Судья Махина Е.С.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 июля 2017 года № 33-3379/2017
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Зажигиной Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского Вологодской области от 17 апреля 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту по охране, контролю и регулированию объектов животного мира Вологодской области о восстановлении на работе отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения ФИО1, представителя Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира Вологодской области по доверенности ФИО2, ФИО3, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю. полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в Департаменте по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (далее – Департамент), с 01 января 2013 года в должности ... управления правовой, кадровой работы и делопроизводства.
На основании распоряжения Департамента 16 января 2017 года №...-л ФИО1 уволен с занимаемой должности на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Оспаривая законность увольнения, ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту, в котором с учетом изменения исковых требований просил: признать решение комиссии по сокращению штатной численности, оформленное протоколом от 23 ноября 2016 года № 2, в части предложения ФИО3 должности начальника отдела правовой и кадровой работы, и в части предложения ФИО1 должности консультанта отдела правовой и кадровой работы незаконным; расторгнуть служебный контракт с ФИО3 на замещение должности начальника отдела правовой и кадровой работы и обязать ответчика заключить служебный контракт с ФИО1
Исковые требования мотивировал тем, что в нарушение трудового законодательства не были предложены имеющиеся вакансии, в том числе, начальника правовой и кадровой работы. 01 декабря 2016 года предложена единственная должность государственной гражданской службы - консультант отдела правовой и кадровой работы, которая не соответствует квалификации истца, и от которой он отказался.
Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО3
В судебном заседании истец ФИО1 измененные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, указав, что неоднократно поощрялся наградами, имеет более длительный стаж работы на руководящих должностях, нежели ФИО3
Представитель ответчика Департамента по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что должность, которую замещал ФИО1, была сокращена. Вновь вводимая должность была предложена ФИО3, обладающей наиболее высокими трудовыми показателями, при этом ФИО3 имеет преимущественное право на оставление на работе, как женщина, имеющая несовершеннолетнего ребенка.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поддержав позицию представителя ответчика.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения судом норм материального права, указывая на наличие у него преимущественного права на замещение вводимой должности гражданской службы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив возражения прокуратуры г. Вологды, отзыв Департамента полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Часть 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ устанавливает, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 01 января 2013 года ФИО1 занимал должность начальника управления правовой, кадровой работы и делопроизводства Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области.
Факт проведения у ответчика организационно-штатных мероприятий подтверждается постановлением Губернатора Вологодской области от 04 августа 2016 года № 449, которым утверждена новая структура Департамента, предусматривающая образование вместо управления правовой, кадровой работы и делопроизводства нового структурного подразделения – отдел правовой и кадровой работы.
Согласно новому штатному расписанию Департамента, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 14 ноября 2016 года № 37 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 28 октября 2013 года № 1085», сокращаются 28 должностей, вводятся 10 должностей, переименовываются 24 должности, в том числе, сокращаются должности начальника и главного консультанта управления правовой, кадровой работы и делопроизводства, вводятся должности начальника и консультанта отдела правовой и кадровой работы.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Уведомление от 15 ноября 2016 года истец уведомлен о сокращении замещаемой им должности с 16 января 2017 года, 01 декабря 2016 года ФИО1 предложена вакантная должность консультанта отдела правовой и кадровой работы, от которой последний отказался.
16 января 2017 года служебный контракт с истцом расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (л.д. 57).
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок прекращения служебного контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, представителем нанимателя не нарушен, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о признании решения комиссии по сокращению штатной численности, оформленное протоколом от 23 ноября 2016 года № 2, в части предложения ФИО3 должности начальника отдела правовой и кадровой работы, и в части предложения ФИО1 должности консультанта отдела правовой и кадровой работы незаконным; расторжении служебного контракта с ФИО3 на замещение должности начальника отдела правовой и кадровой работы и обязании ответчика заключить служебный контракт с ФИО1, не имеется, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении преимущественного права истца на замещение вновь вводимой должности – начальника отдела правовой и кадровой работы судебной коллегией признаются несостоятельными.
В силу части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, в данном случае сокращались разные должности, но в одном структурном подразделении, при этом ФИО1 и ФИО3 выполняли аналогичные обязанности.
Для оценки преимущественного права оставления на службе сотрудников, 23 ноября 2016 года состоялось заседание комиссии, которая пришла к выводу о том, что преимущественным правом на замещение должности начальника Отдела правовой и кадровой работы имеет ФИО3, как обладающая наиболее высокими результатами профессиональной служебной деятельности (л.д. 107-115).
Из представленных в суд апелляционной инстанции сравнительной таблицы результатов профессиональной служебной деятельности начальника управления правовой, кадровой работы и делопроизводства ФИО1 и главного консультанта управления правовой, кадровой работы и делопроизводства ФИО3 следует, что последняя имеет более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Согласно указанной сравнительной таблице ФИО1 и ФИО3 имеют высшее юридическое образование, стаж государственной гражданской службы более 6 лет, неоднократные поощрения благодарственными письмами и грамотами. Что касается исполнения обязанностей, предусмотренных должностным регламентом:
- участие в разработке проектов нормативно-правовых актов Департамента, областных нормативно-правовых актов - истцом разработан лично 1 проект приказа Департамента, ФИО3 разработано 34 проекта приказов Департамента и постановлений Правительства;
- проведение правовой экспертизы договоров и соглашении – ФИО1 проводилось согласование договоров и соглашений, государственных контрактов, ФИО3 за 2016 год проведена правовая экспертиза 55 проектов гражданско-правовых договоров, соглашений и государственных контрактов;
- участие в исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора – ФИО1 осуществлял правовую экспертизу проектов постановлений по делам об административных правонарушениях, ФИО3 подготовила лично 20 проектов решений на протесты Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры на постановления по делам об административных правонарушениях, также осуществляла правовую экспертизу проектов постановлений по делам об административных правонарушениях, подготовила для должностных лиц территориальных секторов и отделов Департамента проекты процессуальных документов;
- участие в работе комиссии Департамента – и ФИО1, и ФИО3 за период 2015-2016 годы принято участие в 40 комиссиях о проведении служебных проверок и 12 комиссиях о проведении аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений;
- ведение претензионно-исковой работы, представление интересов Департамента в судах – за период 2015-2016 годы ФИО1 принял участие в рассмотрении судами 6 дел, ФИО3 – 3 дел;
- проведение мониторинга правовых актов в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира – ФИО1 за период 2014-2015 годы не осуществлял мониторинга правоприменения, ФИО3 осуществляла мониторинг правовых актов за 2014 и 2015 годы, готовила соответствующие предложения в План мониторинга правоприменения.
Кроме того, как верно принято судом во внимание ФИО3 имеет преимущественное право на замещение вводимой должности согласно статье 179 Трудового кодекса Российской Федерации (как лицо, в семье которого нет других работников с самостоятельным заработком), а также согласно статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации (как женщина, имеющая малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет). Данные обстоятельства послужили для комиссии дополнительным основанием для выбора кандидатуры ФИО3 на вновь вводимую должность.
Указание в суде апелляционной инстанции на выполнение истцом мобилизационной работы, подразумевающей собой работу в чрезвычайное или военное время, приема граждан, работы со средствами массовой информации судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку на правильность выводов работодателя, с учетом сведений предоставленных в сравнительной таблице, о более высоких результатах профессиональной служебной деятельности ФИО3 не влияют.
Судебная коллегия также находит несостоятельными доводы жалобы о том, что ответчиком не были предложены все имеющиеся у него вакантные должности, в том числе вновь вводимая должность начальника Отдела правовой и кадровой работы.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С учетом стажа государственной службы, специальности, функциональных обязанностей и результатов профессиональной служебной деятельности истцу предложена должность консультанта отдела правовой и кадровой работы, от которой ФИО1 отказался.
Обязанность по предложению вакантных должностей в государственном органе, ограничена требованиями об учете конкретных обстоятельств, свидетельствующих о реальной возможности служащего продолжить работу в новой должности, а именно: его соответствие категории и группе должности гражданской службы, требованиям предъявляемым к квалификации, профессиональному образованию, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и т.д.
Подобные условия не могут рассматриваться как ограничивающие право истца на труд, так как обусловлены спецификой выполняемой работы и статусом государственного гражданского служащего.
Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.
Обязанности предлагать увольняемому сотруднику все вакантные должности, без учета и оценки возможности данного лица эффективно исполнять служебные обязанности Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ не содержит.
Не могут повлечь отмену решения суда доводы автора жалобы о нарушении ответчиком пунктов 8 и 10 Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 822 (далее – Правила) в силу следующего.
Согласно указанным Правилам при отсутствии вакантных должностей в органе, которому переданы функции упраздненного органа, в соответствии с Правилами кадровая служба органа, которому переданы эти функции, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством государственной информационной системы "Федеральный портал управленческих кадров".
Служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением о сокращении представляет в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.
Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить в государственный орган, которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности, дата окончания двухмесячного срока, а также прилагается анкета служащего.
Кадровая служба государственного органа, получившая письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры с обоснованием причины. Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования (пункт 7).
Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня (пункт 8)
Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется в письменном виде кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит решение до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации (пункт 10).
Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению ФИО1 21 декабря 2016 года Департаментом соответствующие анкеты направлены в Департамент образования Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент лесного комплекса Вологодской области и Департамент управления делами Правительства Вологодской области.
Поскольку все перечисленные органы власти отказали в предоставлении запрошенных вакантных должностей, истец не был уведомлен о поступивших ответах.
Доводы апелляционной жалобы содержат субъективное мнение относительно обстоятельств дела, направлены на переоценку представленных доказательств и выводов суда, оснований для удовлетворения которых коллегия не усматривает.
Судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении указанного гражданского дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения по существу заявленных требований. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского Вологодской области от 17 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: А.М. Вахонина
Е.Г. Медведчиков