Судья Боровинских Т.Ф. Дело № 33-3392/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 11 ноября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах А.С.П. к Правительству Курганской области о финансировании приобретения жилого помещения; к администрации Катайского района о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и о предоставлении благоустроенного жилого помещения
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации Катайского района Курганской области на решение Катайского районного суда Курганской области от <...>, которым постановлено:
Требования прокурора Катайского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным постановление главы Катайского района № от <...> «Об отказе в постановке на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения».
Признать А.С.П., <...> года рождения, нуждающимся в жилом помещении и восстановить его в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, с присвоением учетного номера с даты фактической постановки на учет <...>.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в черте города Катайска Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. для предоставления А.С.П. по договору найма специализированных жилых помещений Администрацией Катайского района.
Обязать Администрацию Катайского района предоставить А.С.П. благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не мене 18 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
установила:
Прокурор Катайского района обратился в суд в интересах А.С.П. с иском к Администрации Катайского района Курганской области о возложении обязанности признать А.С.П. нуждающимся в обеспечении жилым помещением и поставить на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 11.05.2004; о возложении обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте <адрес>, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее <...> кв.м. На Правительство Курганской области истец просил суд возложить обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения для А.С.П.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Катайского района по обращению А.С.П. была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу из числа детей-сирот и из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В результате проведенной проверки установлено, что А.С.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. На основании решения Исполкома Совета народных депутатов Катайского района № от <...> «Об устройстве в детский дом А.В и Н, А.В и Н, Нины, С» дети переданы на воспитание в детский дом.
В период с <...> по <...> истец находился в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за А.С.П. не закреплялось.
С <...> годы истец проходил военную службу по контракту. С <...> годы учился в Пермском военном институте внутренних войск МВД России. В <...> году в возрасте 27 лет А.С.П. обращался в Администрацию Катайского района с заявлением о постановке его на льготную очередь для получения жилья. Постановлением Администрации Катайского района от <...> № ему отказано в постановке на регистрационный учет в связи с тем, что он не реализовал свои права на предоставление жилого помещения до достижения 23-летнего возраста.
Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус истца, его нуждаемость в жилом помещении, он имеет право на предоставлениежилья по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления и отвечающего санитарно-техническим нормам. Данные государственные полномочия Курганской области по реализации прав лиц указанной категории возложены на органы местного самоуправления Курганской области, финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из соответствующих бюджетов.
В судебном заседании помощник прокурора Катайского района С.С.С. на удовлетворении исковых требований настаивала. Заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления Администрации Катайского района, которым истцу отказано в постановке на учет.
Истец А.С.П. в суде первой инстанции поддержал иск.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Катайского района по доверенности П.О.В. не согласилась с исковым заявлением, полагая, что не имеется оснований для признания незаконным постановления об отказе в постановке на учет А.С.П. Постановление вынесено уполномоченным органом в полном соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание не явился представитель ответчика <адрес>, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на исковое заявление указал на исключение внеочередного предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Указывал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год. Также указывал на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья, поскольку финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица.
Представитель третьего лица МУ «Управления образования Администрации Катайского района» по доверенности Д.Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считала постановление законным.
Представитель третьего лица Главного Управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Катайским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со вступившими с <...> изменениями в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставленияжильякатегории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Решение суда не содержит указания на порядок предоставления истцу жилого помещения, следовательно, предоставление жилого помещения по решению суда будет являться нарушением действующего законодательства и прав других детей-сирот, включенных в ранее сформированный список, у которых также в соответствии с действующим законодательством возникло право на получение жилого помещения.
Полагает, что суд возлагая обязанность на Правительство Курганской области по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения истцу не учитывает, что указанное требование прокурора не подлежало разбирательству в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения, и как следствие, разрешение данного вопроса не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что органам местного самоуправления предоставлено недостаточное финансирование для целей предоставления жильядетям-сиротам, поскольку суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлениюжильяв зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела.
Обращает внимание, что вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Считает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Катайского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Администрация Катайского района Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, также ссылаясь на исключение с <...> права на внеочередное предоставления жилых помещений гражданам указанной категории.
Считает, что решение Катайского районного суда не содержит указания на порядок предоставления истцу жилого помещения, следовательно, предоставление жилого помещения истцу должно быть осуществлено во внеочередном порядке относительно других граждан равной категории. Внеочередное предоставление жилого помещения по решению суда будет являться нарушением действующего законодательства и нарушением прав других детей-сирот, включенных в ранее сформированный список.
Полагает, что в ходе судебного разбирательства не установлено уважительных причин, по которым истец не использовал право на обжалование постановления в установленный срок.
Указывает, что ранее полномочия по постановке на учет были возложены на Администрацию Петропавловского сельсовета, о чем свидетельствует постановление Администрации Петропавловского сельсовета от <...> № «О принятии на учет А.И.В., А.В.В., А.Т.П., А.С.П. в качестве нуждающихся в жилом помещении».
Считает, что оспариваемое постановление Администрации Катайского района от <...> № вынесено правомочным органом, с соблюдением порядка принятия нормативного акта.
Вновь указывает, что на момент обращения с заявлением на предоставление мер социальной поддержки А.С.П. уже исполнилось 23 года, тем самым оснований для постановки его на очередь по предоставлению жилого помещения у Администрации Катайского района не усматривалось.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Катайского района полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. поддержала возражения прокурора Катайского района.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель третьего лица МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Курганской области в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Иные участвующие в деле лица о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Системное толкование части 1 статьи 254, статьи 255, части 1 и части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что для возложения на органы или должностные лица, перечисленные в части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по производству определенных действий, направленных на восстановление нарушенного права, судом должны быть признаны незаконными действия (бездействия) такого органа или должностного лица.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для возложения обязанности на орган или лицо, перечисленные в части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязательно наличие двух факторов: нарушение прав и свобод заявителя; не соответствие решений действий должностных лиц или органов закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что А.С.П., <...> года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № от <...> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Отец А.С.П.– А.П.Б. и его мать - А.В.Н. решением Катайского районного суда Курганской области от <...> лишены родительских прав.
Решением Катайского районного Совета Народных депутатов Курганской области от <...> № «Об устройстве в детский дом А.В и Н, Н, С» было решено просить ГлавУНО выделить путевки для устройства детей в детский дом.
<...> А.С.П. предоставлена путевка № в Кетовский дом детства.
Судом первой инстанции установлено, что с <...> год А.С.П. проходил военную службу по контракту.
Согласно диплому серии КФ № от <...> А.С.П. с 2008 года по <...> проходил обучение в ФГК Военного образовательного учреждения «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Постановлением Администрации Катайского района от <...> № «Об отказе в постановке на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения» А.С.П., как гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано в постановке на регистрационный учет в связи с тем, что он не реализовал свои права на предоставление жилого помещения до достижения 23-летнего возраста.
Не согласившись с данным постановлением, прокурор Катайского района Курганской области обратился в интересах А.С.П. с заявлением об оспаривании данного постановления.
По данным Управления Росреестра по Курганской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии в собственности А.С.П. объектов недвижимости.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость А.С.П. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами по делу.
В судебном заседании представителем ответчика Администрации Катайского района Курганской области заявлено ходатайство о пропуске срока для обжалования принятого постановления.
Прокурором Катайского района заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд, ссылаясь на уважительные причины пропуска данного срока, поскольку истец проходил военную службу и обучение в ВУЗе за пределами Курганской области.
В соответствии с положениями статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Судом первой инстанции обоснованно отказано Администрации Катайского района в применении последствий пропуска срока для обращения в суд.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Катайского района Курганской области в интересах А.С.П., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании уважительными заявленных истцом причин пропуска срока обращения с заявлением об обжаловании Постановления Администрации Катайского района, что соответствует положениям статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконным Постановления главы Катайского района № от <...> «Об отказе в постановке на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения» по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов от <...> № 17-ФЗ, от <...> №122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного следует, что до принятия Федерального закона от <...> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заявительный характер обращения ребенка-сироты предусмотрен не был, следовательно, достаточным было заявления воспитательного учреждения для постановки на учет в качестве нуждающегося.
Согласно представленным в материалы дела копиям документов из личного дела А.С.П. администрация Кетовского детского дома «Родничок» вела активную и длительную переписку по поводу закрепления, предоставления жилого помещения и постановки на учет А.С.П. в период с <...> год нахождения истца в воспитательном учреждении.
Согласно ответу Отдела образования Администрации Катайского района от <...> несовершеннолетний А.С.П. по вопросу обеспечения жилой площадью поставлен на регистрационный учет. В случае возвращения из госучреждения будет обеспечен жильем согласно Федеральному Закону Российской Федерации.
Из представленного в материалы дела Порядка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по состоянию на <...> А.С.П. был включен в указанный список под № 19, до настоящего времени с учета не снят. Распоряжений об исключении истца из данного списка ответчиками не принималось, о чем даны пояснения в судебном заседании суда первой инстанции.
Отсутствие в отношении А.С.П. постановления органа местного самоуправления о включении его в списки детей-сирот не может влиять на права истца, поскольку неисполнение обязанностей, возложенных законом на ответчика, не зависит от волеизъявления истца.
По этим основаниям достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было получено им в период до достижения возраста 23 лет.
Вывод суда о признании незаконным постановления главы Катайского района от <...> № №, о признании А.С.П. нуждающимся в жилом помещении с присвоением учетного номера с даты фактической постановки на учет <...>, судебная коллегия находит обоснованным.
При этом довод апелляционной жалобы Администрации Катайского района о возложении обязанностей по постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья на администрацию Петропавловского сельсовета Катайского района и принятии <...> А.С.П. на учет не нашел своего подтверждения в материалах дела, поскольку заявлен лишь в апелляционной жалобе без предоставления соответствующих доказательств.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона Курганской области от <...> № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» полномочия по опеке и попечительству передаются органам местного самоуправления в соответствии с приложением № к настоящему Закону. В названном приложении в числе муниципальных образований Курганской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями, указан Катайский район Курганской области, сведений о наделении полномочиями по опеке и попечительству в указанный период администрации Петропавловского сельсовета Катайского района Курганской области нормативный правовой акт не содержит.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность А.С.П. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от <...> № «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (в редакции от 26.12.2012) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее – орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
А.С.П. является нуждающимся в жилом помещении, право на получение жилья не реализовал, в собственности жилого помещения, пригодного для проживания не имеет, договор социального найма с ним не заключался, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Таким образом, истец соответствует всем требованиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах А.С.П. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пункт 44 статьи 3 Закона Курганской области от <...> № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от <...> № «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку при разрешении спора установлено, что Администрация Катайского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
В данном случае речь идет не о межбюджетных отношениях, а о социальных гарантиях детей-сирот и лиц из их числа на предоставление им жилого помещения.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у Администрации Катайского района Курганской области, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья А.С.П., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления А.С.П. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеются.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит, поскольку апелляционная жалоба не содержит новых доводов, способных повлиять на законность обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Катайского районного суда Курганской области от <...> оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации Катайского района Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи Н.В. Шарыпова
И.Г. Ушакова