ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3393/2015 от 27.08.2015 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Лазарева Е.В.

№33-3393/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27.08.2015

г.Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.

при секретаре Филимоновой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.06.2015 по заявлению администрации Питкярантского муниципального района об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

администрация Питкярантского муниципального района (далее – заявитель) обратилась с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 12.05.2015 о взыскании исполнительского сбора, указывая, что в силу особенностей бюджетного процесса требования, содержащиеся в исполнительном документе по исполнительному производству , не могли быть исполнены в срок, установленный судебным приставом-исполнителем при возбуждении исполнительного производства.

Решением суда в удовлетворении заявленного требования отказано.

С таким решением не согласен заявитель. В апелляционной жалобе глава администрации Питкярантского муниципального района С. указывает на несогласие с выводом суда о том, что у должностного лица имелись основания для вынесения оспариваемого постановления, поскольку постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства вынесено в срок, установленный судом для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (до 01.06.2014). Ссылается на то, что оспариваемым постановлением установлен срок для добровольного исполнения требований (5 дней), то есть до 24.11.2013 (получено 19.11.2013), что противоречит положениям ч.1 ст.6 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», по смыслу которых судебный пристав исполнитель не вправе устанавливать иной, отличный от установленного судебным постановлением, срок исполнения решения суда. Считает, что судом не учтен тот факт, что определением суда от 09.06.2014 администрации Питкярантского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 18.09.2013 на срок до 01.01.2015, однако исполнительное производство после 01.06.2014 приостановлено вновь не было, а следовательно в силу ч.2 ст. 19 закона об исполнительном производстве течение сроков возобновилось со 02.06.2014, в том числе и срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном производстве (5 дней). Полагает, что судом не учтен тот факт, что постановление о приостановлении исполнительного производства в адрес администрации не поступало. Указывает также, что бюджет Питкярантского муниципального района относится к разряду дефицитного, денежные средства из бюджета субъекта на бюджетное выравнивание в соответствии с бюджетным кодексом не предоставляются, изыскать какие-либо дополнительные источники получения прибыли, денежных средств не представляется возможным. Заявитель в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу судебный пристав-исполнитель Ю. просит отказать администрации Питкярантского муниципального района в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.

Администрация Питкярантского муниципального района, МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г. Питкяранта, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.

Представитель прокуратуры Республики Карелия Ш., судебный пристав-исполнитель Ю. и представитель УФССП России по Республике Карелия М., действующая на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласились, полагали решение суда законным и обоснованным.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 11-12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как установлено судом, решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 18.09.2013, вступившим 24.10.2013 в законную силу, образовательное учреждение было обязано в срок до 28.08.2014 провести частичный ремонт кровли над старшим блоком, над тиром, над переходом из младшего блока и над холлом 1 этажа: над переходом младшего блока, над холлом 1 этажа - заменить асбестоцементные плиты в количестве 57 штук, над тиром демонтировать плиточные блоки площадью 60x5 м., установить плиточные блоки площадью 60x5 м., провести реконструкцию фундамента кровли тира, а Администрация обязана в срок до 01.06.2014 профинансировать мероприятия по частичному ремонту кровли образовательного учреждения над старшим блоком, над тиром, над переходом из младшего блока и над холлом 1 этажа.

Исполнительный лист был предъявлен в Отдел судебных приставов по Питкярантскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия. 13.11.2013 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 15472/13/12/10, которым должнику был установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Копия указанного постановления была получена Администрацией 20.11.2013.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Питкярантскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 13.12.2013 исполнительное производство было приостановлено с 13.12.2013 по 01.06.2014.

Определением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09.06.2014, вступившим в законную силу 25.06.2014, исполнение решения было отсрочено до 01.01.2015.

Согласно ответу администрации от ХХ.ХХ.ХХ исполнение решения суда по исполнительному производству не произведено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Питкярантскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 01.04.2015 исполнительное производство передано в Отдел по ОИП, где должностное лицо постановлением от 08.04.2015 приняло его к исполнению и присвоило ему новый регистрационный номер .

Получив ответ должника от ХХ.ХХ.ХХ о том, что решение суда от 18.09.2013 не исполнено, СПИ З. 12.05.2015 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора, которым, констатировав факт неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, взыскала с Администрации (...) руб., одновременно должнику предложено в срок до 13.07.2015 исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с учетом вышеприведенных требований закона и обстоятельств дела у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановления о взыскании с заявителя исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что основаниями для взыскания исполнительского сбора являются: подтверждение получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства; истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа; установление факта неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения; отсутствие доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств).

При этом бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Доказательств того, что после вступления судебного акта в законную силу и возбуждения исполнительного производства исполнение было невозможно вследствие наличия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, должником судебному приставу-исполнителю не представлено.

Исходя из изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора соответствует требованиям закона.

Ссылки в жалобе на то, что оспариваемым постановлением установлен срок для добровольного исполнения требований (5 дней), то есть до 24.11.2013, что противоречит положениям ч.1 ст.6 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», является несостоятельным, так как постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 12.05.2015 года, в нем не имеется указания на дату 24.11.2013.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

При этом судебная коллегия учитывает, что заявитель не лишен возможности в силу частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона № 229-Ф, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания, об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.06.2015 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Питкярантского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи