Судья Зырянова А.А. Дело 33-33810/2020 УИД 50RS0<данные изъяты>-08 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Цуркан Л.С., судей Шишкина И.В., Петруниной М.В., при помощнике судьи Куделиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Видновского городского суда Московской области от 31 августа 2020 года по делу по иску ФИО1 С.ча к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, заслушав доклад судьи Шишкина И.В., объяснения истца, представителя истца, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, которым просил: признать незаконным решение от 08.07.2020 г. <данные изъяты>, об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, обязать назначить с 01.07.2020г. ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, в которую входит плата за содержание жилого помещения и взнос за капитальный ремонт, по месту проживания по адресу: <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что он является ветераном боевых действий, о чем ему Министерством обороны РФ 04.12.2019г. выдано удостоверение серии БД <данные изъяты>. Истец имеет в собственности квартиру по адресу: <данные изъяты>, в которой он зарегистрирован по месту пребывания. 08.07.2020г. он обратился в Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области через сайт https://uslugi.mosreg.ru/ с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, предусмотренной п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». К заявлению были приложены скан паспорта, скан регистрации по месту пребывания, скан удостоверения ветерана боевых действий, скан выписки из финансово-лицевого счета по квартире с чеком об оплате последнего месяца, скан выписки из ЕГРН. Решением Ленинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 08.07.2020г. истцу было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, по причине его несоответствия кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги ввиду того, что истец зарегистрирован в <данные изъяты>. С данным решением истец не согласен, поскольку фактически проживает в д. Боброво, оплачивает коммунальные платежи, в г. Москве компенсацию не получает. Полагает, что имеет право на предоставление льгот, поскольку регистрация по месту жительства либо отсутствие таковой не могут являться основанием к ограничению его прав. В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, ответчик иск не признал. Решением Видновского городского суда Московской области от 31 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе истец просит его отменить и принять по делу новое судебное решение. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке. Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Указанным требованиям, обжалуемое решение суда в полной мере не отвечает. Как установлено судом, ФИО1 является ветераном боевых действий, о чем Министерством обороны 04.12.2019г. ему выдано удостоверение серии <данные изъяты><данные изъяты>. Истец имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.03.2020г. <данные изъяты>, в которой зарегистрирован по месту пребывания. <данные изъяты> истец обратился в Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области через сайт https://uslugi.mosreg.ru/ с электронным заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, предусмотренной п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». К заявлению истцом был приложен скан паспорта, скан регистрации по месту пребывания, скан удостоверения ветерана боевых действий, скан выписки из финансово-лицевого счета по квартире с чеком об оплате последнего месяца, скан выписки из ЕГРН. Решением Ленинского УСЗН от 08.07.2020г. <данные изъяты>ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, по причине его несоответствия кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги, поскольку истец зарегистрирован в г. Москва по адресу: <данные изъяты>, то есть в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в Московской области. Проанализировав представленные истцом доказательства в обоснованием заявленных им требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о законности решения ответчика поскольку факт его постоянного места жительства на территории Московской области, не был установлен в ходе разрешения спора. Между тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они сделаны без учета всех фактических обстоятельств дела. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон, ФЗ «О ветеранах», ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ). Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий. Статьей 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах», данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий). Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. В силу ст. 27 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации, как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах». Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок), который определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель). Согласно п.п. 2 и 3 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. В соответствии с п.п. 18 и 19 указанного Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами. В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данном случае из материалов дела усматривается, что истец является ветераном боевых действий, ему Министерством обороны РФ выдано соответствующее удостоверение серия <данные изъяты>. ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 25.03.2020г., в которой он так же зарегистрирован по месту пребывания согласно свидетельства <данные изъяты>. При этом истец зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>. Справкой ГБУ «МФЦ г. Москвы» МФЦ района Чертаново Южное подтверждается, что ФИО1 льготой по услуге взнос на капитальный ремонт по адресу: <данные изъяты> не пользовался и не пользуется. Согласно сведениям, отраженным в лицевом счете <данные изъяты> ФИО1 произвел оплату коммунальных платежей 16.06.2020 г., т.е. задолженности не имеет. В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В данном случае имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт проживания истца по адресу: <данные изъяты>, в связи с чем, решение УСЗН об отказе в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту его фактического проживания, нельзя признать законным. При изложенных обстоятельствах решение суда 1-й инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Видновского городского суда Московской области от 31 августа 2020 года – отменить, постановить по делу новое решение. Признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области от 08.07.2020 г. <данные изъяты> об отказе в назначении ФИО1 чу ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг. Обязать Министерство социального развития Московская области предоставить ФИО1 чу с 01.07.2020 г. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, в которую входит плата за содержание жилого помещения и взнос за капитальный ремонт, по месту проживания: <данные изъяты>.. Апелляционную жалобу ФИО1 С.ча, - удовлетворить. Председательствующий Судьи |