ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3395/2015 от 02.07.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья – Сергеева М.Н. Стр. 63, г/п 00 руб.

Докладчик – Лобанова Н.В. № 33-3395/2015 2 июля 2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

судей Верещагина Г.С., Лобановой Н.В.,

с участием прокурора Бакина И.С.

при секретаре судебного заседания Захаровой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 2 июля 2015 г. апелляционные жалобы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» и министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 января 2015 г., которым (с учетом определения названного суда от 22 мая 2015 г. об исправлении описки) постановлено:

«Исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных на территории карьера «С.» на землях лесного фонда в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га, и территории карьера «У.» на землях лесного фонда в <данные изъяты> квартале Плесецкого сельского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га.

Обязать администрацию муниципального образования «П.» в срок до 01 ноября 2015 года организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления с несанкционированных свалок, расположенных на территории карьера «С.» на землях лесного фонда в 3 квартале выдел 25 Пуксинского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га, и территории карьера «У.» на землях лесного фонда в 38 квартале Плесецкого сельского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в границах земельных участков, расположенных в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га, в <данные изъяты> квартале Плесецкого сельского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить рекультивацию земельных участков, на которых расположены карьеры «С.» в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества, и карьере «У.» в <данные изъяты> квартале Пуксинского участкового лесничества».

Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

и.о. прокурора Плесецкого района Архангельской области Н. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированных свалок, расположенных на территории карьеров «У.» и «С.», на администрацию муниципального образования «П.» - обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления с указанных несанкционированных свалок, на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> - обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, а ДД.ММ.ГГГГ. также обеспечить рекультивацию земель в границах земельных участков, расположенных в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества площадью <данные изъяты> га, в <данные изъяты> квартале Плесецкого сельского участкового лесничества площадью <данные изъяты> га.

В обоснование заявления указано на результаты проведенной прокуратурой проверки, в ходе которой установлено наличие на указанных земельных участках несанкционированных свалок отходов производства и потребления (строительного мусора и бытовых отходов), что приводит к нарушению права неопределенного круга лиц в области санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, в ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение министерством полномочий, предусмотренных ст. 83 Лесного кодекса РФ. Так, санитарно-оздоровительные мероприятия на землях лесного фонда, рекультивация земельных участков не проводятся, что не соответствует требованиям лесного законодательства, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3, 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67, просил обязать данные органы государственной власти и местного самоуправления устранить выявленные нарушения в указанные в исковом заявлении сроки.

В судебном заседании участвовавший в деле прокурор Полицинская Е.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Орлов А.А., возражая против удовлетворения требований, полагал, что обязанность организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с несанкционированных свалок на территории карьеров «С.» и «У.», расположенных на землях лесного фонда, должна быть возложена на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты>.

Представитель администрации муниципального образования «П.» Чиникина Н.Ф. возражала против удовлетворения требований о возложении на данный орган местного самоуправления обязанности организовать утилизацию и переработку отходов, находящихся на несанкционированных свалках, расположенных на территории карьеров «С.» и «У.», поскольку данные свалки находятся на землях лесного фонда.

Представитель территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> – Плесецкого лесничества Кренева Н.А. возражала против удовлетворения требований, указав, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты>, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело без участия своего представителя. В представленном отзыве против удовлетворения предъявленных к министерству требований возражало.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласились администрация муниципального образования «<данные изъяты>» и министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «<данные изъяты>» просит данное судебное постановление отменить в части удовлетворения требований прокурора о возложении на названный орган местного самоуправления обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в этой части. Полагает, что надлежащим образом исполняет полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. Указанные в заявлении прокурора земельные участки относятся к землям лесного фонда, в отношении которых министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> ненадлежащим образом исполняет свои полномочия, что и приводит к возникновению несанкционированных свалок. Полагает, что решением суда обязанность по сбору и вывозу отходов одновременно возложена как на администрацию муниципального образования «<данные изъяты>», так и на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты>. Ссылаясь на п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», считает неверным указание в резолютивной части решения о возложении на подателя жалобы обязанности организовать сбор и вывоз с несанкционированных свалок отходов производства.

В апелляционной жалобе министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> просит решение суда отменить в части возложения на министерство обязанности обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, рекультивацию земельных участков и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части. В обоснование жалобы указывает, что санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся только в лесных насаждениях, тогда как свалки находятся вне таких насаждений (в карьерах). Суд не учел, что основанием для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий могут служить результаты лесопатологического обследования, которое не проводилось. Считает, на министерство излишне возложена обязанность по организации очистки лесов, так как соответствующие работы подлежат выполнению администрацией сельского поселения. Ссылаясь на п.п. 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, полагает неверным вывод суда о возложении обязанности по рекультивации земельных участков на собственника лесных насаждений. Кроме того, указывает на отсутствие в материалах дела доказательств необходимости проведения рекультивации земельных участков, на которых расположены карьеры «С.» и «У.».

В поданных относительно апелляционных жалоб возражениях участвовавший в деле прокурор Полицинская Е.В. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а приведенные в жалобах доводы – несостоятельными.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> в поданных относительно апелляционной жалобы муниципального образования «<данные изъяты>» возражениях просит оставить эту жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что в результате бездействия данного органа местного самоуправления, ненадлежащим образом исполняющего полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовались несанкционированные свалки.

Заслушав представителя министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> Бородина Н.С., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, участвующего в деле прокурора Бакина И.С., просившего обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб и поданных относительно них возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 7.1.1 закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», пришел к правильному выводу о том, что обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, размещенных на несанкционированных свалках в пределах муниципального образования «<данные изъяты>», должна быть возложена на администрацию названного поселения.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, так как они мотивированы, основаны на исследованных в ходе рассмотрения дела доказательствах и положениях действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, стихийные свалки на указанных в заявлении участках лесного фонда образованы в результате жизнедеятельности людей, состоят из бытовых отходов и мусора, обязанность по организации сбора и вывоза которых с территории сельского поселения в силу приведенных положений действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Ссылка администрации муниципального образования «<данные изъяты>» на то, что администрация в полном объеме исполняет полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора опровергаются представленными суду материалами о наличии на территории данного муниципального образования несанкционированных свалок таких отходов.

Допущенная в резолютивной части решения суда описка устранена путем вынесения 22 мая 2015 г. соответствующего определения.

Правильными являются и выводы суда о наличии предусмотренных оснований для возложения на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> обязанности организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий и рекультивацию земель карьеров «С.» и «У.», расположенных на землях Пуксинского участкового лесничества.

В силу ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, раздела V Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, санитарно-оздоровительные мероприятия представляют собой комплекс мер, включающих в себя вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Третий дефис п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом от 22.12.1995 Минприроды России и Роскомзема № 525/67, предусматривает, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и рекультивации земельных участков подтверждается представленными суду доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Непредставление суду материалов лесопатологического обследования не свидетельствует об отсутствии оснований к отмене принятого по делу судебного постановления, поскольку в силу п. 30 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, такое обследование направлено не на выявление оснований для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, а определение их перечня.

Ссылка подателя жалобы на положения п. 1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» судебной коллегией отклоняется, поскольку из представленных материалов следует, что карьеры, на территории которых возникли несанкционированные свалки, на каком-либо вещном или обязательственном праве юридическим либо физическим лицам не переданы.

Иные доводы апелляционных жалоб аналогичны существу возражений относительно заявленных требований, приводившихся подателями жалоб при рассмотрении дела судом первой инстанции, были предметом судебной проверки и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в оспариваемом судебном постановлении. Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

В части возложения на администрацию муниципального образования «П.» обязанности организовать утилизацию и переработку отходов с несанкционированных свалок решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется, судебная коллегия также не усматривает установленных абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ оснований для выхода за пределы доводов жалоб.

Вместе с тем, судебная коллегия усматривает основания согласиться с доводами апелляционной жалобы министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> о том, что установленный судом первой инстанции срок исполнения возложенных судебным постановлением на данное министерство обязанностей не отвечает требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.

Принимая во внимание характер мероприятий, обязанность по выполнению которых возложена на названное министерство судом, учитывая последовательность и сезонный характер их проведения, а также требования бюджетного законодательства, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 января 2015 г. в части срока исполнения министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> обязанности организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий земельных участков лесного фонда, установив такой срок по ДД.ММ.ГГГГ. включительно.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 января 2015 г. изменить, принять по делу новое решение, которым:

заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных на территории карьера «С.» на землях лесного фонда в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га и территории карьера «У.» на землях лесного фонда в <данные изъяты> квартале Плесецкого сельского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га.

Обязать администрацию муниципального образования «П.» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления с несанкционированных свалок, расположенных на территории карьера «С.» на землях лесного фонда в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га и территории карьера «У.» на землях лесного фонда в <данные изъяты> квартале Плесецкого сельского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га.

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> в срок по ДД.ММ.ГГГГ. организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в границах земельных участков, расположенных в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га, в <данные изъяты> квартале Плесецкого сельского участкового лесничества общей площадью <данные изъяты> га.

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обеспечить рекультивацию земельных участков, на которых расположены карьер «С.» в <данные изъяты> квартале выдел <данные изъяты> Пуксинского участкового лесничества и карьер «У.» в <данные изъяты> квартале Пуксинского участкового лесничества.

Председательствующий Н.П. Рассошенко

Судьи Г.С. Верещагин

Н.В. Лобанова