Судья – Зыкова Е.И.
Дело № 33 – 3377/2018
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Хасановой В.С., Ворониной Е.И.,
при секретаре Мусулевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 28 марта 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 6 плюс» на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 29 января 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кунгурского городского прокурора Пермского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 6 плюс» о возложении обязанности обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещаемой на официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «домоуправление № 6 плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), юридический адрес: <...>, фактический адрес: <...>, обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://домоуправление6плюс.уксайт.рф в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 6 плюс» в доход муниципального образования «Город Кунгур» государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп. (Триста руб. 00 коп.)».
Заслушав доклад судьи Хасановой В.С., пояснения представителя истца прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Домоуправление № 6 плюс» о возложении обязанности обеспечения доступности интернет сайта для лиц, ограниченных по зрению, мотивируя исковые требования тем, что по результатам проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации установлено, что в ООО «Домоуправление № 6 плюс» не обеспечен в полном объеме беспрепятственный доступ инвалидов к информации в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствие с ГОСТом, что свидетельствует о нарушении требований Федерального законодательства о социальной защите инвалидов, влекущем нарушение права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации, размещенной на официальном сайте, нарушении права на получение гарантированной законом информации неопределенного круга лиц. В обоснование доводов искового заявления прокурор ссылается на ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 года, вступившей в силу для России 25.10.2012 года, ст. 7 Конституции РФ, ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 14, 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», национальный стандарт РФ ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», п. 2, 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731. Во исполнение ст. 45 ГПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просил обязать ООО «Домоуправление № 6 плюс» привести сайт http://домоуправление6плюс.уксайт.рф в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает, представитель ответчика ООО «Домоуправление № 6 плюс» ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования признала полностью.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе ответчика, приводит доводы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку на момент вынесения решения суду были представлены доказательства соответствия указанного интернет сайта требованиям доступности для инвалидов по зрению. Считают, что требования к сайтам по ГОСТу Р – 52872 – 2012 обязательны для сайтов органов государственной власти и различных специальных учреждений, для сайтов некоммерческих организаций данное требование носит рекомендательный характер, требования по ГОСТ относится к организации типового компьютерного рабочего места инвалидов.
На апелляционную жалобу поданы письменные возражения прокурора города Кунгура, согласно которым он просит оставить решение суда без изменения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом. Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судебная коллегия, заслушав пояснения прокурора, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований к его отмене.
Судом первой инстанции установлено, что официальный сайт ООО «Домоуправление № 6 плюс» в сети «Интернет» размещен по адресу: http://домоуправление6плюс.уксайт.рф.В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа на данном сайте не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющей право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации, пришел к правильному выводу о нарушении прав инвалидов по зрению на свободный доступ к информации на официальном сайте ООО «Домоуправление № 6 плюс».
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку на момент вынесения решения суду были представлены доказательства соответствия указанного интернет сайта требованиям доступности для инвалидов по зрению, отмену решения не влекут, поскольку в судебном заседании установлено, что интернет-сайт ООО «Домоуправление № 6 плюс» не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению". В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации общества в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", а именно, версия для слабовидящих на официальном сайте ООО «Домоуправление № 6 плюс» предусматривает только возможность для регулирования масштабирования текста, вместе с тем, в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" версия для слабовидящих предусматривает не только элементы для масштабирования, но и предоставляет возможность для изменения текста и цвета фона, регулирования уровня контрастности, т.е. требования прокурора на момент рассмотрения дела в суде не исполнены в полном объеме, доказательств соответствия интернет-сайта ООО «Домоуправление № 6 плюс» требованиям доступности для инвалидов по зрению, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Доводы ответчика о том, что требования к сайтам по ГОСТу Р – 52872 – 2012 обязательны для сайтов органов государственной власти и различных специальных учреждений, для сайтов некоммерческих организаций данное требование носит рекомендательный характер, требования по ГОСТ относится к организации типового компьютерного рабочего места инвалидов, судебной коллегией не принимаются.
Положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепляют право инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
Во исполнение требований ФЗ № 181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее ГОСТ), утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-СТ.
Пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 определено, что доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.
Указанный стандарт распространяется на русскоязычные ресурсы компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
Части 4 и 5 ГОСТ Р52872-2012 содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: п.4.2.1 - Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п. 4.2.2 - Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п. 4.2.3 Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п. 4.2.4 Надёжность: Контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.
Требования к версии для слабовидящих прописаны в ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" [4]. Основные положения ГОСТа направлены на то, чтобы обеспечить воспринимаемость, понятность, надежность, управляемость интернет-ресурсов, посещаемых людьми с ограниченными возможностями по зрению.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд в целом правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 6 плюс» оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: