33-3389/2021 судья Новикова Е.А.
2-553/2021
УИД 62RS0001-01-2020-003756-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2021 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Поштацкой В.Е., Кондаковой О.В.,
при секретаре Смирновой В.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 23 августа 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани, о досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Рязани об отказе в установлении досрочной страховой пенсии ФИО1 № от 14.10.2020г. в части не включения следующих периодов:
- с 22.07.1995 по 25.07.1997г. – служба в рядах Вооруженных сил РФ – военно-дирижерский факультет <скрыто>, курсант, ВУС №;
- с 04.09.1998г. по 15.08.2002г. – период работы артистом Фонда <скрыто> симфонического оркестра.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды
- с 22.07.1995 по 25.07.1997г. – служба в рядах Вооруженных сил РФ – военно-дирижерский факультет <скрыто>, календарно
- с 04.09.1998г. по 15.08.2002г. – период работы артистом Фонда <скрыто> симфонического оркестра календарно.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В., выслушав объяснения представителя истца ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани, о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что он 05.10.2020 обратился в УПФР в г. Рязани с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.21 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Решением УПФР в г. Рязани № от 14.10.2020 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ.
Истец не согласен с решением пенсионного органа. Полагает, что ответчиком неправомерно исключены из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы артистом в Фонде <скрыто> симфонического оркестра с 04.09.1998 по 15.08.2002, несмотря на то, что истец играл на духовых инструментах (валторне).
Кроме того, по мнению истца, в специальный стаж подлежит включению период срочной службы в Вооружённых силах РФ с 22.07.1995 по 25.07.1997 из расчета: 1 день военной службы за 2 дня работы, а также - период обучения по специальности в <скрыто> государственном университете <скрыто> с 01.09.1995 по 26.06.2000.
С учетом уточнения исковых требований истец просит суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рязани № об отказе в установлении досрочной страховой пенсии ФИО1 от 14.10.2020 в части не включения следующих периодов:
- с 22.07.1995 по 25.07.1997 – служба в рядах Вооруженных сил РФ – военно-дирижерский факультет <скрыто>, курсант, ВУС № - из расчета один день военной службы за 2 дня работы;
- с 26.07.1997 по 03.09.1998 – обучение в <скрыто> государственном университете <скрыто>;
- с 04.09.1998 по 15.08.2002 – период работы артистом Фонда <скрыто> симфонического оркестра.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы ФИО1:
- с 22.07.1995 по 25.07.1997 – служба в рядах Вооруженных сил РФ – военно-дирижерский факультет <скрыто>, курсант, ВУС № - из расчета один день военной службы за 2 дня работы;
- с 26.07.1997 по 03.09.1998 – обучение в <скрыто> государственном университете <скрыто>;
- с 04.09.1998 по 15.08.2002 – период работы артистом Фонда <скрыто> симфонического оркестра.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 21.10.2018.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в УПФР в г. Рязани – 05.10.2020.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», полагает, что период службы в рядах Вооруженных Сил РФ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, из расчета: 1 день военной службы за 2 дня работы. В связи с чем полагает незаконным отказ суда в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения УПФР РФ г. Рязани об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в части не включении периода военной службы в льготном исчислении (1 день службы за 2 дня работы); обязании УПФР РФ г. Рязани включить в льготный стаж периоды военной службы в льготном исчислении (1 день службы за 2 дня работы); о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии п старости с 21.10.2018 и обязании назначить досрочную страховую пенсию с 05.10.2020.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о замене в порядке правопреемства Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рязани на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области в связи с реорганизацией в форме присоединения, с представлением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, из которых усматривается, что ответчик по настоящему делу – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Рязани было реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ 01.10.2021.
С учетом того, что представитель истца не возражал против заявленного ходатайства, на основании ст.44 и ст.327 ГПК РФ судебная коллегия произвела замену ответчика – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рязани на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области.
Истец ФИО1, представитель третьего лица ТОГАУК "Тамбовконцерт" в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены, об отложении дела не просили.
Представитель ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области в судебное не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ч.3 и 5 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, ответчика, третьего лица.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.10.2020 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Рязани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п.21 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Решением № от 14.10.2020 ГУ УПФ РФ в г.Рязани отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 05.10.2020 из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ (т.1 л.д. 12-14).
В стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом были включены периоды работы общей продолжительностью 17 лет 09 месяцев 21 день.
В льготный стаж истца, данным решением не включен спорный период работы истца с 04.09.1998 по 31.12.2001 (03-03-27) и с 01.01.2002 по 15.08.2002 (00-07-15) в должности артиста Фонда <скрыто> симфонического оркестра, (ГАУК «Тамбовконцерт»), так как отсутствуют документы, подтверждающие название инструмента, на котором ФИО1 исполнял свои трудовые функции, а также в ИЛС нет кода льготы, которым работодатель подтверждает льготный характер работ, а также не включены отпуска без сохранения заработной платы: с 07.07.2011 по 17.07.2011, с 10.08.2012 по 14.08.2012, с 22.08.2013 по29.08.2013, и прогул 21.01.2014.
Периоды службы в рядах Вооруженных сил РФ с 22.07.1995 по 25.07.1997 и обучения ФИО1 с 26.07.1997 по 03.09.1998 в <скрыто> государственном университете <скрыто> при оценке пенсионных прав ФИО1 на досрочное назначение пенсии для зачета в льготный стаж пенсионным органом не рассматривались.
Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447, Разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. N 29.
Удовлетворяя частично исковые требования ФИО1 и включая в льготный стаж период работы с 04.09.1998 по 15.08.2002 в должности артиста Фонда Тамбовского симфонического оркестра, суд исходил из доказанности факта того, что в спорный период истец работал в должности, предусмотренной Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа, которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447 (артисты, играющие на духовых инструментах), а именно, артистом оркестра, играющим на валторне в Фонде <скрыто> симфонического оркестра (а последующем ГУ «Тамбовконцерт»), данная организация являлась профессиональным художественным коллективом в составе театрально-зрелищной /концертной организации/.
При этом суд отклонил доводы пенсионного органа об отсутствии в сведениях персонифицированного учета истца кода льготы за спорный период, как основание для отказа во включении спорного период в специальный стаж, указав, что факт работы истца не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела, а истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Признавая частично обоснованными требования истца о включении в льготный стаж периода службы в рядах Вооруженных сил РФ (военно-дирижерский факультет при МГК им. П.И. Чайковского) с 22.07.1995 по 25.07.1997, суд первой инстанции, исследовав и оценив трудовую книжку и военный билет ФИО1, в которых имеются записи о прохождении истцом военной службы в указанный период в Военно-дирижерском факультете при МГК им. П.И. Чайковского, наименование воинской должности, в которой проходил службу истец, указано как «музыкант военных оркестров»; Академическую справку <скрыто>, выданную Военно-Дирижерским факультетом при Московской государственной консерватории <скрыто>, справку № от 07.04.2021, выданная ФГКВОУ ВО «Военный университет» (правопреемник Военно-Дирижерского факультета при Московской государственной консерватории <скрыто>) согласно которым ФИО1 зачислен в 1995г. на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории <скрыто> и обучался в должности курсанта по инструменту военного духового оркестра «труба» с июля 1995г. по июль 1997г. по очной форме обучения, отчислен из числа курсантов 30.06.1997 с окончанием срока срочной службы в июле 1997г.; справки № и 119 от 24.03.2020, выданные Военным комиссариатом Тамбовской области, согласно которым ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных силах по призыву с 22.07.1995 по 10.09.1996, и по контракту с 10.09.1996 по 25.07.1997, пришел к выводу, что истец проходил военную службу в профессиональном творческом коллективе в должности артиста, играющего на духовых инструментах (труба), т.е. проходил службу при выполнении творческой деятельности, предусмотренной Списком №447 от 28.08.1991, в связи с чем, указанный период службы истца подлежит включению в льготный стаж.
При этом суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для включения периода службы в армии в льготном исчислении: 1 день военной службы за 2 дня работы, в связи с чем, включил указанный период службы истца в льготный стаж в календарном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в льготный стаж периода обучения в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина с 26.07.1997 по 03.09.1998, суд исходил из того, что с учетом положений п. «о» ч.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665, ни Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447, ни Законом РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" не предусматривалось включение периода обучения в специальный стаж.
Принимая во внимание представленные пенсионным органом сведения о льготном стаже ФИО1 и расчет стажа с учетом включенных периода службы в рядах Вооруженных сил РФ с 22.07.1995 по 25.07.1997 в календарном исчислении и периода работы артистом Фонда Тамбовского симфонического оркестра с 04.09.1998 по 15.08.2002, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что необходимый 25-ти летний стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ, ФИО1 не выработан ни на 05.10.2020 (дата обращения истца в пенсионный фонд), ни на 21.10.2018г. (дата, с которой истец просит признать за ним право на досрочное назначение пенсии), в связи с чем, не нашел правовых оснований для признания за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 21.10.2018 и назначения страховой пенсии по старости с 05.10.2020.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения обоснованными, соответствующими положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В силу п.п. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12. 2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом «о» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 04.03.2021) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяются - Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 3 Постановления № 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 №447, утвержден Список профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно пункту 2 Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447 в стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
В соответствии с пунктом 3 Списка, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет, имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Истец претендует на включение в специальный стаж для назначения страховой пенсии периода военной службы по призыву с 22.07.1995 по 25.07.1997 в льготном исчислении (1 день военной службы за 2 дня работы) со ссылкой на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
Включая период военной службы ФИО1 в специальный стаж в календарном порядке, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия правовых оснований для включения периода военной службы в льготный стаж работы истца в двойном размере.
Как правильно указал суд первой инстанции, эти требования основаны на неправильном толковании норм материального права.
Гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию. Данная правовая позиция отражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года.
В силу ч.1 ст. 12 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включая в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в которые предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
По смыслу приведенных выше положений, законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце втором пункта 3 ст. 10 Федерального закона о статусе военнослужащих, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, сведений о том, что истец проходил военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, материалы дела не содержат.
Следовательно, подлежит применению специальное пенсионное законодательство, по которому льготное исчисление пенсии производится в случаях, прямо указанных в законе.
Положениями Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447 (пункт 2) не предусмотрено включение в стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов время их военной службы по специальности в льготном исчислении.
Таким образом, ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах, ни пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, включение в специальный стаж периода военной службы в льготном исчислении не предусмотрено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения периода военной службы по призыву в специальный страховой стаж истца, как 1 день службы за 2 дня работы.
Доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего пенсионного законодательства.
Не может служить основанием к отмене решения суда и ссылка истца на Определение Верховного Суда Российской Федерации 25.07.2008 N 2-В08-7, поскольку оно вынесено по делу с иными фактическими обстоятельствами.
Также суд первой инстанции обоснованно отказал во включении в льготный стаж истца периода обучения в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина с 26.07.1997 по 03.09.1998, по окончании которого истцу присвоена квалификация «Художественный руководитель эстрадного оркестра и ансамбля. Преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».
Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1, утратившим силу с 01.01.2002 в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в статье 91 предусматривалось включение в общий трудовой стаж подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Статьей 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 предусматривалось, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447, также не предусмотрено включение в специальный стаж периодов обучения в ВУЗе.
Таким образом, доводы истца о включении периода обучения в <скрыто> государственном университете им. Г.Р. Державина с 26.07.1997 по 03.09.1998 в подсчет специального стажа противоречат нормам пенсионного законодательства, действовавшим на момент спорного периода и в настоящее время.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Кроме того, с 01.01.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии") в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ).
Согласно Приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019г. страховая пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020г. - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021г. - не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2022г. - не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2023г. и последующие годы - не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.
Суд первой инстанции, проверив расчет стажа, установил, что при сложении стажа, исчисленного пенсионным органом (17/09/21), и периодов работы с 04.09.1998 по 15.08.2002 артистом Фонда <скрыто> симфонического оркестра (03/03/27 и 00/07/15) и военной службы с 22.07.1995 по 25.07.1997 (02/00/04), подлежащих зачету по решению суда, специальный стаж ФИО1 на день обращения с заявлением о назначении пенсии (05.10.2020) составляет менее требуемых 25 лет, в связи с чем, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы истца не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 23 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 06.12.2021.