Судья: Адаманова Э.В. | дело № 33-33754/202350RS0052-01-2023-001848-70 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 15 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гирсовой Н.В.,
судей Мизюлина Е.В., Маркина Э.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амелиной Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-2963/2023 по правилам суда первой инстанции по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области об оспаривании решений руководителя Окружного управления социального развития № 7 Министерства социального развития Московской области в отказе назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи,
по апелляционной жалобе ФИО на решение Щелковского городского суда Московской области от 13 апреля 2023 года,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя 3-лица – Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области,
УСТАНОВИЛА:
первоначально ФИО обратился в суд с иском в порядке Административного судопроизводства к Окружному управлению социального развития №7 Министерства социального развития Московской области о признании незаконными и отмене решений административного ответчика об отказах в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, присвоение (продления) льготного статуса многодетной семьи по заявлениям № 2261056273, № Z00_2022-11-28_3487, № P001-8712984273-67481905 соответственно; обязании административного ответчика назначить и выплатить за прошедший период ежемесячную денежную выплату на детей от трех до семи лет включительно, ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, а также обязать присвоить (продлить) льготный статус многодетной семьи по заявлениям № 2261056273, № Z00_2022-11-28_3487, № P001-8712984273-67481905.
В обоснование требований административного иска указал, что является многодетным отцом, ветераном боевых действий, зарегистрирован по месту прохождения службы по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> В 2012 году он обеспечен служебным жилым помещением по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. 07.11.2022 через портал «Госуслуги» обратился в адрес начальника Окружного управления социального развития № 7 Министерства социального развития Московской области с заявлением №2261056273 о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно. 25.11.2022 ФИО получено уведомление от 24.11.2022 № 482754 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно по следующим основаниям: Получение сведений, указывающих на наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; Превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения; Отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов. 27.11.2022 через региональный портал государственных услуг обратился с заявлением № Z00_2022-11-28_3487 в Окружное управление социального развития № 7 Министерства социального развития Московской области для предоставления государственной услуги «Ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг». Решением Окружного управления социального развития № 7 Министерства социального развития Московской области от 07.12.2022 № 502030 отказано в предоставлении государственной услуги «Ежемесячная компенсация платы за занимаемую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг» по следующим причинам: Представление Заявителем неполных и (или) недостоверных сведений. 07.01.2023 через портал государственных услуг обратился с заявлением P001-8712984273-67481905 в Окружное управление социального развития № 7 Министерства социального развития Московской области для предоставления государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семьи». Решением Окружного управления социального развития № 7 Министерства социального развития Московской области от 13.01.2023 № 8308 отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семьи» по следующим основаниям Отсутствие у заявителя права на получение Государственной услуги. С вышеуказанными решениями не согласен, считает их незаконными и подлежащими отмене, так как у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявлений.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 13 апреля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, исковые требования удовлетворить.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27.09.2023 года судебная коллегия определила перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и дело передано на рассмотрение судебную коллегию по гражданским делам (социальный состав).
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда 16.10.2023 года перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, из ответчиков исключено Окружное управление социального развития №7 Министерства социального развития Московской области, поскольку не является юридическим лицом. Привлечено в качестве ответчика Министерство социального развития Московской области, а также привлечено к участию в деле в качестве 3-лица, не заявляющего самостоятельных требований Отделение фонда Пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 01.11.2023 года к производству принято уточненное исковое заявления, в котором истец просит: признать его право на ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО<данные изъяты> г.р. в возрасте от трех до семи лет включительно с 1 января 2022 год, на ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг как многодетного отца с сентября 2021 года, на присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи (отца) в Московской области; признать незаконными и отменить решения об отказах в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО<данные изъяты> г.р. от трех до семи лет включительно, ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг как многодетному, присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи (отца); обязать ответчика назначить и выплатить за прошедший период 2022 2023 года ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО<данные изъяты> г.р. в возрасте от трех до семи лет включительно, ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг как многодетному отцу с сентября 2021 года по июль 2023 года, а также обязать присвоить (продлить) льготный статус многодетной семьи (многодетного отца) (л.д. 228-233).
В судебное заседание 15.11.2023 года представитель ответчика не явился, извещены надлежащим образом (л.д.268).
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителя 3-лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ФИО обращался к административному ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно 06.11.2022 г.
По указанному заявлению истца ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, о чем истцу было сообщено уведомлением № 482754 от 24.11.2022 г.
Причиной для отказа в предоставлении государственной услуги явилось наличие нескольких оснований, а именно: 1. Получение сведений, указывающих на наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; 2. Превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения; 3. Отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов.
Истец при подаче заявления 06.11.2022 г. не указал в заявлении факт того, что он проходит службу в Минобороны РФ и имеет доход в размере 1 208 355, 46 руб., который не был указан в заявлении.
В рамках полномочий административным ответчиком получена справка Минобороны России от 11.11.2022г. о доходах истца за период с июля 2021 по июнь 2022 (на сумму 1 223 355 рублей 46 копеек).
Также, из материалов дела следует, что истец 27.11.2022г. обратился с заявлением номер Z00_2022-11-28_3487 на выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с использованием РПГУ.
К заявлению приобщил электронный образ паспорта гражданина РФ серия 4611 № 095855.
Истцу выдано удостоверение многодетного отца №ЩУ1707 с периодом действия с 28.08.2013 по 17.08.2021.
В материалы дела представлены апелляционное определение Московского областного суда от 26.07.2021 года по делу № 33-19531/2021, которым на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также приложено апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2020 по делу № 33-21683/2020, которым на ответчика возложена обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки предусмотренные подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года <данные изъяты> «О ветеранах» по оплате компенсации расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, а также ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг, как многодетному отцу.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован по месту нахождения войсковой части по адресу: <данные изъяты>.
Истец состоит в браке с ФИО, <данные изъяты> года рождения, имеет трех детей: ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения и одного совершеннолетнего - ФИО, <данные изъяты> года рождения. Супруга и дети истца зарегистрированы по месту жительства: Россия, <данные изъяты>.
07.01.2023 года истец обратился с заявлением номер Z00_2023-01-09_3250 о выдаче (продлении срока действия) удостоверения многодетной семьи с использованием Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (https://uslugi.mosreg.ru).
К заявлению представил следующие электронные образы документов: паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты> паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты><данные изъяты>; свидетельство о рождении IIВС <данные изъяты>; свидетельство о рождении IIВС <данные изъяты>; свидетельство о рождении IVИК <данные изъяты>; свидетельство о рождении VИК <данные изъяты>; согласие на обработку персональных данных; справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения <данные изъяты>.
В соответствии с п. 14 Порядка в рамках межведомственного информационного взаимодействия административному ответчику поступили сведения из Министерства внутренних дел Российской Федерации об отсутствии у членов семьи административного истца постоянной регистрации по месту жительства в Московской области а именно: ФИО, <данные изъяты>., ФИО, <данные изъяты>р., ФИО, <данные изъяты>ФИО, 17.08.2003г.р., ФИО, <данные изъяты>
13.01.2023г. ответчиком вынесено решение № 8308 об отказе в предоставлении Министерством социального развития Московской области государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» по следующим основаниям Отсутствие у заявителя права на получение Государственной услуги.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования об обязании Министерство социального развития Московской области присвоить ФИО статус многодетной семьи, предоставить с 01.09.2021 года по 06.07.2023 года истцу в соответствии с положениями подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов: платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и занимаемой общей площади жилых помещений; меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг жилого помещения, судебная коллегия исходит из следующего.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Согласно ст. 2 указанного Закона Московской области № 1/2006-03 12.01.2006 года, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В ст. 1 закона указывается, что действие закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.
Многодетная семья, согласно п. 2 Закона Московской области № 1/2006-03 12.01.2006 года - это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
П. 4 ст. 21 Закона Московской области № 1/2006-03 12.01.2006 года меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 9 сентября 2021 г. N 822/30 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно п. 3 указанного Порядка льготный статус присваивается при наличии места жительства в Московской области у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо у матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и у их не менее трех детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет.
Пунктом 17 Порядка основаниями для отказа в присвоении (продлении) льготного статуса являются: отсутствие у заявителя права на присвоение (продление) льготного статуса в соответствии с законодательством Московской области; несоответствие информации, которая содержится в сведениях и документах, представленных заявителем (представителем Заявителя), сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия; лишение заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака) родительских прав или ограничение в родительских правах в отношении ребенка (детей); помещение ребенка (детей) на полное государственное обеспечение; объявление ребенка (детей) в возрасте до 18 лет полностью дееспособным(и) в соответствии с законодательством Российской Федерации или приобретение им(и) дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым установление совместного проживания членов семьи, зарегистрированной на территории Московской, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет.
Истцом в суд апелляционной инстанции представлена справка от 26.10.2023 года, выданная НПО ЧУ «Колледж экономики и права», в которой указано, что ФИО, <данные изъяты> года рождения, в 2021 году поступила и в настоящее время учится на 3 курсе, форма обучения очная, срок окончания обучения 30.06.2024 года (л.д. 243).
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 19.12.2017 N 1082/46.
Согласно п.5 указанного порядка, при обращении за назначением компенсации получателем (представителем) необходимо представить, в том числе, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.
В соответствии со ст. 15 Закона Московской области от 12.01.2006 г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) предоставляется многодетным семьям.
Согласно абз.2 указанной статьи Закона Московской области от 12.01.2006 №1/2006-03 компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 29.03.2022 N299 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области».
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 2).
Указанным Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определено, что компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области по месту жительства получателя в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Из материалов дела усматривается, что истец является военнослужащим Министерства Обороны РФ.
Согласно договора найма служебного жилого помещения от 04.12.2012 года, истцу, а также членам его семьи предоставлено в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, срок договора заключен до 23.06.2017 года (л.д.202-207).
В дальнейшем произошло переименование адреса вышеуказанной квартиры на: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Дополнительным соглашением от 03.09.2021 года договор заключен на срок действия до 22.06.2024 года (л.д.208).
Согласно представленного истцом акта сдачи-приема жилого помещения от 06.07.2023 года, истец сдал ФГУК «ЗРУЖО» МО РФ вышеуказанную квартиру (л.д.239-240).
Истцом представлены доказательства оплаты коммунальных услуг за вышеуказанную квартиру.
01.07.2023 года между истцом и ФИО заключен договор найма жилого помещения по адресу: <данные изъяты>. Договор заключен сроком на 11 месяцев (л.д.242).
Действительно, в паспорте истца указана регистрация по месту жительства: <данные изъяты>, без указания адреса дома и квартиры, то есть, по месту прохождения военной службы.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Регистрация истца и членов его семьи по адресу: Московская область, д. Медвежьи озера обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Истцом представлены свидетельства о регистрации по месту пребывания его и всех членов его семьи по адресу: <данные изъяты> сроком с 05.10.2021 года по 05.10.2024 года (л.д.209-211).
Таким образом, судебной коллегией установлено, что истец и члены его семьи фактически проживали в предоставленном истцу по договору служебного найма жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> 2012 года по 06.07.2023 года, а в дальнейшем стали проживать по адресу: <данные изъяты>
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что истец с семьей фактически проживал и проживает по вышеуказанным адресам в Московской области, является многодетным отцом, ветераном боевых действий, то истцу должны быть предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами, а именно, судебная коллегия возлагает обязанность на Министерство социального развития Московской области присвоить ФИО статус многодетной семьи, предоставить с 01.09.2021 года по 06.07.2023 года истцу в соответствии с положениями подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов: платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и занимаемой общей площади жилых помещений; меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений комиссии ответчика, которым отказано в предоставлении статуса многодетной семьи, а также предоставлении компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, судебная коллегия исходит из того, что ответчик принимал решения в рамкам предоставленных ему полномочий, исходя из представленных документов, в которых отсутствовали сведения о постоянном месте жительства истца и членов его семьи в <данные изъяты>.
Однако, поскольку в судебном порядке установлен факт проживания истца с членами семьи в Московской области, исходя из представленных доказательств, то судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении исковых требований в вышеуказанной части.
Разрешая спор и возлагая обязанность на Министерство социального развития Московской области назначить ФИО ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, с 01.01.2022 года, судебная коллегия исходит из следующего.
На дату подачи истцом заявления от 06.11.2022 № 2261056273 регулировались, Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N384 (ред. от 28.04.2022) "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (Далее - Основные требования), Законом Московской области от 10.04.2020 № 57/2020-ОЗ (ред. от 06.07.2022) «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей в Московской области» (Далее – Закон №57/2020-ОЗ), Постановлением Правительства Московской области от 13.04.2021 N 271/12 (ред. от 14.12.2021) "Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" (далее – Порядок).
Согласно пункту 1 Основных требований настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
П.1 Порядка определяет механизм и условия предоставления в Московской области нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ЕДВ на ребенка).
П.2 Порядка ЕДВ на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации и имеющему место жительства в Московской области (далее также - заявитель, получатель), на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в Московской области, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения на дату обращения за назначением ЕДВ на ребенка (далее - ВПМ на душу населения).
П.6 Порядка ЕДВ на ребенка предоставляется с даты достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этой даты. В остальных случаях ЕДВ на ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением. ЕДВ на ребенка устанавливается на 12 месяцев (п. 6).
П.8 Порядка за назначением ЕДВ на ребенка заявитель может обратиться в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по своему выбору независимо от места жительства на территории Московской области либо направить заявление в территориальное подразделение Министерства посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Заявление оформляется по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее соответственно – заявление).
П.9 Порядка по усмотрению заявителя - заявление может быть подано в форме электронного документа с простой электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ), в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
В силу п.14. Порядка территориальное подразделение Министерства запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы (сведения), указанные в Примерном перечне документов (сведений), необходимых для назначения ЕДВ на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденном Постановлением N 384, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Согласно п. 16 Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации либо образовательной организации среднего профессионального или высшего образования по очной форме, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Пунктом 18 Порядка предусмотрены какие виды доходов учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи: 1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; 2) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; 3) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам (адъюнктам), обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; 4) сумма полученных алиментов; 5) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; 6) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); 7) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; 8) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; 9) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; 10) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики; 11) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества; 12) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; 13) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"; 14) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; 15) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью; 16) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Согласно п. 19 среднедушевой доход семьи для назначения ЕДВ на ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления (далее - расчетный период), путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Таким образом, с учетом п. 19 Порядка сведения о доходе истца необходимо предоставить за период с 01.07.2021 по 30.06.2022.
П. 32 Порядка решение об отказе в назначении или перерасчете ЕДВ на ребенка принимается, в том числе в случае: превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения; наличия в заявлении недостоверных или неполных данных; отсутствия у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами 1, 2 (в части пенсий), 3 (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), 6, 10, 12 - 14, 16 пункта 18 настоящего Порядка, за период, предусмотренный пунктом 19 настоящего Порядка.
Согласно Постановления Правительства Московской области от 13.12.2021 N 1333/44 величина прожиточного минимума на 1-го члена семьи – 16 223,00 рубля.
Истцом представлены доказательства, что супруга истца за спорный период доходов не имела, о чем представлены сведения о трудовой деятельности из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (л.д.243-244).
В ходе рассмотрения дела, истцом представлены расчетные листки по полученному денежному довольствию за вышеуказанный период (л.д. 192-203).
В соответствии с 18 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Постановление Правительства МО от 13.04.2021 N 271/12, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с пунктами 34 и 35 приказа Министра обороны РФ от 06.12.2019 года №727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (далее - Порядок (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2020 № 57168) военнослужащим по контракту ежемесячные дополнительные выплаты (далее - надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности).
Надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров одновременно с выплатой оклада денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
При этом разделом III Порядка определены следующие виды надбавок: Ежемесячная надбавка за выслугу лет; Ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию); Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; Ежемесячная надбавка за особые условия военной службы; Ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; Процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; Ежемесячная надбавка военнослужащим, имеющим высшее юридическое образование и занимающим воинские должности юридической специальности; Дополнительная ежемесячная выплата военнослужащим из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинским подразделением.
Разделом IV Порядка определены иные дополнительные выплаты: Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; Ежегодная материальная помощь; Повышающие коэффициенты к денежному довольствию, размеры окладов по воинским должностям и дополнительных выплат военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах; Коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) к денежному довольствию военнослужащих; Процентная надбавка к денежному довольствию военнослужащих за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях.
Указанный перечень надбавок и дополнительных выплат, составляющих денежное довольствие является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
При этом, согласно правовым актам Министра обороны РФ (приказ МО РФ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» приказ МО РФ от 09.10.2014 № 725дсп «Об утверждении правил денежной выплаты за особые достижения в военной службе, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ») вместе с денежным довольствием одновременно выплачиваются иные выплаты предусмотренные указанными выше приказами.
Согласно расчетно-платежным (платежной) ведомостям истца за период с 01.07.2021 по 30.06.2022 вместе с денежным довольствием ему выплачивалась ежемесячно денежная надбавка за особые достижения в военной службе в размерах 19 644 руб. за июль, август и сентябрь 2021 года, 20 392 руб. за октябрь, ноябрь и декабрь 2021 года, 20 063, 10 руб. за январь 2022 года, 17 843 руб. за февраль и март 2022 года, 9 921, 80 руб. за апрель 2022 года, 20 276, 20 руб. за май 2022 года и 18 924, 45 руб. за июнь 2022 года, а также материальное стимулирование за 2021 год в декабре 2021 года в размере 18 000 руб.
Указанные выше выплаты за особые достижения в военной службе и материальное стимулирование, не являющиеся денежным довольствием военнослужащего, суммарно составили 202 195, 55 руб.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13.04.2021 № 271/12 (подпункт 6 пункт 18), доход истца за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, то есть с 01.07.2021 по 30.06.2022 составил 980 375,91 руб. Размер дохода на одного члена моей семьи составил 13 616,33 рублей (980 375,91/12=81 697,99/6=13 616,33), что является ниже установленного среднедушевого дохода величины прожиточного минимума на душу населения в Московской области в размере 16 223 руб.
С учетом изложенного, судебная коллегия возлагает обязанность на Министерство социального развития Московской области назначить ФИО ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, с 01.01.2022 года.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щёлковского городского суда Московской области от 13 апреля 2023 года отменить.
Обязать Министерство социального развития Московской области присвоить ФИО статус многодетной семьи, предоставить с 01.09.2021 года по 06.07.2023 года ФИО в соответствии с положениями подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов: платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и занимаемой общей площади жилых помещений; меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить ФИО ежемесячную денежную выплату на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, с 01.01.2022 года.
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО о признании незаконными отказов в назначении ежемесячной денежной компенсации за занимаемую площадь жилого помещения и коммунальных услуг.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17.11.2023 года.
Председательствующий
Судьи