Судья <.>
Дело № 33-3394-2012
Апелляционное определение
г. Махачкала 07 декабря 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – Зайнудиновой Ш.М.
судей – Ибрагимова С.Р., Мустафаевой З.К.
при секретаре Алимове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 сентября 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ФИО2 к МВД по РД о взыскании задолженности по пенсии за период с 12.07.2009 г. по 31.03.2011 г., в сумме 65 179.98 рублей, с добавлением к данной сумме коэффициента инфляции на день вынесения решения, отказать».
Заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., выслушав объяснения ФИО1, полагавшего решение суда подлежащим отмене, объяснения представителя ответчика ФИО3, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о взыскании задолженности по пенсии за период с 12 июля 2009 года по 31 марта 2011 года в сумме 65 179,98 рублей, с добавлением к данной сумме коэффициента инфляции на день вынесения решения суда, указывая, что он как бывший сотрудник органов внутренних дел получает пенсию с 12 июля 2009 года. При выходе на пенсию ему был выдан перечень документов, необходимых для назначения пенсии. Представленные им документы кадровой службой были переданы в пенсионный отдел. Однако с 12 июля 2009 года по март 2012 года истец не получал надбавку на несовершеннолетних детей в сумме 3153 рублей 87 копеек ежемесячно. После его обращения, с 01 марта 2012 года, истцу стали выплачивать надбавку к пенсии на детей и выплатили перерасчет за 12 месяцев с 01 марта 2011 года по 31 марта 2012 года. Пенсионный отдел МВД РФ по Республике Дагестан отказывается выплатить ФИО1 надбавку на детей за период с 12 июля 2009 года по 31 марта 2011 года. Просит взыскать недополученную пенсию в сумме 65 179,98 рублей, а также применить к этой сумме коофициент инфляции.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда.
Указывается, что ответчиком допущено нарушение ч.2 ст. 54 ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 года, т.к. истцу не было разъяснено, что истец должен был написать заявление на получение надбавки к пенсии на несовершеннолетних детей и что, в случае трудоустройства, нужно представить справку с места работы и уведомить пенсионный отдел, в случае занятия предпринимательской деятельностью.
Как разъяснили в пенсионном отделе МВД РФ по Республике Дагестан, основанием для выплаты надбавки на детей является наличие соответствующего заявления. Однако об этом истцу не было разъяснено, хотя в личном деле имелись свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, которые находятся на его иждивении.
Ссылка суда на ст. 55 ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 не состоятельна, т.к. к выплатам надбавок не имеет никакого отношения, а устанавливает срок перерасчета назначенных пенсий.
В материалах дела имеются возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается, что истец с заявлением о назначении пенсии ( надбавки) не обращался. Решение суда является законным и обоснованным.
В апреле месяце ФИО1 обратился в пенсионный отдел и с этого момента ему назначили и оплатили надбавку к пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, согласно ст. 55 Закона РФ № 4468- 1.
Доводы ФИО1 о том, что на требования о перерасчете пенсии не распространяются сроки, являются не обоснованными, так как необходимо наличие вины пенсионного органа.
В настоящее время истец получает указанную надбавку ежемесячно
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части по следующим основаниям.
Суд, отказывая в удовлетворении требований истца, пришел к выводу о том, что истец с заявлением о назначении надбавки к пенсии с учетом нетрудоспособных членов семьи не обращался, в связи с чем назначение указанной надбавки за 12 месяцев, предшествующих обращению истца, является правомерным.
Данный вывод суда является не верным по следующим основаниям.
ФИО2 назначена пенсия в соответствии со ст. 17 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 12 июля 2009 года по выслуге лет.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 12.10.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления (ст. 52 Закона).
В силу пункта "а" ст. 53 указанного выше Закона пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: лицам, указанным в ст. 1 Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме случаев назначения им пенсии с более поздних сроков.
При несвоевременном обращении, пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (абз. 4 п. "б" ст. 53 Закона).
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте (ст. 54 Закона).
Согласно ч. 2 ст. 58 указанного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из материалов дела усматривается, что МВД по Республике Дагестан произвело истцу оплату путем перечисления надбавки на нетрудоспособных членов семьи за период с 01 апреля 2011 года по 31 марта 2012 год в сумме 37846,45 рублей, т.е. за 12 месяцев, предшествующих обращению истца за установлением надбавки.
Из представленного суду пенсионного дела № 12472 на ФИО2, усматривается, что истец обратился заявлением на выплату надбавки к пенсии на несовершеннолетних детей, как не работающему пенсионеру, 01 марта 2012 года.
Истец ФИО2 также пояснил, что он в пенсионный орган МВД по Республике Дагестан с заявлением на назначение ему надбавки на несовершеннолетних членов семьи не обращался, однако им была представлена справка о составе семьи, дающей ответчику право на назначение ему надбавок к пенсии.
С заявлением о назначении к пенсии надбавки о несовершеннолетних членов семьи, он обратился только 01 марта 2012 году, после того как ему было разъяснено, что назначение надбавок носит заявительный характер.
С этой даты ему установлена указанная надбавка и выплачены положенные надбавки за предшествующие 12 месяцев на сумму 37 846,45 рублей. В настоящее время истец ФИО2, указанную надбавку получает ежемесячно.
В соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ от 27 мая 2005 года № 418 8 кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что данные требования закона ответчиком не были выполнены.
В соответствии с п.12.1 Инструкции истцом в кадровое подразделение были представлены необходимые документы, в том числе справка от 30 июля 2009 года, выданная администрацией сельского поселения «село Гуни», из которой усматривается, что в состав семьи истца входят несовершеннолетние дети, с учетом которых ФИО1 положена надбавка как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи.
Требования о предъявлении дополнительных документов к истцу не предъявлялись.
Разрешая спор, судебная коллегия исходит из того, что материалами дела подтвержден факт обращения ФИО1 в январе 2010 года к Начальнику ЦПО МВД по Республике Дагестан с заявлением о назначении пенсии; каких-либо дополнительных документов истицу представить не предлагалось, и с учетом положений ст. 53 вышеуказанного Закона ФИО1 имеет право на назначение надбавок к пенсии с 12 июля 2009 года.
В соответствии со ст. ст. 18, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.
По смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации, при применении законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Действия государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, наделенного публично - властными полномочиями по назначению и выплате пенсий, должны быть направлены на обеспечение достижения гражданами и юридическими лицами того законного юридического результата, за которым они обращаются к этим органам.
Государственный орган, обнаружив явную ошибку, допущенную обратившимся к нему гражданином при оформлении документов, обязан оказать ему содействие в ее устранении, а при наличии сомнений обратиться за уточнением к заявителю, если в соответствии с законом не установлена иная процедура обеспечения прав заявителей.
Орган, наделенный публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на пенсию, осуществляющий назначение и выплату пенсий, равно как любой другой государственный или муниципальный орган или должностное лицо, должны содействовать, а не препятствовать в реализации гражданами своих прав, в том числе и права на назначение надбавки к пенсии.
Между тем, как уже указывалось выше, из материалов дела и установленных судом обстоятельств следует, что ответчик, соответствующих действий по оказанию ФИО1 содействия в реализации его пенсионных прав, оформлении документов для назначения надбавки на несовершеннолетних детей не осуществило и в результате ненадлежащей организации работы ответчика, ненадлежащего исполнения им обязанностей по осуществлению пенсионного обеспечения сотрудников, вышедших на пенсию ФИО1 не была своевременно назначена надбавка к пенсии, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, чем нарушено его право на получение таковой надбавки.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания недополученной истцом суммы, расчет взыскиваемой суммы судебной коллегией проверен и признан верным.
В части отказа удовлетворения требований о применения коофициента инфляции к взыскиваемой сумме решение суда первой инстанции является законным, так как при предъявлении указанных требований истцом не приведены расчеты.
Согласно ст. 57 ГПК РФ, суд вправе предложить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, однако их отсутствие не препятствует рассмотрению дела по существу, но может является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда в этой части без изменения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 13 сентября 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании задолженности по пенсии за период с 12 июля 2009 года по 31 марта 2011 года отменить.
В этой части принять новое решение. Удовлетворить исковые требования ФИО1 к МВД по Республике Дагестан о взыскании задолженности к пенсии за период с 12 июля 2009 года по 31 марта 2011 года в сумме 65 179,98 (шестьдесят пять тысяч сто семьдесят девять) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий –
Судьи -