ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-337/2016 от 17.02.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Ефремова И.В. гражд. дело № 33–337/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 17 февраля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.

судей областного суда: Авериной Е.Г. и Поляковой К.В.

при секретаре: А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 18 ноября 2015 года по делу по иску Т. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» о признании решения незаконным, обязании произвести выплату, взыскание расходов по оплате услуг представителя

УСТАНОВИЛА:

Т. обратилась с иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» (далее ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани»), указав, что её семья была признана многодетной, о чем выдано соответствующее удостоверение. 30 декабря 2013 года она обратилась к ответчику за получением регионального семейного капитала многодетным семьям в размере ... рублей. Единым уведомлением от 17 марта 2014 года, полученным истцом в 2015 году, ей было отказано в назначении такой социальной услуги на основании п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года года «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» (в редакции от 31 января 2014 года), поскольку в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов. Полагает, что на момент ее обращения в орган социальной поддержки действовала редакция названного закона, по которому она имела право на получение меры социальной поддержки, однако не соблюдение сроков принятия решения о выдаче гарантийного письма или об отказе в его выдаче привело к нарушению ее прав и прав ее детей на меру социальной поддержки. С учетом уточненных требований просила признать решение об отказе в выплате регионального семейного капитала и единое уведомление об отказе в назначении государственной социальной услуги от 17 марта 2014 года незаконными, обязать ответчика выплатить в её пользу региональный семейный капитал в размере ... рублей, взыскать расходы по оплате услуг представителя - ... рублей.

В судебном заседании истец Т. просила иск удовлетворить, представитель ответчика Г. в иске просила отказать.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 18 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены в части. Решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани», принятое в форме Единого уведомления о назначении (отказе в назначении) государственных социальных услуг от 17 марта 2014 года , признано незаконным. На ответчика возложена обязанность выплатить Т. региональный семейный капитал в размере ... рублей, расходы по оплате услуг представителя - ... рублей. В удовлетворении иска в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» ставит вопрос об отмене решения суда, так как право определять круг лиц, образующих многодетную семью, возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в Закон Астраханской области от 10 апреля 2012 года года «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» в части не включения пасынков и падчериц в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, является правомерным. В назначении социальной услуги Т. отказано, поскольку после вступления в силу указанных изменений она утратила право на получение мер социальной поддержки, а выданное ей удостоверение многодетной семьи не является основанием для получения этих мер.

Заслушав докладчика, объяснение представителя ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» Ж., поддержавшей доводы жалобы, истца Т. и ее представителя Е, возражавших относительно доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 10апреля2012года №12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» право на получение мер социальной поддержки, указанных в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокий родитель), состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее трех детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 названного Закона многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Астраханской области, дополнительно предоставляется, в том числе, при рождении третьего и последующих детей - региональный семейный капитал в размере ... рублей.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 20 декабря 2012 года № 574-П (далее Порядок), документом, удостоверяющим статус многодетной семьи, является удостоверение многодетной семьи Астраханской области, выдаваемое государственным казенным учреждением Астраханской области - центром социальной поддержки населения муниципального района или района города Астрахани (далее - орган социальной поддержки населения) по месту жительства многодетной семьи в порядке, установленном министерством социального развития и труда Астраханской области (далее - удостоверение).

Согласно пунктам 1.4, 2.1 и 2.3 Порядка право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, и реализуется в течение трех лет, но не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей.

Семейный капитал предоставляется на основании гарантийного письма, обращение за которым должно последовать не позднее двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Гарантийное письмо выдается государственными казенными учреждениями Астраханской области - центрами социальной поддержки населения муниципальных районов и районов города Астрахани (далее - орган социальной поддержки населения).

Из материалов дела следует, что Т. является матерью троих несовершеннолетних детей У.М., 2002 года рождения, Т.Р., 2010 года рождения, и Т.А., 2013 года рождения, в связи с чем семье истца присвоен статус многодетной семьи, истцу выдано соответствующее удостоверение.

Установлено, что Т. 30 декабря 2013 года обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» с заявлением о предоставлении ряда государственных услуг, в том числе регионального семейного капитала, представив необходимый пакет документов.

Рассмотрев представленный документы, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» письмом от 31 декабря 2013 года уведомило Т. о направлении в соответствии с Порядком запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления для проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

Из представленных в материалы дела запросов и ответов на них следует, что сведения представленные истцом Т. о личности заявителя, о составе семьи, регистрации по месту жительства, об отсутствии фактов лишения заявителя родительских прав в отношении её несовершеннолетних детей, являются достоверными.

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» от 4 марта 2014 года принято решение о выдаче гарантийного письма на получение регионального семейного капитала, на основании которого выдано гарантийное письмо от 4 марта 2014 года, удостоверяющее право Т. на получение регионального семейного капитала в размере ... рублей.

Однако, 17 марта 2014 года ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» вынесено Единое уведомление об отказе в назначении государственной услуги в виде регионального семейного капитала, поскольку согласно пункту 7 части 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.

Законом Астраханской области от 10февраля2014года N5/2014-ОЗ в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» внесены изменения, в соответствии с которыми в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.

В соответствии со статьей 2 Закона Астраханской области от 10февраля2014года N5/2014-ОЗ данный документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Официально Закон опубликован 13 февраля 2014 года, и новая редакция Закона Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» вступила в силу с 24 февраля 2014 года.

Разрешая заявленные требования, районный суд исходил из того, что Т. обратилась к ответчику в установленном законодательством Астраханской области порядке с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде регионального семейного капитала 30 декабря 2013 года, то есть до внесения изменения в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области», в связи с чем право на получение регионального семейного капитала многодетным семьям Астраханской области возникло у истца на момент рождения третьего ребенка и обращения к ответчику с заявлением о принятии решения о предоставлении ей регионального семейного капитала.

При этом судом учтено, что в соответствии пунктом 2.5 Порядка орган социальной поддержки населения регистрирует заявление и документы в день их представления и в течение тридцати дней со дня регистрации заявления и документов принимает решение о выдаче гарантийного письма или об отказе в его выдаче.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о выдаче гарантийного письма или об отказе в его выдаче орган социальной поддержки населения направляет заявителю письменное уведомление. В случае отказа в выдаче гарантийного письма в письменном уведомлении указываются причины отказа. В течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о выдаче гарантийного письма орган социальной поддержки населения выдает получателю социальной поддержки гарантийное письмо.

Таким образом, решение о выдаче гарантийного письма или об отказе в его выдаче, ответчиком должно было быть принято 31 января 2014 года, и направлено заявителю не позднее 7 февраля 2014 года.

Как установлено судом, решение об отказе в выдаче гарантийного письма в форме единого уведомления об отказе в назначении государственной социальной услуги принято ответчиком 17 марта 2014 года, при этом решение о выдаче гарантийного письма от 4 марта 2014 года и гарантийное письмо не отменены.

Удовлетворяя требования Т. о признании решения, принятого ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» в форме единого уведомления об отказе в назначении государственной социальной услуги от 17 марта 2014 года , суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не соблюдение сроков рассмотрения заявления истца привело к нарушению ее права на предоставление государственной социальной услуги в виде регионального семейного каптала.

Обстоятельства законности требований Т. подтверждены допустимыми доказательствами по делу, содержащими достаточные мотивы для выводов суда об удовлетворении иска.

Выводы суда основаны на доказательствах, представленных сторонами и добытыми в ходе разрешения дела по существу, и которым судом дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что в соответствии с законом субъекта о социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области и порядком предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям рассмотрение заявления о предоставлении государственной социальной услуги и заявления о распоряжении средствами регионального семейного капитала представляют собой самостоятельные административные процедуры, при проведении которых требуется проверка достоверности представленных заявителем сведений, судебной коллегией в ходе разрешения апелляционной жалобы в целях установления данных обстоятельств направлены судебные запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области о наличии регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Астраханской области, о лишении родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение семейного капитала; о наличии или отсутствии судимости.

Из представленных ответов следует, что истец Т. с членами своей семьи: мужем Т.И.-о (вид на жительство до ДД.ММ.ГГГГ), и несовершеннолетними детьми постоянно зарегистрированы по адресу: г. Астрахань, <адрес>

По сведениям информационного центра УМВД России по Астраханской области сведения о судимости в отношении Т. отсутствуют.

Согласно ответам органов социальной поддержки населения факт лишения родительских прав, передачи под опеку, отобрания детей у Т., в отношении несовершеннолетних детей У.М., 2002 года рождения, Т.Р., 2010 года рождения, Т.А., 2013 года рождения, не зарегистрирован.

Аналогичные сведения представлены отделами службы ЗАГС Астраханской области.

Учитывая, что обстоятельства достоверности представленных истцом Т. сведений при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной услуги не изменились, а также установленное судом первой инстанции обстоятельство нарушения сроков разрешения заявления истца и принятия решения о выдаче либо отказе истцу гарантийного письма, а также заявленные истцом требования, судебная коллеги полагает необходимым согласиться с выводом суда о взыскании с ответчика регионального семейного капитала в размере ... рублей.

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, районный суд обоснованно руководствовался статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом судом соблюден принцип разумности, сложность рассматриваемого спора, объем проделанной представителем работы.

Учитывая, что доводы жалобы ответчика не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению заявленных требований, в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Оценивая доводы апелляционной жалобы о не применимости к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности.

Судом установлено, что распространение на Т. положений Закона Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" в редакции Закона Астраханской области от 10 февраля 2014 года N 5/2014-ОЗ, вступившей в силу после её обращения в орган социальной поддержки, нарушает права истца, гарантированные статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку распространение действия нового закона на ранее возникшие отношения ставит в зависимость от специального указания на это в новом законе, что противоречит положению об обратной силе закона, предусмотренному Конституции Российской Федерации.

Таким образом, гражданин не может быть лишен реализации ранее возникшего права только при наличии условий, которые отсутствовали на момент возникновения такого права.

Доводы жалобы о том, что право определять круг лиц, образующих многодетную семью, возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не влекут отмену судебного решения, поскольку из существа сложившихся правоотношений не следует, что стороной истца оспариваются положения нормативного правового акта либо правомочность внесения государственным органом власти субъекта Российской Федерации изменений в законодательство субъекта.

Судебная коллегия не может согласиться с изложенными доводами жалобы о том, что выданное истцу удостоверение многодетной семьи не является основанием для получения мер социальной поддержки, поскольку такая позиция опровергается установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, подлежащего применению.

Материалами дела подтверждено, что, помимо удостоверения многодетной семьи, истцом в целях реализации своего права на получение регионального семейного капитала представлен необходимый пакет документов, и данный факт стороной ответчика в судебном заседании не оспаривался. Предоставление истцом неполного пакета документов либо недостоверных сведений не являлось основанием для принятия ответчиком решения об отказе в предоставлении обозначенной выше государственной социальной услуги.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» - без удовлетворения.

Председательствующий: А.А.Беляков

Судьи областного суда: Е.Г.Аверина

К.В.Полякова