ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3372/18 от 19.09.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Круподеря И.В. Дело № 33 – 3372/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Пуховой Е.В.,

судей Громацкой В.В., Кычкиной Н.А.

при секретаре Семеновой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2018 года

гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2018 года, которым

по иску ФИО1 к администрации муниципального образования городское поселение «п. Белая Гора», автономному учреждению «Служба заказчика» муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора» о регистрации договора купли продажи квартиры

постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образование городское поселение «п. Белая Гора», Автономному учреждению «Служба заказчика» муниципального образование городское поселение «п.Белая Гора» о регистрации договора купли продажи квартиры, отказать.

Заслушав доклад судьи Громацкой В.В., объяснение представителя истца ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к АМО ГП «п.Белая Гора» о регистрации договора купли-продажи квартиры, указав на то, что 02.12.2011 года между истцом и АУ «Служба заказчика» МО ГП «п.Белая Гора» заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ........... Квартира оценена в .......... руб. По дополнительному соглашению от 28.02.2012 цена квартиры уменьшилась на .......... руб., в связи с задолженностью по коммунальным услугам. Денежные средства были перечислены ФИО1 в день подписания договора. В настоящее время АУ «Служба заказчика» находится в стадии ликвидации. До настоящего времени переход права собственности на квартиру не зарегистрирован в органах Росреестра, ответчик уклоняется от регистрации договора. Просит возложить на ответчика обязанность зарегистрировать договор купли-продажи от 02.12.2011 года и произвести регистрацию перехода права собственности от истца на имя ответчика, оплатить жилищно-коммунальные услуги, согласно дополнительному соглашению от 28.02.2012 года.

Определением Усть-Янского районного суда от 29 мая 2018 года в качестве соответчика привлечено АУ «Служба заказчика» МО ГП «п. Белая Гора».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель истца ФИО2 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение ввиду нарушения суд норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указал, что судом установлено, что АУ «Служба заказчика» находится на стадии ликвидации, из реестра юридических лиц не исключен.

Ответчик о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил.

В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уклонения одной из сторон от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.

Передача недвижимости не означает перехода права собственности, но является одним из оснований для регистрации перехода права собственности, если иное не указано в договоре или законе.

В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе ее стороны. Следовательно, в данном случае уклонение ответчика от совершения названных действий создало истцу препятствия в регистрации перехода права собственности на спорное имущество.

Ни Гражданский кодекс РФ, ни приведенный Федеральный закон N 122-ФЗ, не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему.

Из материалов дела судом установлено, 02 декабря 2011 года между ФИО1 и Автономным учреждением «Служба заказчика» МО ГП «п. Белая Гора» заключен договор купли продажи трехкомнатной квартиры, принадлежащей ФИО1 на праве собственности и расположенной по адресу: .........., общей площадью *** кв.м. Данная квартира оценена сторонами в .......... рублей. Данный договор подписан сторонами, удостоверен печатью АУ «Служба заказчика». Дополнительным соглашением к договору от 28.02.2012г. в связи с наличием задолженности по ЖКУ стоимость квартиры уменьшена на сумму задолженности в размере .......... руб. (л.д. 8-9).

Из имеющихся в материалах дела сведений Росреестра по Республике Саха (Якутия) от 23.01.2018 года усматривается, что правообладателем указанной квартиры является истец (л.д. 25-26).

Кроме того, из материалов дела установлено, что 14 февраля 2018 года истец в адрес ответчика направлял претензию, в которой просил в срок до 23 февраля 2018 года провести государственную регистрацию перехода права собственности квартиры, однако со стороны ответчика надлежащих действий не последовало.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам. При этом указал, что ФИО1 имела право предъявить иск к ликвидационной комиссии о понуждении к регистрации квартиры, а не к учредителю МО ГП «п.Белая Гора» и учреждению АУ «Служба заказчика».

Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения, относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В силу подп. 5 п. 1 ст. 33 Устава МО ГП «п. Белая Гора», поселковая администрация уполномочена, в том числе на управление муниципальной собственностью городского поселения, включая создание муниципальных предприятий и учреждений.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредителем муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование.

Согласно ч. 3 ст. 9.1 Закона N 131-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляет уполномоченный орган муниципального образования, если иное не установлено федеральным законом.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ).

В соответствии со статьями 2 и 3 названного федерального закона автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Согласно статье 19 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляются в порядке, установленном, в том числе местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений.

Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

Абзацем первым п. 5 ст. 123.22 ГК РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 12.02.2018г. № ... установлено, что учредителем АУ «Служба заказчика» является МО ГП «п. Белая Гора» Абыйского улуса (района) РС (Я) (л.д. 10-14).

Также установлено, что указанное учреждение находится на стадии ликвидации. Решение о ликвидации АУ «Служба заказчика» принято учредителем 24.12.2013 года.

При установленных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что требования ФИО1 основаны на неисполнении АУ «Служба заказчика», ликвидируемого по решению собственника имущества учреждения, требований, предусмотренных ст. 551 ГК РФ, а также то, что иск о регистрации купли-продажи квартиры за нарушение учреждением договорных обязательств был предъявлен в процессе ликвидации данного учреждения, в связи с чем, предъявление иска к собственнику имущества автономного учреждения в соответствии с положениями пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно.

В силу п. 2 ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что договор купли-продажи заключен в требуемой форме, не оспорен, не расторгнут, а покупатель уклоняется от государственной регистрации сделки и перехода права собственности, то продавец вправе в силу ст. ст. 165 и 551 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать вынести решение о регистрации сделки и перехода права собственности.

Таким образом, поскольку при заключении договора купли-продажи между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям, форма договора, установленная законом соблюдена, квартира передана покупателю, поэтому данный договор является обязательным для сторон. Цена квартиры и порядок расчетов между сторонами определены договором купли-продажи. Согласно п. п.4 и 6 договора и дополнительного соглашения от 02.12.2012г. следует, что денежные средства выплачены продавцу в день подписания настоящего договора, указанный договор имеет силу акта приема-передачи.

Решение в части требования по оплате жилищно-коммунальные услуги, согласно дополнительному соглашению от 28.02.2012 года оставить без изменения, поскольку та задолженность по коммунальным услугам до заключения договора была учтена при составления указанного договора, а после заключения договора информации о задолженности в материалах дела отсутствует. При этом, ФИО1 не наделена полномочиями о взыскании задолженности по коммунальным услугам от ресурсоснабжающей организации.

При таких обстоятельствах коллегия полагает постановленное решение незаконным и необоснованным и подлежащим отмене в части, а исковые требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.

определила:

Решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2018 года по данному делу отменить, принять новое решение, которым иск ФИО1 к администрации муниципального образования городское поселение «п. Белая Гора», автономному учреждению «Служба заказчика» муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора» о регистрации договора купли продажи квартиры удовлетворить в части.

Автономному учреждению «Служба заказчика» МО ГП «п. Белая Гора» произвести государственную регистрацию перехода права собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: .........., общей площадью *** кв.м., кадастровый № ....

В остальной части оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Е.В. Пухова

Судьи: Н.А. Кычкина

В.В. Громацкая