Дело № 33-3396/2019
АПЕЛЛЯЦИОНное определение
г. Тюмень 08 июля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в состав
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, Ситниковой Л.П., |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «Квартал-Сервис» об обязании производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в квартире <.......>, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, начиная с 01.01.2019 по формуле 3 (1) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 – оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., выслушав объяснения истца ФИО4 и её представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя ответчика ФИО6, судебная коллегия
установила
ФИО4 обратилась в суд с иском к ООО «Квартал-Сервис» о возложении обязанности с 1 января 2019 г. производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Требования мотивированы тем, что ФИО4 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>. В квартире был установлен и введен в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии (теплосчетчик), и в период с 13.12.2011 по 30.09.2013 расчет платы за отопление производился исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии. В 2018 году был установлен современный теплосчетчик «КАРАТ-Компакт 2-213», истец уведомила ответчика о замене индивидуального прибора учета тепловой энергии 26.11.2018, однако представитель ответчика на установку прибора учета не явился, в нарушение пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. В результате, с января 2019г. управляющая компания выставляет счета не по показаниям индивидуального прибора учета, что нарушает права истца как собственника жилого помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета.
В судебном заседании истец ФИО4, ее представитель ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме с учетом их уточнения.
Представитель ООО «Квартал-Сервис» ФИО6 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Государственной жилищной инспекции, третье лицо ИП ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласна истец ФИО4 В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В доводах жалобы указывает, что в период с 13.12.2011 по 30.09.2013 расчет платы за отопление производился исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, 24.09.2018 она обратилась в ООО «Квартал-Сервис» с заявлением о поверке счетчика, 05.10.2018 ответчик рекомендовал обратиться в специализированную организацию для выполнения работ по снятию и установке прибора учета, после чего специализированной организацией старый счетчик был демонтирован, установлен новый, 25.10.2018 ООО «Квартал-Сервис» отказало во вводе счетчика в эксплуатацию по причине отсутствия проекта по установке прибора учета тепловой энергии, 09.11.2018 она предоставила ответчику данный проект, однако ей вновь было отказано во вводе прибора учета в эксплуатацию, 26.11.2018 она направила уведомление о вводе прибора учета в эксплуатацию, в назначенное время ответчик не направил своего представителя, ввод прибора в эксплуатацию состоялся в одностороннем порядке.
Полагает, что в квартире имеется техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии, что подтверждается заключением ООО «Авис», представлен акт соответствия выполненных работ проекту и строительным нормам. При этом все замечания ООО «Квартал-Сервис» были устранены, управляющая компания не представила замечаний по заявке и ее содержанию, располагала необходимой информацией и не требовала какой-либо дополнительной информации, в судебном заседании представитель ответчика ссылался на несогласование проекта с управляющей организацией, однако не указаны конкретные замечания к проекту.
Указывает, что доводы ответчика о необходимости получения технических условий на установку теплосчетчика и подготовку проектной документации являются незаконными, так как система отопления не менялась, был демонтирован старый теплосчетчик и на его место установлен новый.
Считает доводы ответчика о необходимости установки теплосчетчика в местах общего пользования, противоречащими положениям пункта 81 (11) Правил от 06.05.2011 № 354, согласно которым прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Кроме того, установка теплосчетчика в местах общего пользования приведет к учету потребления тепловой энергии не только для целей жилого помещения, но и для обогрева коридора четвертого этажа.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель Государственной жилищной инспекции, третье лицо ИП ФИО7, извещены надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения истца и ее представителя, представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление ФИО4 от 24.09.2018 не содержало всех необходимых для ввода прибора учета в эксплуатацию сведений, в частности сведений об организации, осуществившей монтаж прибора учета, показания прибора учета на момент установки, дату следующей поверки, не приложена копия паспорта на прибор учета, не был приложен проект по установке прибора учета. Кроме того, проект, а также акт соответствия выполненных работ проекту и строительным нормам изготовлены после обращения истца с заявлением, лица, составляющие данные документы, не предупреждались о даче заведомо ложного заключения, ООО «Авис» технические условия и проектная документация на дом не исследовались.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев 2 - 4 пункта 42(1) Правил и формулами, к которым эти положения отсылают.
Согласно абзацу 3 пункта 42(1) данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно пункту 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
показания прибора учета на момент его установки;
дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (пункт 81(1)).
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг (пункт 81(2)).
В силу Приказа Министерства регионального развития от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что:
техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что ФИО4 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>.
Многоквартирный жилой дом по указанному адресу оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (т. 1 л.д. 137,139,186-193).
24 сентября 2018 г. ФИО4 обратилась в ООО «Квартал-Сервис» с заявлением об установке и опломбировании прибора индивидуального учета тепловой энергии (т. 1 л.д. 131-132). В чем ей было отказано письмом от 05.10.2018 в связи с тем, что тариф по данной услуге не утвержден общим собранием собственников МКД (т. 1 л.д. 133,204).
15 октября 2018 г. ФИО4 направила в ООО «Квартал-Сервис» заявление об опломбировании прибора учета тепловой энергии и его вводе в эксплуатацию. Приложила копию паспорта теплосчетчика с указанием поверки и свидетельство о приемке и первичной поверки, заводской номер (т. 1 л.д. 246).
18 октября 2018 г. ООО «Мегаполис» составлен Акт соответствия выполненных работ проекту и строительным нормам (т. 1 л.д. 79-80).
25 октября 2018 г. ООО «Квартал-Сервис» оставлен Акт ввода прибора учета в эксплуатацию, дата поверки 18 июля 2018 г., указаны замечания: нет проекта на узел учета, собственник отказывается запустить отопление в свою квартиру (т. 1 л.д. 211).
В октябре 2018 г. ООО «АВИС» составлен Проект по установке прибора учета тепловой энергии в жилом помещении по адресу: <.......> (т. 1 л.д. 28-78).
9 ноября 2018 г. ФИО4 направила повторное заявление об опломбировании прибора учета тепловой энергии и его вводе в эксплуатацию (т. 1 л.д. 135). В ответе от 16.11.2018, ООО «Квартал-Сервис» сообщило о том, что ФИО4 произведено переустройство жилого помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, необходимо привести систему отопления в первоначальное состояние (т. 1 л.д. 206).
26 ноября 2018 г. ФИО4 направила в адрес ООО «Квартал-Сервис» сведения об оборудовании ее квартиры индивидуальным прибором учета тепловой энергии (Теплосчетчик КАРАТ-Компакт 2-213, заводской номер <.......>, дата первичной поверки 18.07.2018). Просила направить 29.11.2018 уполномоченного представителя для участия в комиссии по вводу индивидуального прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию с составлением соответствующего акта (т. 1 л.д. 27). В ответ ООО «Квартал-Сервис» сообщило, что узел учета проверяется и вводится в эксплуатацию ежегодно теплоснабжающей организацией в начале отопительного сезона (т. 1 л.д. 208).
29 ноября 2018 г. составлен Акт ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии в одностороннем порядке (т. 1 л.д. 26).
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 ссылалась на то, что истец изменила местоположение теплосчетчика, переустройство жилого помещения требует внесения изменений в технический паспорт, не предусмотрено установление таких приборов; проектная документация не была согласована с ООО «Квартал-Сервис»; прибор учета должен быть установлен на границе эксплуатационной ответственности в подъезде; установление счетчика в квартире не предусмотрено проектной документацией дома; индивидуальный прибор учета можно установить только в том случае, если 100 % собственников на это согласятся; истец не обращалась в управляющую компанию для получения технических условий.
Свидетель ФИО8 пояснил, что по законодательству должен стоять отсекающий кран; необходимо произвести реконструкцию узла.
Свидетель ФИО9 пояснил, что на момент осмотра прибора учета, собственником не был предоставлен проект на установку прибора учета; не было подтверждения согласования проекта с ООО «Квартал-Сервис»; прибор учета должен быть установлен на границе эксплуатационной ответственности в подъезде.
Таким образом, не смотря на то, что ФИО4 26 ноября 2018 г. направила в адрес ООО «Квартал-Сервис» заявку об оборудовании ее квартиры индивидуальным прибором учета тепловой энергии (Теплосчетчик КАРАТ-Компакт 2-213, заводской номер <.......>, дата первичной поверки 18.07.2018), однако она не указала в данной заявке все сведения, предусмотренные в пункте 81 Правил № 354, в том числе сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; не приложена копия паспорта на прибор учета.
Также одновременно с заявкой не были представлены документы, подтверждающие техническую возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), доказательства возможности установки прибор учета соответствующего вида в месте в котором возможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования; доказательства того, что прибор учета находится на границе эксплуатационной ответственности и наличия отсекающего крана в месте установки, с учетом того, что ответчик оспаривал возможность установки прибора учета соответствующего вида в указанном истцом месте.
Доводы жалобы о том, что у ООО «Квартал-Сервис» имелись необходимые документы, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку Правила № 354 предусматривают единовременную подачу всех сведений указанных в пункте 81 данных Правил.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по показаниям только тех приборов учета, которые в установленном законом порядке введены в эксплуатацию. В противном случае начисления производятся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
С учетом изложенного, оснований для возложения на истца обязанности по произведению перерасчета за коммунальные услуги по индивидуальному прибору учета до его ввода в эксплуатацию, у суда первой инстанции не имелось, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегии несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО4 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии