Судья Колодезный А.В.
№ 33-3391/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
16 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Марковой М.В.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда от 29 апреля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя УФМС России по Вологодской области по доверенности ФИО3, судебная коллегия
установила:
29 января 2014 года гражданка ... ФИО1 направила в Управление Федеральной миграционной службы по Вологодской области (далее УФМС России по Вологодской области) почтовым отправлением заявление о выдаче вида на жительство на территории Российской Федерации (л.д. 22-24).
Письмом заместителя начальника УФМС России по Вологодской области Ю.О. №... от 19 февраля 2014 года заявление о выдаче вида на жительство с приложенными к нему документами возвращены ФИО1 в связи с несоблюдением установленной законодательством процедуры обращения с заявлением (л.д. 7).
04 марта 2014 года ФИО1 обратилась в суд с иском к УФМС России по Вологодской области о признании права на проживание в Российской Федерации, возложении обязанности принять и рассмотреть заявление о выдаче вида на жительство на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указала, что срок действия разрешения на ее временное проживание в Российской Федерации истек. У нее имеется малолетняя дочь Б.А., <ДАТА> года рождения, гражданка ..., отец которой умер. Она является единственным законным представителем ребенка. Дочь является собственником квартиры в <адрес>. Полагала, что в данном случае имеется исключительная совокупность семейных обстоятельств, подтверждающих ее законное проживание на территории Российской Федерации.
Просила признать за ней (ФИО1) право на проживание на территории Российской Федерации; обязать УФМС России по Вологодской области принять у нее и рассмотреть заявление о выдаче вида на жительство на территории Российской Федерации.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель истца ФИО1 ФИО2 дополнительно пояснила, что 09 апреля 2014 года ФИО1 повторно направила в УФМС России по Вологодской области заказным письмом с уведомлением заявление о выдаче вида на жительство с приложенными документами.
Представитель ответчика УФМС России по Вологодской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. В возражении указала, что ФИО1 действительно обращалась в УФМС России по Вологодской области с заявлением о выдаче вида на жительства. Документы были возвращены истцу в связи с неправильным их оформлением. Решение об отказе в выдаче вида на жительство в отношении ФИО1 не принималось.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности, необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФМС России по Вологодской области по доверенности ФИО3 просит оставить решение суда без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Положения, регламентирующие вопросы, связанные с выдачей иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, установлены статьей 8 этого закона.
Согласно пункту 1 названной статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно пунктам 36, 37 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 года № 41, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о выдаче вида на жительство, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланке установленной формы (приложение № 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Особенности осуществления административных процедур при подаче заявления в электронной форме» раздела III «Административные процедуры».
Заявление подается лично дееспособным иностранным гражданином, имеющим разрешение на временное проживание, и достигшим 18-летнего возраста, в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания. Заявление подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Из анализа изложенных норм права следует, что заявление о выдаче вида на жительство может быть подано иностранным гражданином в форме электронного документа или лично. При этом порядок обращения граждан по вопросу выдачи вида на жительство посредством почтовой связи законом не предусмотрен.
Как правильно указал суд первой инстанции, необходимость личного обращения иностранным гражданином с заявлением о выдаче вида на жительство обусловлена тем, что сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет исполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство, факт проверки, а также подлинность подписи заявителя удостоверяется подписью уполномоченного сотрудника на бланке заявления (пункты 45, 46 Административного регламента, приложение № 2 к Административному регламенту). Согласно пунктам 48, 90 Административного регламента заявитель информируется о сроке рассмотрения его заявления и порядке получения вида на жительство, а также об основаниях отказа в выдаче вида на жительство, установленных Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и предупреждается лично под роспись о том, что в выдаче вида на жительство ему может быть отказано либо выданный вид на жительство может быть аннулирован в случаях, предусмотренных статьей 9 названного Федерального закона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание, что ФИО1 лично либо в электронной форме с использованием единого портала с заявлением о выдаче вида на жительство на территории Российской Федерации в УФМС России не обращалась, полный пакет документов, прилагаемых к заявлению, не представила, пришел к правильному выводу о несоблюдении истцом установленной законодательством процедуры обращения с заявлением о выдаче вида на жительство, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Правильными являются и выводы суда первой инстанции о том, что при отсутствии у ФИО1 документов, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», оснований для признания за ней права на проживание на территории Российской Федерации в судебном порядке не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба правильность выводов суда первой инстанции не опровергает и не содержит правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
М.В. Маркова