33-3372/2018 судья Сафрошкина А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2019 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Рогозиной Н.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рязани (государственное учреждение) на решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 02 ноября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Рязани (государственное учреждение) о досрочном назначении страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда с 08 февраля 2018 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани (государственное учреждение) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с вредными условиями труда с 08 февраля 2018 года, засчитав в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов производства вискозного штапельного волокна ОАО «Рязанские химические волокна (Виско-Р)» с 05 марта 1999 года по 08 октября 2000 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рязани, ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области по доверенности ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против доводов жалобы представителя ФИО1 по доверенности ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Рязани (государственное учреждение) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что 08 февраля 2018 года она обратилась в ГУ УПФР в г. Рязани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с работой с вредными условиями труда).
Решением ГУ УПФР в г. Рязани от 01 марта 2018 года № 26 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж ФИО1 по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 пенсионным органом не был засчитан период ее работы в должности контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов ОАО «ВИСКО-Р» с 5 марта 1999 года по 8 октября 2000 года, так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета за данный период работы сданы ОАО «ВИСКО-Р» без указания кода льготы.
ФИО1 считает решение пенсионного органа незаконным, полагая, что спорный период ее работы в должности контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов ОАО «ВИСКО-Р» подлежит учету как работа с вредными условиями труда.
С учетом уточнения заявленных требований просила суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 08 февраля 2018 года, обязать ответчика засчитать в стаж ее работу с вредными условиями труда в должности контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов производства вискозного, штапельного волокна с 05 марта 1999 года по 08 октября 2000 года и назначить ей страховую пенсию по старости с 08 февраля 2018 года.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в городе Рязани просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 08 февраля 2018 года ФИО1, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с особо вредными условиями труда), обратилась в ГУ УПФР в г. Рязани с заявлением о назначении указанной пенсии.
Решением ГУ УПФР в г. Рязани от 1 марта 2018 г. N 26 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом пенсионным органом в стаж для досрочного назначения пенсии засчитаны периоды работы истца в АООТ «ВИСКО-Р» в прядильно-отделочном цехе №1 учеником аппаратчика, аппаратчиком приготовления прядильных растворов в прядильно-отделочном цехе с 27 февраля 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 08 марта 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 28 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 10 ноября 1998 года, с 01 января 1999 года по 06 февраля 1999 года, а всего 03 года 06 месяцев 19 дней.
В льготный стаж ФИО1 не включен период работы с 05 марта 1999 года по 08 октября 2000 года в должности контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов ОАО «ВИСКО-Р», так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета за данный период работы сданы организацией без указания кода льготы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что как должность, так и производство, где работала истица в спорный период, предусмотрены Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Кроме того, сослался на имеющиеся в материалах дела штатные расписания рабочих по производству вискозного штапельного волокна ОАО «ВИСКО-Р» за период с 01 марта 1999 года по 2000 год, где указана должность, аналогичная должности истицы, условия труда определены как «вредные», лицевые счета за спорный период, Перечни профессий из «Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работ, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях по ОАО «ВИСКО-Р» (утверждены генеральным директором ОАО в 1999г., 2000г.), где указаны должности «контролер качества продукции и технологического процесса химического цеха участка технического контроля», «контролер качества продукции и технологического процесса прядильно-отделочного и кислотного цехов участка технологического контроля» и которые ежегодно предоставлялись ОАО «ВИСКО-Р» в пенсионный орган, а также архивную справку ГБУ РО «ГАРО» С-7768 от 26 января 2018 года.
В обоснование своих выводов суд первой инстанции также сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П и указал, что тот факт, что работодатель не указывал код льготный профессии, сам по себе не является основанием для возложения на истицу неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения ее права на зачет периода трудовой деятельности в специальный стаж.
Принимая во внимание, что при условии зачета в стаж истицы спорного периода на момент обращения в пенсионный орган у нее имелся необходимый стаж для досрочного назначения пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты ее обращения в УПФР в г. Рязани, то есть с 08 февраля 2018г.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Списком N 1 право на льготное пенсионное обеспечение установлено рабочим, руководителям и специалистам, занятым полный рабочий день в производствах вискозного волокна в химических, прядильных, отделочных, кислотных цехах (позиция 11600000-17541 раздела XVI "Производство искусственного и синтетического волокна»), работникам отдела технического контроля, занятым полный рабочий день в химических, прядильных и отделочных цехах (позиция 11600000-1754а этого же раздела).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о наличии у истца специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 14 августа 1998г., спорный период ее трудовой деятельности имел место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношения специального стажа ФИО1 за спорный период, а именно с 05 марта 1999 года по 08 октября 2000 года в качестве контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов производства вискозного штапельного волокна ОАО «Рязанские химические волокна (Виско-Р)» предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен.
Судом не учтено, что в отношении ФИО1 работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорного периода работы ФИО1 являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие выполнение ею работы постоянно в течение полного рабочего дня в спорный период, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Штатные расписания рабочих по производству вискозного штапельного волокна ОАО «ВИСКО-Р» за период с 01 марта 1999 года по 2000 год, где указана должность, аналогичная должности истицы, для которой условия труда определены как «вредные», лицевые счета за спорный период, Перечни профессий из «Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работ, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях по ОАО «ВИСКО-Р», где указаны должности «контролер качества продукции и технологического процесса химического цеха участка технического контроля», «контролер качества продукции и технологического процесса прядильно-отделочного и кислотного цехов участка технологического контроля», которые предоставлялись ОАО «ВИСКО-Р» в пенсионный орган, а также архивная справка ГБУ РО «ГАРО» С-7768 от 26 января 2018 года о количестве отработанного ФИО1 времени за период с 1995 по 2000 году в ОАО Рязанские химические волокна (ВИСКО-Р), на которые сослался суд первой инстанции, бесспорно указанные обстоятельства не подтверждают.
Также, суд первой инстанции не учел, что ОАО «ВИСКО-Р» предоставляло в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, поименные списки работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе и за 1999-2000г.г., ФИО1 в указанных списках отсутствует.
Ссылка суда первой инстанции на показания свидетелей необоснованна, поскольку к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания, характер работы для подтверждения специального стажа показаниями свидетелей не подтверждается.
Несостоятельна и ссылка суда на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в обоснование вывода о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника обязан работодатель.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу в систем норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Таким образом, правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации и примененная в настоящем деле судом первой инстанции, не относится ни к предмету, ни к основанию заявленного ФИО1 иска.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж ФИО1 периода ее работы в должности контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов производства вискозного штапельного волокна ОАО «Рязанские химические волокна (Виско-Р)» с 05 марта 1999 года по 08 октября 2000 года и о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 08 февраля 2018 г. нельзя признать правомерным.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление не может быть признано законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам (пункты 3,4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном применении судом методики подсчета фактически отработанного истицей времени в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2017г. № 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2017 N 45735) не имеют правового значения, поскольку спорный период работы ФИО1 не подлежит зачету в стаж для досрочного назначения пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 02 ноября 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Рязани (государственное учреждение) о досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда с 08 февраля 2018 года, возложении на Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани (государственное учреждение) обязанности по назначению ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда с 08 февраля 2018 года, зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы в должности контролера качества продукции и технологического процесса химического, прядильно-отделочного, кислотного цехов производства вискозного штапельного волокна ОАО «Рязанские химические волокна (Виско-Р)» с 05 марта 1999 года по 08 октября 2000 года отказать.
Председательствующий
Судьи