ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3390/2016 от 24.10.2016 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ростова Н.В. Дело № 33-3390/2016 года

Докладчик Берман Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Лепехиной Н.В.,

судей Берман Н.В. и Степановой Н.Н.,

при секретаре Долговой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 11 августа 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Лебедянского района Липецкой области удов­летворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета Куйманского сельсовета Лебедянского муниципального района Липецкой области денежные сред­ства в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Лебедянского му­ниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере <данные изъяты>.».

Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Лебедянского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области к ФИО1 о взыскании денежных средств.

В обосновании заявленных требований ссылался на то, что прокуратурой района проведена про­верка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции адми­нистрацией сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципаль­ного района. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции». Установлено нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы «Устойчивое развитие территории сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Фе­дерации на 2014-2020 годы» подпрограммы «Развитие кадрового потенциала и ин­формационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления сельско­го поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области на 2014-2020 годы» в сумме <данные изъяты>, которые были направлены на цели, не соответствующие целям муниципальной программы, а именно на обучение главы администрации сельского поселения ФИО1 в РАНХиГС (Российская акаде­мия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). Проверкой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ постановлений о выделении де­нежных средств на обучение главы администрации сельского поселения Куйманский сельский совет Лебедянского района не выносилось. Таким образом, ущерб, причинен­ный бюджету администрации Куйманского сельсовета Лебедянского муниципально­го района Липецкой области, составил <данные изъяты>.

С учетом уточнения исковых требований просил взыскать с ФИО1­ <данные изъяты>, направленные из местного бюджета на оплату получения высшего образования ответчика в РАНХиГС за весь период обучения (<данные изъяты> годы).

Ответчик ФИО1 исковые требования не признал, объяснил, что действовал в рамках закона, использо­вал денежные средства в соответствии с целями муниципальной подпрограммы «Раз­витие кадрового потенциала и информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области на 2014-2020 годы».

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО2 исковые требования не признал, объяснил, что проку­ратура проверку фактически не проводила, предписаний и итого­вых документов не выносила. Действия бывшего главы администрации сельского по­селения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой об­ласти никем не оспорены. Кроме того указал, что проверялся субъект - администрация Куйманского сельсовета, а субъект - глава Куйманского сельсовета ФИО1 не проверялся, следовательно, документы, которые про­куратура считает проверкой, не могут быть достоверными доказательствами по делу. Просил не принимать в качестве доказатель­ства отчёт контрольно-счетной комиссии за <данные изъяты>, поскольку он не является нормативным документом, а является только отчетом о работе контрольно-счетной комиссии. Указал на то, что обучение именно в РАНХиГС главам муниципальных образований на данном факультете инициировано и рекомендовано губернатором Липецкой об­ласти.

Представитель третьего лица на стороне истца администрации Куйманского сельсовета Лебедянского муниципального района Липецкой области - ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме, в ходе рассмотрения дела в су­дебном заседании объяснила, что каких-либо нормативно-правовых актов о направ­лении главы администрации Куйманского сельсовета ФИО1 на обучение в высшее учебное заведение не имеется. В администрации сельского поселения Куй­манский сельсовет имеется журнал решений сессии Совета депутатов за весь <данные изъяты>, но в нем не имеется решений Совета депутатов сельского поселения Куйманский сельсовет, либо постановлений о выделении денежных средств. В администрации сельского поселения Куйманского сельсовета имеются распоряжения о предоставле­нии ученического отпуска ФИО1, к нему приложена справка-вызов на обу­чение, подписанная ФИО1

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в рамках рассмотрения дела не доказано, что расходы на его обучение как главы администрации сельского поселения в рамках программы по развитию кадрового потенциала и информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления сельских поселений является нецелевым использованием бюджетных средств, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Выслушав представителя истца прокурора Пучкову С.Л., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 2 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюд­жета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливае­мыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Феде­рации.

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использовании бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной сис­темы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответст­вующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюд­жете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, до­говором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период <данные изъяты> ФИО1 занимал должность главы сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области (заказчик), ФИО1­ и Липецким филиалом РАНХиГС ФГБОУВО «Россий­ская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рос­сийской Федерации» (исполнитель) заключен договор э/б об оказании платных образо­вательных услуг, по условиям которого исполнитель обязался осуществить обучение ФИО1 по основной образовательной программе высшего образования по направлению «экономическая безопасность» по заочной форме обучения.

Согласно пункту 3.1 договора заказчик полностью возмещает затраты на образова­тельные услуги, предусмотренные договором, стоимость услуг исполнителя по обу­чению в <данные изъяты> году составила <данные изъяты> (том 1, л.д. 68-72).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации оплачено обучение ФИО1 за период с <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д. 83).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области (заказчик), ФИО1­ (обучающийся) и Липецким филиалом РАНХиГС ФГБОУВО «Россий­ская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рос­сийской Федерации» заключено соглашение к договору э/б от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого стоимость услуг исполнителя по обу­чению в <данные изъяты> составляет <данные изъяты>, в <данные изъяты> составляет <данные изъяты> (том 1, л.д.73-76).

В соответствии с платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в счет оплаты обучения ФИО1 за период <данные изъяты> перечислены суммы в размере <данные изъяты> и за период обучения <данные изъяты> (том 1, л.д.67, том 2, л.д.84).

Таким образом, судом верно установлено, что в период с <данные изъяты> ФИО1 прошёл обучение в Липецком филиале РАНХиГС за счет средств бюджета сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, стоимость обучения составила - <данные изъяты>.

Разрешая исковые требования, с учетом представленных доказательств и закона, подлежащего применению, суд полагал обоснованными исковые требования, в связи с чем взыскал с ФИО1 потраченные на обучение денежные средства в размере <данные изъяты>.

Обосновывая свои выводы, суд проанализировал муниципальную программу сельского поселения Куйманский сельсо­вет «Устойчивое развитие территории сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2014-2020 годы», утвержденную Постановлением администрации сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области от 14 октября 2013 года №69а, которая предусматривала подпрограмму «Развитие кадрового потенциала и информационное обеспечение деятельности органов местного само­управления сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципаль­ного района Липецкой области на 2014-2020 годы». В рамках данной подпро­граммы предусматривалось, в том числе, финансирование следующих мероприятий: подготовка, переподготовка кадров ОМС сельского поселения по заочной форме обучения в порядке, определенном нормативным правовым актом сельского поселе­ния; организация курсов повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих должности муниципальной службы в ОМС сельского поселения.

В муниципальную программу вносились изменения постановлением админи­страции сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, од­нако, изменения касались только объемов финансирования, паспорт подпрограммы в части указанных выше целей, задач и мероприятий изменений не претерпевал.

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счетной комиссии Лебе­дянского района на отчет об исполнении бюджета сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района за <данные изъяты> нарушений в расходо­вании средств, выделенных на реализацию муниципальной программы «Подготовка и переподготовка кадров администрации сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2013-2015 годы» не выявлено (том 2, л.д. 64-79).

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счетной комиссии Лебедянского района на отчет об исполнении бюджета сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района за ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на обучение главы администрации в РАНХиГС потрачено <данные изъяты>, что не соответствует целям муниципальной программы (том 1, л.д. 184-202).

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счетной комиссии Лебедян­ского района на отчет об исполнении бюджета сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района за <данные изъяты> в ходе проверки целе­вого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы «Устойчивое развитие территории сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Рос­сийской Федерации на 2014-2020 годы» подпрограммы «Развитие кадрового потен­циала и информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправле­ния сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального рай­она Липецкой области на 2014-2020 годы» установлено нецелевое использованию бюджетных средств в сумме <данные изъяты>, выразившееся в направлении этих средств на цели не соответствующие целям муниципальной программы, а именно на обуче­ние главы администрации сельского поселения ФИО1 в РАНХиГС «Россий­ская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (том 1, л.д.166-182).

Кроме того, суд учел пояснения председателя контрольно-счетной комиссии Лебедянского муниципального района Липецкой области ФИО10, в соответствии с которым в рамках указанной программы получение высшего образования главой сельского поселения не предусмотрено, а также показания свидетеля ФИО11, которая показала, что акт о направлении ФИО1 на обучение не издавался.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что потраченные на обучение ФИО1 денежные средства в размере <данные изъяты> являются нецелевым использованием в соответствии с муниципальной программы «Устойчивое развитие территории сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Рос­сийской Федерации на 2014-2020 годы» подпрограммы «Развитие кадрового потен­циала и информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправле­ния сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального рай­она Липецкой области на 2014-2020 годы».

Судебная коллегия полагает вывод суда правильным исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

На основании Устава сельского поселения Куйманьский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденного Советом депутатов сельского поселения Куйманский сельсовет №156 от 23 мая 2014 года к полномочиям главы сельского поселения, как главы администрации сельского поселения, относится в том числе, предоставление на рассмотрение Совета депутатов сельского поселения проектов нормативных актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а также других правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств сельского поселения.

Как следует из материалов дела, а также установлено на основании показании свидетеля ФИО11, никаких нормативно-правовых актов о направлении ФИО1 на обучение в Липецкий филиал РАНХиГС не издавалось, а поскольку реализацию муниципальной программы «Подготовка и переподготовка кадров администрации сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2013-2015 годы» и муниципальная программа «Устойчивое развитие территории сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Рос­сийской Федерации на 2014-2020 годы» подпрограммы «Развитие кадрового потен­циала и информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправле­ния сельского поселения Куйманский сельсовет Лебедянского муниципального рай­она Липецкой области на 2014-2020 годы» не предусматривали направление и обучение главы сельского поселения (получение второго высшего образования), оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имелось.

Утверждение в жалобе, что акт о направлении на обучение главы сельского поселения не должен был издаваться, судебной коллегией признается необоснованным, поскольку основан на ошибочном толковании норм права.

Исходя из положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обосновано взыскал с ответчика денежные средства в размере 110000 рублей.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 333.19 и 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 103 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно взыскал с ФИО1 государствен­ную пошлину в доход бюджета Лебедянского муниципального района в размере <данные изъяты>.

Таким образом, с учетом изложенного, правовых оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи