АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 ноября 2021 года <данные изъяты> Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Шилиной Е.М., судей Маркина Э.А., Тюшляевой Н.В., при ведении протокола помощником судьи Алексашиной А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха, Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным и отмене заключения об отказе в рассмотрении заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, обязании включить в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, обязании обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, дополнительное решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, заслушав доклад судьи Маркина Э.А., у с т а н о в и л а : ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха о признании незаконным и отмене заключения от <данные изъяты><данные изъяты>/-ОП об отказе в рассмотрении заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства –г.о.Большой <данные изъяты> и включении в список по новому месту жительства в г.о. <данные изъяты>; признании за ним права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту фактического проживания –на территории г.о.<данные изъяты>; об обязании Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха включить его в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда; обязании к Администрации г.о. Балашиха обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет субвенции бюджета <данные изъяты>, выделенной для обеспечения лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения начальника отдела опеки и попечительства по городским округам Большой камень, ЗАТО <данные изъяты> и Шкотовскому муниципальному району в отношении его установлена опека. Он проживает по месту жительства опекунов по адресу: <данные изъяты>, мкр.Заря, <данные изъяты>. Управлением опеки и попечительства министерства образования по г.о.Балашиха ему необоснованно отказано в рассмотрении заявления об исключении из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного жилого помещения по городскому округу Большой <данные изъяты>. Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха просило рассмотреть дело без участия своего представителя, с иском не согласно. Представители администрации городского округа Балашиха, министерства образования <данные изъяты> в суд не явились. Определением суда от <данные изъяты> производство по делу в части иска ФИО1 к управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха об обязании включить в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда прекращено. <данные изъяты> Железнодорожным городским суд вынес решение, которым постановил иск ФИО1 к Управлению опеки и попечительства министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха удовлетворить в части. Признать незаконным заключение Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха от <данные изъяты><данные изъяты>/)П-исх.2120/2020 об отказе (признании невозможным) в рассмотрении заявления ФИО2 об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда <данные изъяты> г.о.Большой Камень, в связи с переездом на новое место жительства – г.о.<данные изъяты>. Обязать Управление опеки и попечительства министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха рассмотреть указанное заявление ФИО2 и принять соответствующее решение. В удовлетворении иска ФИО1 к администрации городского округа Балашиха об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений отказать. Дополнительным решением от <данные изъяты> Железнодорожный суд отказал ФИО1 в удовлетворении иска о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма на территории г.о.<данные изъяты>. Не согласившись с решением суда и дополнительным решением, ФИО1 в апелляционных жалобах просит отменить их, как незаконные и необоснованные. Стороны и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки не сообщили. Частью 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд апелляционной инстанции при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также то, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Московского областного суда, учитывая отсутствие данных о причинах неявки сторон, провел судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Из материалов дела следует, что распоряжением Территориального отдела опеки и попечительства по г.о. ЗАТО Большой Камень, ЗАТО Фокино и Шкотовскому муниципальному району от <данные изъяты><данные изъяты>-р ФИО3 и ФИО4 назначены опекунами несовершеннолетнего ФИО1, <данные изъяты> года рождения. Место жительство ФИО1 определено по месту жительства опекунов по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>. Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО3 и ФИО4 назначены опекунами ФИО1 Место жительство ФИО1 определено по месту жительства опекунов по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>. С 2009 г. ФИО1 проживает на территории <данные изъяты>. ФИО1 в настоящее время проживает по адресу: <данные изъяты> Балашиха, мкр. Заря, <данные изъяты>, по данному адресу имеет регистрацию по месту пребывания, что подтверждается выпиской из домовой книги. ФИО1 до <данные изъяты> обучался в ГБПОУ <данные изъяты> «Техникум сервиса и туризма <данные изъяты>». В настоящее время поставлен на учет в ГКУ МО «Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО5» и получает соответствующее пособие, также состоит на учете в военном комиссариате <данные изъяты> и <данные изъяты>. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по г.о. Большой Камень, ЗАТО <данные изъяты> и Шкотовскому муниципальному району от <данные изъяты><данные изъяты>-р ФИО1 поставлен на специализированный жилищный учет лиц, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда <данные изъяты> по городскому округу Большой Камень, поскольку имеет постоянную регистрацию по месту жительства в г.о. Большой Камень. Из заключения Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха от <данные изъяты><данные изъяты>/ОП следует, что в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ <данные изъяты> жилое помещение ФИО1, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения, может быть предоставлено в <данные изъяты>. В связи с этим, Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха полагает невозможным рассмотрение заявления об исключении ФИО6 из списка лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.о. Большой Камень, ЗАТО <данные изъяты> и Шкотовскому муниципальному району. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки <данные изъяты> по г.о. Большой Камень, ЗАТО <данные изъяты> и Шкотовскому муниципальному району от <данные изъяты><данные изъяты>-р установлено, что ФИО1 является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма <данные изъяты> от <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, право пользования, которым имеют 9 человек. Данным распоряжением установлен факт невозможности проживания ФИО6 в занимаемом ранее жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>. Местом жительства истца является квартира, расположенная в городе <данные изъяты>, в которой она зарегистрирован по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги. Обращаясь с заявлением в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 указывал на изменение своего места жительства. Принимая решение о признании незаконным заключения, обязании Управления опеки и попечительства рассмотреть заявление истца, отказе в удовлетворении иска к администрации об обеспечении жилым помещением, отказе в удовлетворении иска к Управлению опеки и попечительства о признании права на предоставление жилого помещения, суд первой инстанции исходил из следующего. По заявлению опекуна ФИО1 - ФИО4 от <данные изъяты> он на основании распоряжения отдела опеки и попечительства по городским округам Большой Камень, ЗАТО <данные изъяты> и Шкотовскому муниципальному району от <данные изъяты><данные изъяты>-р по причине невозможности проживания в ранее занимаемом по договору социального найма жилом помещении по адресу: <данные изъяты> (л.д.105) принят на учет и включен в списки детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты> по городскому округу Большой Камень. Это решение не отменено, ФИО1 продолжает состоять на учете по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда <данные изъяты> по городскому округу Большой камень и имеет право на одноразовое получение за счет данного жилищного фонда жилого помещения по договора найма специализированного жилищного фонда. ФИО1, с учетом изменений (уточнений) предмета иска не обращается в суд с требованиями об исключении его из списка детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты> по городскому округу Большой Камень. При таких обстоятельствах, суде первой инстанции пришел к выводу о том, что требования к Управлению опеки и попечительства о признании права на однократное предоставление жилого помещения и требования к администрации городского округа <данные изъяты> об обязании обеспечить его жилым помещением по договору социального найма специализированного жилищного фонда <данные изъяты> не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Решение об исключении лиц, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот из списков по прежнему месту жительства при рассмотрении заявления о включении таких лиц в списки по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда принимает орган исполнительной власти по новому месту жительства этих граждан. В силу требований статей 9,10 Федерального закона от <данные изъяты> № 59-ФЗ (ред. от <данные изъяты>) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению по существу заявленных требований. Как следует из решения (заключения управления опеки и попечительства министерства образования в <данные изъяты> по г.о.Балашиха от <данные изъяты><данные изъяты>/ОП-исх.2120/2020), заявление ФИО1 об исключении его из списка лиц, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <данные изъяты> по г.о. Большой Камень, для принятия решения о включении данного лица в соответствующий список по новому месту жительства – в <данные изъяты>, не рассмотрено, признано не подлежащим (невозможным) для рассмотрения. Указанный акт принят в противоречии требований ФЗ от <данные изъяты> № 59-ФЗ, постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, свидетельствует об уклонении органа исполнительной власти в лице управления органа опеки и попечительства министерства образования по г.о.<данные изъяты> от рассмотрения указанного заявления ФИО1 по существу и принятия соответствующего решения. Поэтому требования о признании данного решения незаконным подлежат удовлетворению с возложением обязанности на данный орган исполнительной власти рассмотреть это заявление ФИО1 с принятием решения в соответствии с Законом. Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального прав, что является в силу ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда. Согласно пункту 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ, опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла ст. 20 Гражданского кодекса РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства. В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. <данные изъяты> «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном <данные изъяты>. В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Из содержания приведенных норм права следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц либо их законных представителей в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в <данные изъяты> регулируются <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Согласно ч. 1 ст. 8 этого Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном <данные изъяты>. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в <данные изъяты> (ч. 2 ст. <данные изъяты>). В целях <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> постановлением Постановление <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> был утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В целях реализации положений п. 3 ч. 3.1 Федерального закона № 159-ФЗ постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Статьей 2 названного Закона Российской Федерации установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ, опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют в том числе, право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ. Из указанных положений следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетний ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев предусмотренных пунктом 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ. ФИО1 проживает с 2009 года на территории <данные изъяты>. Местом жительства истца является квартира, расположенная в городе <данные изъяты>, в которой она зарегистрирован по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги. Обращаясь с заявлением в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 указывал на изменение своего места жительства. В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Смена постоянного места жительства, а именно переезд из <данные изъяты> на постоянное место жительства в <данные изъяты>, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации. Более того, распоряжением начальника территориального отдела опеки и попечительства по г.о. Большой Камень ЗАТО <данные изъяты> и Шкотовскому муниципальному району <данные изъяты>-р от <данные изъяты> местом жительства ФИО1 определено место жительства его опекунов на территории <данные изъяты>. Сам по себе факт регистрации или отсутствии таковой, не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации права и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При таких обстоятельствах, вывод Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха о том, что ФИО1 не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории <данные изъяты>, является ошибочным и заключение от <данные изъяты> незаконным и подлежащим отмене. Поскольку установлено, что ФИО1 относится к определенной категории граждан, в отношении которых предусмотрена обязанность предоставления льгот и его местом жительства является г.о. Балашиха, судебная коллегия приходит к выводу о том, что он приобрел право на обеспечение жилым помещением в <данные изъяты> за счет бюджета <данные изъяты>. При таких обстоятельствах, на Министерство образования <данные изъяты> следует возложить обязанность включить ФИО1 в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений <данные изъяты>, на Администрацию городского округа Балашиха возложить обязанность по обеспечению ФИО6 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В связи с изложенным, решение Железнодорожного городского суда от <данные изъяты> и дополнительное решение от <данные изъяты> подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении иска. Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> и дополнительное решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Постановить по делу новое решение, которым иск ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха, Администрации г.о.Балашиха удовлетворить. Признать незаконным заключение управления опеки и попечительства министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха от <данные изъяты><данные изъяты>/) П-исх.2120/2020 об отказе (признании невозможным) в рассмотрении заявления ФИО2 об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда <данные изъяты> г.о.Большой Камень, в связи с переездом на новое место жительства – г.о.<данные изъяты>. Признать за ФИО1 право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту фактического проживания –на территории городского округа <данные изъяты>. Обязать Управление опеки и попечительства министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета <данные изъяты>. Обязать Администрацию городского округа Балашиха обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет субвенции бюджета <данные изъяты>, выделенной для обеспечения лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить. Председательствующий Судьи
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (резолютивная часть) <данные изъяты><данные изъяты> Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Шилиной Е.М., судей Маркина Э.А., Тюшляевой Н.В. с участием прокурора при ведении протокола помощником судьи Алексашиной А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха, Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным заключения об отказе в рассмотрении заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации городского округа Балашиха об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе ФИО1, на решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, заслушав доклад судьи Маркина Э.А., руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> и дополнительное решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Постановить по делу новое решение, которым иск ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха, Администрации г.о.Балашиха удовлетворить. Признать незаконным заключение управления опеки и попечительства министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха от <данные изъяты><данные изъяты>/) П-исх.<данные изъяты> об отказе (признании невозможным) в рассмотрении заявления ФИО2 об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда <данные изъяты><данные изъяты>, в связи с переездом на новое место жительства – г.о.<данные изъяты>. Признать за ФИО1 право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту фактического проживания –на территории городского округа <данные изъяты>. Обязать Управление опеки и попечительства министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета <данные изъяты>. Обязать Администрацию городского округа Балашиха обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет субвенции бюджета <данные изъяты>, выделенной для обеспечения лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить. Председательствующий Судьи
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ <данные изъяты><данные изъяты> Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Шилиной Е.М., судей Маркина Э.А., Тюшляевой Н.В., при ведении протокола помощником судьи Алексашиной А.В.,, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Балашиха, Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным и отмене заключения об отказе в рассмотрении заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, обязании включить в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, обязании обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по частной жалобе ФИО1 на определение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, заслушав доклад судьи Маркина Э.А., у с т а н о в и л а : ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха о признании незаконным и отмене заключения от <данные изъяты><данные изъяты>/-ОП об отказе в рассмотрении заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства –г.о.Большой <данные изъяты> и включении в список по новому месту жительства в г.о. <данные изъяты>; признании за ним права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту фактического проживания –на территории г.о.<данные изъяты>; об обязании Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Балашиха включить его в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда; обязании к Администрации г.о. Балашиха обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет субвенции бюджета <данные изъяты>, выделенной для обеспечения лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Определением Железнодорожного городского суда от <данные изъяты> производство по гражданскому делу в части иска ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о.Балашиха об обязании включить в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда прекращено. В частной жалобе ФИО1 просит об отмене постановленного определения. Проверив материалы дела в пределах доводов частной жалобы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены определения и удовлетворения частной жалобы в связи со следующим. В соответствии абз.3 ст.220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Принимая решение о прекращении производства по делу в части заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец ранее обращался с административным иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о.Балашиха об обязании включить его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением специализированного фонда, по тем же основаниям, что и по настоящему иску. Решением Железнодорожного городского суда от <данные изъяты> по этому иску ФИО1 принято решение, вступившее в законную силу. На ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 по указанным требованиям. Из материалов дела следует, что решение Железнодорожного городского суда от <данные изъяты> принято по административном иску ФИО1, основанием для обращения с которым послужил отказ во включении в список лиц, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по его заявлению, поданному в 2018 году. Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил ответ Управления опеки и попечительства на его обращение от <данные изъяты>, составленное с учетом требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> от <данные изъяты>. В соответствии с изложенным, оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных абз. 3 ст. 220 ГПК РФ, у суда не имелось. Поэтому определение, как необоснованное, подлежит отмене. Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Определение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Частную жалобу ФИО1 удовлетворить. Председательствующий Судьи |