ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3382/2022 от 29.03.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Болотин И.Д. Дело № 33-3382/2022 (13-1/2022)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 29 марта 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Рыжова О.А.

при секретаре: Ошмариной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области на определение Тонкинского районного суда Нижегородской области от 13 января 2022 года об отказе в отсрочке исполнения решения Тонкинского районного суда Нижегородской области от 18.11.2019 года по гражданскому делу № 2-85/2019 по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Рыжовой О.А.,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, указывая, что решением Тонкинского районного суда Нижегородской области от [дата] на администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области была возложена обязанность по созданию мест накопления твекрдых коммунальных отходов в количестве <данные изъяты> контейнерная площадка в срок до 31.12.2021 года. Вместе с тем, в установленный срок данное решение не может быть исполнено в связи с отсутствием финансирования из областного бюджета. Законом Нижегородской области от 21.12.2020 года № 155 «Об областном бюджете на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов» предоставление субсидии на создание (обустройство) контейнерных площадок муниципальным районам и городским округам Нижегородской области в 2021 году в отношении Тонкинского муниципального района Нижегородской области не предусмотрено. Из областного бюджета на 2022 год предусмотрено предоставление бюджетных ассигнований на создание (обустройство) контейнерах площадок сумме <данные изъяты>. В местном бюджете на 2022 год заложено ассигнований на сумму <данные изъяты>. В настоящее время на территории Тонкинского района Нижегородской области создано 25 контейнерных площадок.

Глава администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО1 просил отсрочить до 01.01.2025 года и исполнение решения суда от 18.11.2021 года по делу № 2-85/2019 в части создания мест накопления твердых коммунальных отходов в количестве 66.

Определением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 13 января 2022 года в удовлетворении заявления администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области об отсрочке исполнения решения Тонкинского районного суда Нижегородской области от 18.11.2019 года по гражданскому делу № 2-85/2019 по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов, отказано.

Администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области не согласилась с определением суда, подав частную жалобу, в которой указала, что не смогут исполнить решение суда ввиду отсутствия достаточных средств, просит отменить данное определение суда, предоставить отсрочку

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), полагаю, что не имеется оснований для его отмены.

Согласно части 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Пунктом 1 статьи 6 Конвенции от 04.11.1950 года о защите прав человека и основных свобод предусмотрено право каждого на судебное разбирательство в разумные сроки.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 18.04.2006 года № 104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Конституционным Судом Российской Федерации также указано на то, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Вопрос о наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 203 ГПК РФ, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 9 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Таким образом, предоставление отсрочки исполнения судебного акта является мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, так как отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту прав взыскателя, чьи права подтверждены судебным актом. Основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

С учетом положений части 1 статьи 56 ГПК РФ при рассмотрении требования о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для ее представления, лежит на заявителе.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 18.11.2019 года на администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области была возложена обязанность по созданию мест накопления твёрдых коммунальных отходов в количестве 91 контейнерная площадка. Решение вступило в законную силу 24.12.2019 года и должно быть исполнено в срок до 31.12.2021 года.

Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда заявитель ссылается на отсутствие в муниципальном бюджете собственных средств, необходимых для исполнения решения суда и необходимость привлечения средств областного бюджета.

Из копии письма от [дата] Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, представленного заявителем следует, что были рассмотрены обращения администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области от [дата] по вопросу предоставления субсидии из областного бюджета бюджету Тонкинского муниципального района Нижегородской области в 2021 году на создание (обустройство0 91 контейнерной площадки в сумме 3 млн. рублей и на приобретение 112 контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в сумме 1,5 млн. рублей. По результатам рассмотрения сообщено о том, что Законом Нижегородской области от 21.12.2020 года № 155 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» субсидии на создание (обустройство) контейнерных площадок муниципальным районам и городским округам Нижегородской области в 2021 году не предусмотрены. Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в адрес Губернатора Нижегородской области направлено письмо о необходимости дополнительного финансирования по мероприятиям, в том числе по созданию (обустройству) контейнерных площадок и на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в рамках реализации государственной программы «Охрана окружающей среды».

Согласно выписке из решения Земского собрания «О районном бюджете на 202 год и плановый период 2023 и 2024 годов», бюджетной росписи районного бюджета Тонкинский муниципальный район № 66 от 09.12.2021 года на создание (обустройство) контейнерных площадок из областного бюджета предусмотрена субсидия на 2022 год – 1 111 500 рублей 00 копеек, на 2023 год – 1 566 100 рублей 00 копеек, на 2024 год – 2 445 300 рублей 00 копеек. Софинансирование к субсидии на создание (обустройство) контейнерных площадок из районного бюджета составит: в 2022 году – 58 500 рублей, в 2023 году – 81 900 рублей, в 2024 году – 128 700 рублей 00 копеек.

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу положений статьи 13 ГПК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» непринятие органом местного самоуправления муниципального правового акта по вопросу местного значения, необходимость разрешения которого подтверждена вступившим в законную силу решением суда, недопустимо.

Отсутствие финансирования из областного бюджета в 2020-2021 годах на создание (обустройство) контейнерных площадок не свидетельствует о неисполнимости решения суда от 18.11.2019 года. Прошедший с момента вступления в законную силу решения суда период времени (два года) является достаточным для исполнения требований данного судебного постановления. Срок исполнения решения был судом установлен с учетом необходимости планирования финансирования его исполнения. При этом согласно представленным материалам, действия направленные на его исполнение были предприняты заявителем лишь в 2021 году.

Судья апелляционной инстанции соглашается с выводом суда, что при вышеуказанных обстоятельствах, предоставление отсрочки суда нарушит право на исполнение решения суда в разумный срок и не приведет к установлению баланса прав и законных интересов сторон.

Доказательств невозможности исполнения заявителем решения суда в более короткий срок, наличия исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда не представлено.

С учетом изложенного доводы частной жалобы о несогласии с постановленным судом определением не содержат оснований для его отмены, поскольку основаны на ошибочном толковании и применении норм процессуального права.

Обжалуемое определение является законным и обоснованным.

Судья, с учетом приведенных выше мотивов, не находит оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены определения суда.

Руководствуясь ст.ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Тонкинского районного суда Нижегородской области от 13 января 2022 года об отказе в отсрочке исполнения решения Тонкинского районного суда Нижегородской области от 18.11.2019 года по гражданскому делу № 2-85/2019 по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов, оставить без изменения, а частную жалобу администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий