороги по <адрес> составляет 3,5 м. Для обустройства указанных дорог такими элементами, как проезжая часть, обочины, пешеходные ограждения, тротуары, линии наружного освещения, система поверхностного водоотвода, согласно СНиП Н-К.3-62 «Улицы, дороги и площади населенных пунктов. Нормы проектирования» ширина полосы отвода земельного участка должна составлять не менее 20 м. Для размещения таких элементов обустройства автомобильной дороги как стационарное наружное освещение и тротуары необходимо обеспечить ширину полосы отвода земельного участка как минимум 7 м. При установленной ширине дорог по <адрес> обеспечить данный землеотвод без изъятия для муниципальных нужд земельных участков, находящихся в частной собственности, не представляется возможным. Таким образом, в ближайшее время оснащение данных улиц наружным освещением и обустройство их тротуарами не планируется. Между тем в рамках муниципальной программы Новокузнецкого городского округа «Обеспечение комфортного проживания в секторе индивидуальной жилой застройки», утвержденной постановлением администрации г. Новокузнецка от 14.11.2018 № 201, предусмотрено мероприятие «Текущее содержание дорог сектора индивидуальной жилой застройки». Исполнителем данного мероприятия определено УДКХ и Б. Учитывая состояние улиц <данные изъяты>, обследование которых проводилось в 2018 году, администрация г. Новокузнецка поручила УДКХ и Б провести работы по их содержанию. Со своей стороны УДКХ и Б указало, что на данных улицах будут проводиться работы по профилированию их проезжей части. Эти работы запланированы к проведению при наступлении благоприятных погодных условий в срок до 20.06.2019. Кроме того, в рамках взаимодействия и сотрудничества с организациями частной формы собственности в 2019 году в городе Новокузнецке реализуется экологические мероприятия, согласно утвержденному Главой города Новокузнецка плану. Данные мероприятия направлены на решение общегородских задач в области социально-экономического развития и благоустройства территории Новокузнецкого городского округа. В числе мероприятий, включенных в план, значатся мероприятия по благоустройству (содержанию) дорог сектора индивидуальной жилой застройки, в частности мероприятия по предоставлению материалов для благоустройства (отсыпки) дорог частного сектора. Срок реализации указанных мероприятий – 2-4 кварталы 2019 года. Перечень дорог частного сектора, подлежащих благоустройству, формируется районными администрациями города Новокузнецка. В связи с этим первым заместителем Главы города в адрес администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка направлено письмо о включении улиц <данные изъяты> в перечень дорог частного сектора, подлежащих благоустройству в 2019 году.
Из письма Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г. Новокузнецку от 18.07.2019 № следует, что сотрудниками отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку проведена проверка улиц <данные изъяты> Куйбышевского района г. Новокузнецка на предмет их соответствия требованиям к эксплуатационному состоянию. В результате обследования установлено, что кроме ранее выявленных недостатков, связанных с отсутствием наружного освещения и тротуаров на проезжей части <данные изъяты> имеются дефекты в виде выбоин и просадок. По факту наличия дефектов в Управление ДКХиБ администрации г. Новокузнецка направлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, железнодорожного переезда со сроками их устранения.
Согласно ответу Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка от 19.07.2019 № на требование прокурора г. Новокузнецка, в УДКХиБ 18.07.2019 из ОГИБДД по г. Новокузнецку поступил акт № о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) на участке <данные изъяты>. В данном ответе УДКХиБ также указывает, что на основании указанного акта в течение 12 суток, а именно до 30.07.2019 недостатки (дефекты) в виде выбоин и просадок путем профилирования будут устранены. В соответствии с постановлением администрации города Новокузнецка от 14.11.2018 № 201 «Об утверждении муниципальной программы Новокузнецкого городского округа «Обеспечение комфортного проживания в секторе индивидуальной жилой застройки» ответственным исполнителем – Администрацией Куйбышевского района г. Новокузнецка, исходя из аукционной документации, улица <данные изъяты> включена в План мероприятий, реализуемых в рамках данной Программы.
Исходя из письма Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка от 18.04.2019 №, согласно постановлению администрации города Новокузнецка от 10.04.2014 № 54 «О реализации норм Бюджетного кодекса РФ», в соответствии с порядком составления проекта бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Управление капитального строительства администрации города Новокузнецка в срок до 01.09.2019 направит предложения по изменению доходов и (или) объема и структуры бюджетных ассигнований на очередной финансовый год в финансовое управление администрации города Новокузнецка по расходным обязательствам на проектирование и реконструкцию <данные изъяты>
Постановлением Администрации города Новокузнецка от 17.07.2012 № 97 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа согласно приложению к данному постановлению. В данном приложении к постановлению в перечень автомобильных дорог включены также <данные изъяты> Куйбышевского района г. Новокузнецка. Кроме того, указанным постановлением № 97 постановлено управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка учитывать автомобильные дороги согласно перечню на балансе Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка в составе имущества казны Новокузнецкого городского округа; осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог, включенных в перечень, в соответствии со своими полномочиями.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 05.08.2013 № 1680 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа», на основании постановления администрации города Новокузнецка от 17.07.2012 № 97 в целях организации обслуживания и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, находящихся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка поручено принять на баланс для бюджетного учета в составе имущества муниципальной казны Новокузнецкого городского округа автомобильные дороги общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, согласно приложению к настоящему распоряжению, в том числе <данные изъяты>; организовать обслуживание автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа.
Во исполнение указанных выше Постановления Администрации города Новокузнецка от 17.07.2012 № 97, распоряжения Администрации г. Новокузнецка от 05.08.2013 № 1680, Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка вынесен приказ № от 03.10.2013 о передаче автомобильных дорог общего пользования местного значения на баланс УДКХиБ г. Новокузнецка для бюджетного учета в составе имущества муниципальной казны Новокузнецкого городского округа. Во исполнение указанного приказа № от 03.10.2013 автомобильные дороги в соответствии с перечнем переданы УДКХиБ на основании акта о приеме-передаче № 173-2013/к от 07.10.2013.
Согласно ответу Комитета градостроительства и земельных ресурсов от 28.12.2016 №, данному истцу на его обращение по вопросу ограничения передвижения по земельному участку, расположенному северо-восточнее индивидуального жилого дома по <адрес> в Куйбышевском районе, с учетом исторически сложившейся жилой застройки и схемой автомобильного и пешеходного движения по данному району, проезд и проход к земельному участку по <адрес> осуществляется и должен осуществляться по существующей автодороге с улицы <данные изъяты> Аналогичные сведения указаны в письме Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка от 02.10.2018.
Согласно ответу ОГИБДД Управления МВД по г. Новокузнецку от 30.09.2019 № 5/11413, сотрудниками отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Новокузнецку проведено обследование улично-дорожной сети города Новокузнецка в районе дома №. В результате обследования установлено, что подъезд в вышеуказанному дому возможен только с улицы <данные изъяты>
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 04.09.2018 по делу № 2-1870/2018 по иску прокурора города Новокузнецка к администрации города Новокузнецка о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорого местного значения, постановлено: Обязать Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, в том числе по <адрес>. Установить Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка срок для выполнения паспортизации дорог до 01.01.2021. Отказать в удовлетворении исковых требований к администрации города Новокузнецка о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа. Отказать в удовлетворении исковых требований к администрации города Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа – 15 км. Решение вступило в законную силу.
В ответе Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка от 21.10.2019 указано, что одним из требований действующего законодательства при формировании земельных участков, установления их границ и координат - это наличие доступа со свободных земель. В рассматриваемом случае в отношении земельного участка по <адрес> межевой план подготовлен кадастровым инженером Муниципального предприятия «Центр градостроительства и землеустройства» в 2013 году. При формировании и уточнении границ данного земельного участка доступ со свободных земель города предусмотрен по существующему местному проезду по <адрес>, что было указано на проектном плане образования земельного участка по улице <адрес> согласованном Комитетом градостроительства и земельных ресурсов в 2013 году. Распоряжением администрации города Новокузнецка № 776 от 11.04.2013 сформированный и поставленный на кадастровый учет указанный выше земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно ФИО1 под индивидуальный жилой дом. Так же сообщено, что на основании Постановления администрации города Новокузнецка № 45 от 24.05.2013 «О внесении изменений в постановление Главы города Новокузнецка от 21.12.2006 № 1886 «Об утверждении уточнённого единого реестра адресных наименований города Новокузнецка» предусмотрена улица <данные изъяты>. Информация о категории данной дороги, каким требования она отвечает и должна отвечать - в распоряжении Комитета отсутствует, так как вопросы организации и обслуживания дорог не входит в полномочие Комитета. По своему функциональному назначению – это местный проезд. В отношении улица <данные изъяты> информация о категории данной дороги, о требованиях по обслуживанию данной дороги, какими документами это регламентируется в распоряжении Комитета отсутствует, поскольку вопросы организации и обслуживания дорог не входит в полномочие Комитета.
Из ответа Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку от 17.10.2019 № следует, что <адрес> относится согласно Свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» относится к улицам и дорогам местного значения, улицам в зонах жилой застройки. Требования по эксплуатационному состоянию указанной улицы предусмотрены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно акту обследования участка <адрес> от 07.11.2019, сотрудниками отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку 07.11.2019 проведено обследование участка <адрес>. В результате обследования выявлены многочисленные дефекты покрытия (выбоины, промоины, просадки, провалы). А именно: <данные изъяты>
Согласно п. 1.4 Положения об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, утв. Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.04.2011 N 4/52, Управление наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 1.5 указанного Положения, финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет собственных доходов бюджета города Новокузнецка в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
В силу п. 1.6 Положения об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, Управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета города Новокузнецка.
В соответствии с п. 2.2 Положения об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, основными задачами Управления в числе прочего являются: реализация полномочий органа местного самоуправления в сфере организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа (учитываемых на балансе Управления); осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на балансе Управления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно признал за ФИО1 право на безопасное использование автодороги, ведущей к дому ФИО1 по адресу <адрес> а также проезд <адрес>, и, соответственно, обязал Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка в срок до 01.01.2021 привести проезжую часть автомобильной дороги по <адрес>, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устранив имеющиеся дефекты, а именно: устранить просадки, выбоины, промоины, провалы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью, и в срок до 01.01.2021 привести участок дороги по <адрес>, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устранив имеющиеся дефекты, а именно: устранить просадки, выбоины, промоины, провалы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью.
При этом в удовлетворении остальных исковых требований судом обоснованно отказано.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, что автомобильные дороги по <адрес> на являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, что данные дороги не проектировались и не строились, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В частности, данные доводы противоречат сведениям, изложенным в ответе Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка от 21.10.2019, согласно которого в отношении земельного участка по <адрес> доступ со свободных земель города предусмотрен по существующему местному проезду по <адрес>, что указано на проектном плане образования земельного участка по <адрес> согласованном Комитетом градостроительства и земельных ресурсов в 2013 году.
При этом на основании Постановления администрации города Новокузнецка № 45 от 24.05.2013 «О внесении изменений в постановление Главы города Новокузнецка от 21.12.2006 № 1886 «Об утверждении уточнённого единого реестра адресных наименований города Новокузнецка» предусмотрена улица <данные изъяты>.
То обстоятельство, что у администрации г. Новокузнецка, в том числе в лице ее структурных подразделений - Комитета градостроительства и земельных ресурсов и Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка отсутствует информация о категории данной дороги, каким требования она отвечает и должна отвечать – не является основанием к освобождению ответчика Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка от обязанности привести проезжую часть данной автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, устранив имеющиеся дефекты.
При этом в обжалуемом решении суд первой инстанции обоснованно указал на то, что именно на Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, Управление является главным распорядителем средств бюджета г. Новокузнецка
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие на <адрес> покрытия, установленного для облегченного, переходного типа дорожной одежды, и то обстоятельство, отсутствие в акте о приеме-передаче № подписи от имени Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, также не освобождает ответчика Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка от возложенных на него судом обязанностей.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, <данные изъяты> переданы на баланс Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка и решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 04.09.2018 на Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка возложена обязанность по проведению паспортизации указанных улиц.
Доводы апелляционной жалобы, что положения СП 42.13330.2011 к дороге по <адрес> применению не подлежит, основаны на неверном толковании права.
Указание в апелляционной жалобе на то, что исполнение обжалуемого решения может привести к квалификации действий Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка как нецелевое использование бюджетный средств, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с п.2 ст.13 ГК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, указание апеллянта на то, что финансирование на приведение указанных дорог в соответствие отсутствует, по мнению судебной коллегии, не должно влиять на восстановление прав истца и удовлетворение требований в указанной части.
Злоупотребления правом со стороны истца не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка – ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: