Председательствующий: Потеревич А.Ю. № 33-3398/2021
2-799/2021
55RS0002-01-2021-000466-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 12 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Гапоненко Л.В., Ленёвой Ю.А.
при секретаре Деминой К.В.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Куяновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Евроконтакт Плюс» на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 марта 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Евроконтакт Плюс» денежные средства, уплаченные за авиабилеты в сумме 176 144,00 руб., неустойку в размере 176 144,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000,00 руб., штраф в сумме 178644,00 руб.
В удовлетворении иных требований отказать.
Взыскать с ООО «Евроконтакт Плюс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6753 руб.».
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Евроконтакт Плюс», ООО «ИБС» о защите прав потребителя, указав, что 02.02.2020 на сайте «Билетик.аэро» (Biletik.aero) им были забронированы авиабилеты по направлению Москва – Сингапур - Сидней с датой вылета 09.04.2020 и обратным вылетом 11.04.2020 по направлению Мельбурн - Сингапур, - Москва. Билеты были забронированы на имя ФИО1 и <...>. Стоимость авиабилетов составила 176144 руб. и была оплачена со счета карты АО «Тинькофф Банк» 02.02.2020. Авиаперевозку должна была осуществлять авиакомпания Singapore Airlines. В подтверждение оформленного заказа на адрес электронной почты истца поступили электронные билеты № <...>. 13.03.2020 истец заполнил специальную форму для возврата билетов в связи с эпидемией коронавируса на сайте «Билетик.аэро», после чего еще несколько раз направлял заявления в электронной форме. В ответ на очередное заявление от 04.04.2020 им был получен ответ о том, что запрос на вынужденный возврат билетов направлен в авиакомпанию и будет рассмотрен в срок до 60 рабочих дней. Однако по истечении этого времени денежные средства так и не были возвращены. Истцом также был направлен запрос напрямую в авиакомпанию Singapore Airlines, в ответ на который ему сообщили, что авиакомпания перечислила денежные средства в размере стоимости авиабилетов на счет агентства для возврата потребителю. Электронные билеты были приобретены истцом на сайте «Билетик.аэро» (Biletik.aero), правообладателем которого является ООО «ИБС». Также известно, что агентом Singapore Airlines на территории Российской Федерации, организовавшим продажу билетов истцу, является ООО «Евроконтакт Плюс».
На основании изложенного истец просил взыскать с ООО «Евроконтакт Плюс», ООО «ИБС» денежные средства, уплаченные за авиабилеты, в сумме 176 144,00 руб., неустойку за период с 15.06.2020 по 19.01.2021 в размере 176 144 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители ответчиков ООО «Евроконтакт Плюс» и ООО «Евроконтакт Плюс», третьего лица Singapore Airlines в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ООО «Евроконтакт Плюс» полагал, что требования к ООО «Евроконтакт Плюс» удовлетворению не подлежат. Авиабилет был оформлен и продан Истцу компанией ООО «ИБС», с которой у ООО «Евроконтакт Плюс» заключен субагентский договор о продаже пассажирских перевозок № ЕК-2016/0069 от 25.03.2016. По условиям данного договора взаимодействие с пассажирами по всем вопросам оформления /возврата билетов, а также возврата им денежных средств за авиабилеты не входит в зону ответственности ООО «Евроконтакт Плюс» и осуществляется ООО «ИБС» самостоятельно. В свою очередь ООО «Евроконтакт Плюс» является агентом Авиакомпании Singapore Airlines на основании агентского договора о продаже пассажирских перевозок с IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) от 12 июля 1995 года, в рамках которого агент вправе осуществлять выписку и реализацию перевозок авиакомпаний – участников BSP IATA (система взаиморасчетов между агентами и авиакомпаниями) и осуществлять с ними расчеты через систему ВSР, а также на основании агентского соглашения от 08.04.2013 с Singapore Airlines. Согласно п. 7.2. агентского договора с ИАТА все денежные средства, полученные агентом в рамках договора являются собственностью Авиакомпании, от имени которой действует Агент. Таким образом, путем приобретения авиабилетов у ООО «ИБС» пассажирами заключен договор перевозки с Авиакомпанией Singapore Airlines. ООО «Евроконтакт Плюс» в отношении указанных авиабилетов выполняло посреднические функции между Авиакомпанией Singapore Airlines и ООО «ИБС», направленные на предоставление ООО «ИБС» возможности осуществить бронирование, оформление, продажу указанных авиабилетов и взаиморасчеты за проданный билет. В непосредственные договорные отношения с истцом ООО «Евроконтакт Плюс» не вступало, в расчетах с ним не участвовало. 26.05.2020 и 04.06.2020 авиакомпанией был авторизован возврат приобретенных истцом авиабилетов, денежные средства за билеты в размере 89211 руб. были возвращены авиакомпанией в ООО «Евроконтакт Плюс» (сумма возврата учтена в прилагаемых отчетах BSP IATA за период с 24.05.-31.05.2020 и 01.06.-07.06.2020, произведены взаиморасчеты - вычет данной суммы из подлежащей оплате в пользу авиакомпании суммы выручки) и далее в этот же день (26.05.2020 и 04.06.2020 соответственно) данные денежные средства в размере 89211 руб. также аналогичным образом были возвращены от ООО «Евроконтакт Плюс» субагенту ООО «ИБС». В свою очередь ООО «ИБС» обязано возвратить денежные средства истцу (пассажиру). Таким образом, именно ООО «ИБС» является надлежащим ответчиком по делу. Оснований для взыскания с ООО «Евроконтакт Плюс» компенсации морального вреда и штрафа также не имеется, поскольку ООО «Евроконтакт Плюс» не удерживало денежные средства истца, не вступало с ним непосредственные договорные отношения, претензий о возврате денежных средств от него не получало. В случае удовлетворения иска просил снизить размер штрафных санкций.
В возражениях на исковое заявление представитель авиакомпании АООО «Сингапур Эйрлайнз Лимитед» указал, что авиакомпания является участником ИАТА - системы взаиморасчетов ВSР в России, поэтому отношения по продаже билетов, возврату их стоимости регулируются нормативными документами ИАТА (Международной ассоциацией воздушного транспорта), в частности главой 14 руководства ИАТА по системе ВSР для Агентов (Местные правила и процедуры). В соответствии с данным руководством для предоставления агентам возможности выписывать билеты от имени авиакомпаний каждая авиакомпания выдает разрешение на выписку билетов каждому агенту, с которым у нее есть договорные отношения. Таким образом, выписка агентами электронных билетов возможна только при наличии у них соответствующих договорных отношений с авиакомпанией. Кроме того, для работы в системе взаиморасчетов ВSР в России, организации необходимо являться участником ИАТА - системы взаиморасчетов ВSР в России. Между тем, у Авиакомпании не имеется каких-либо соглашений с ООО «ИБС» (сервис сайта «Билетик.аэро»), ООО «ИБС» не является участниками ИАТА и не уполномочено на выпуск билетов. При этом на основании Агентского соглашения от 17.04.2013 полномочия по выписке билетов от имени Авиакомпании предоставлены Агентству ООО «Евроконтакт Плюс». Аккредитованным агентством, выпустившим приобретенный истцом билет, выступило именно ООО «Евроконтакт Плюс». В связи с пандемией коронавируса воздушное сообщение в странах по маршруту следования, указанному в названных выше билетах, было ограничено, в связи с чем осуществление воздушной перевозки Авиакомпанией стало невозможным. С учетом возникших обстоятельств Авиакомпания совершила в системе ВSР России возвраты денежных средств ООО «Евроконтакт Плюс»: 4 июня 2020 г. - за билет № <...>; 26 мая 2020 г. - за билет № <...>. Возврат денежных средств ООО «Евроконтакт Плюс» подтверждается: платежными поручениями № <...> от <...>, № <...> от <...> (в данные платежные поручения входят все денежные средства, перечисляемые за отчетный период, в том числе и денежные средства за указанные билеты); справкой Московского офиса ИАТА от 05.02.2021 о возврате средств за билеты. Авиакомпания своевременно возвратила средства за два билета, приобретенных на имена ZHLUKTOV/DMITRII и PATRAKHINA/NATALIA в строгом соответствии с правилами ИАТА аккредитованному агентству (ООО «Евроконтакт Плюс») в полном объеме. О наличии каких-либо договорных отношений между ООО «Евроконтакт Плюс» и ООО «ИБС» (сервис сайта «Билетик.аэро») Авиакомпании не известно.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Евроконтакт Плюс» ФИО3 выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Не соглашается с выводами суда о недоказанности возврата стоимости билетов от агента ООО «Евроконтакт Плюс» субагенту ООО «ИБС». Указывает, что возврат стоимости перевозки по билетам истца был осуществлен Авиакомпанией Singapore Airlines в ООО «Евроконтакт Плюс» в системе ВSР путем учета данной суммы во взаиморасчётах, что было правильно установлено судом. Однако суд необоснованно не принял во внимание аналогичные доказательства возврата стоимости билетов субагенту ООО «ИБС», а именно отчеты за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 и с 01.06.2020 по 30.06.2020, в каждом из которых учтена сумма возврата стоимости перевозки (всего по двум отчетам в размере 178 422 руб.), а также акты сверки, в которых произведен зачет сумм возврата путем их вычета из суммы долга ООО «ИБС» перед ООО «Евроконтакт Плюс», и распечатку скриншота из системы выручки и доходов агентства (СОФИ),в которой отражены две операции возврата стоимости перевозок в пользу ООО «ИБС». Оценка данным доказательством в решении суда не дана. При этом ответчиком ООО «ИБС» достоверность данных доказательств не оспаривалась. Отмечает, что фактическое перечисление денежных средств не является единственным законным способом осуществления взаиморасчетов сторонами договора. Приводит ранее изложенные в суде первой инстанции доводы о том, что ООО «Евроконтакт Плюс», выполнявшее посреднические функции между Авиакомпанией Singapore Airlines и ООО «ИБС», не может нести ответственность за возврат стоимости билетов потребителю. Указывает, что именно ООО «ИБС» принимало оплату за перевозку и занималось обслуживанием покупателя. Субагентский договор не содержит положений, которые возлагали бы на ООО «Евроконтакт Плюс» ответственность перед клиентами ООО «ИБС». Также, не соглашаясь с выводами суда о взыскании неустойки, штрафаи компенсации морального вреда, отмечает, что в непосредственные договорные отношения с истцом ООО «Евроконтакт Плюс» не вступало, претензии от него не получало, о его требованиях узнало только после подачи иска в суд. Кроме того, указывает, что в решении суда не отражены результаты рассмотрения ходатайства об уменьшении размера штрафных санкций. Указывает, что в связи с пандемией коронавируса Правительством РФ установлены нормы, смягчающие ответственность за возврат стоимости перевозки (предусмотрено начисление процентов по ключевой ставке ЦБ РФ).
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 02.02.2020 ФИО4 через интернет-сервис «Билетик.аэро» (Biletik.aero) приобрёл авиабилеты по маршруту Москва (вылет 009.04.2020) – Сингапур (вылет 11.04.2020) – Сидней, а также в обратном направлении – Мельбурн (вылет 22.04.2020) – Сингапур (вылет 23.04.2020) – Москва.
Билеты были приобретены на имя ФИО1 и <...> их общая стоимость составила 176 144 руб. Оплата авиабилетов была произведена истцом со счёта карты АО «Тинькофф Банк». Согласно представленной банком информации данный платёж отражён как оплата в KWB* Biletik.aero.
В подтверждение оформленного заказа на адрес электронной почты истца поступили электронные билеты № <...> для <...> и № <...> для ФИО1 Номер брони данных авиабилетов – № <...>.
Согласно электронным билетам все указанные авиаперевозки должна была осуществлять авиакомпания Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines).
Материалами дела и объяснениями сторон подтверждается, что указанные авиабилеты были реализованы иностранным авиаперевозчиком через агента на территории Российской Федерации ООО «Евроконтакт Плюс», который, в свою очередь, поручил продажу данных пассажирских перевозок субагенту ООО «ИБС», использовавшему для реализации билетов сайт «Билетик.аэро» (Biletik.aero).
Из материалов дела следует, что 13.03.2020 ФИО4 направил запрос на возврат стоимости авиабилетов с использованием формы, размещённой на сайте «Билетик.аэро». Не получив ответ на данный запрос, истец 16.03.2020 направил письмо по электронному адресу Biletik.aero, указав, что хотел бы оформить возврат билетов в связи с объявлением эпидемии коронавируса. Повторное электронное письмо было отправлено истцом 04.04.2020.
06.04.2020 истцом был получен ответ от службы поддержки Билетик.аэро, в котором было указано, что запрос на вынужденный возврат билетов направлен в авиакомпанию, срок его рассмотрения составляет до 60 рабочих дней
Поскольку стоимость авиабилетов возвращена не была, <...>ФИО4 направил запрос о статусе возврата непосредственно перевозчику Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines) по электронному адресу: reservations@singaporeair.ru. В ответе на данный запрос указано, что авиабилеты по номеру бронирования № <...> имеют статус «возвращенные». Агентские запросы на возврат были обработаны авиакомпанией 26.05.2020 (билеты № <...>, № <...>) и 04.06.2020 (билеты № <...>, № <...>). По всем вопросам возврата стоимости билетов истцу было рекомендовано обращаться по месту их приобретения.
Судебная коллегия отмечает, что деятельность иностранных авиакомпаний не регулируется российским законодательством, в связи с чем вопрос о расторжении договора авиаперевозки и возврате денежных средств должен решаться по правилам, действующим в стране, в которой зарегистрирован авиаперевозчик.
На официальном интернет-сайте авиаперевозчика Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines) (www.singaporeair.com/ru) размещены Правила возврата и обмена авиабилетов Singapore Airlines по причине COVID-19, в которых указано, что они распространяются на все билеты, в том числе выписанные по 15.03.2020 и включающие в себя, по крайней мере, один рейс, который был отменен в связи с COVID-19.
В разделе 2 Правил указано, что пассажир может выбрать вариант отмены билета с исходным маршрутом и сохранением стоимости неиспользованной части билета в качестве Flight Credits или получить возврат стоимости неиспользованной части билета (если билет полностью не использован – полный тариф и налоги, уплаченные за билет).
Согласно разделу 5 Правил, если пассажир принимает решение получить возврат стоимости неиспользованной части билета, штрафы за отмену не взимаются; возврат средств осуществляется до истечения срока действия билета, который составляет один год с даты приобретения билета.
Из материалов дела усматривается, что авиакомпания Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines) в соответствии с данными Правилами возврата и обмена авиабилетов согласовала возврат стоимости билетов, приобретённых ФИО4 по номеру бронирования RХSРАВ, что было подтверждено представителем авиакомпании в ходе рассмотрения настоящего спора.
В материалах дела содержится электронное письмо, исходящее от перевозчика (reservations@singaporeair.ru), в котором сообщается, что после возврата авиакомпанией денежных средств за данные электронные авиабилеты эти денежные средства в полном объёме поступили субагенту ООО «ИБС» в порядке взаиморасчётов между ним и агентом перевозчика ООО «Евроконтакт Плюс», однако пассажирам данные денежные средства возвращены не были. Указано, что на требования агента ООО «ИБС» не отвечает, у него имеется значительная задолженность перед Холдингом, в связи с чем общество отключено от системы выписки авиабилетов 27.03.2020.
При рассмотрении настоящего спора представитель ООО «Евроконтакт Плюс» не отрицал, что денежные средства за приобретённые истцом авиабилеты были возвращены перевозчиком Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines) в ООО «Евроконтакт Плюс» в порядке взаимрасчётов и что таким же образом агент затем вернул денежные средства субагенту ООО «ИБС», который, по мнению ООО «Евроконтакт Плюс», и должен возвратить данные денежные средства истцу.
Рассмотрев заявленные исковые требования ФИО4 к ООО «Евроконтакт Плюс» и ООО «ИБС», суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является агент авиаперевозчика ООО «Евроконтакт Плюс». При этом судом указано на отсутствие достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о фактическом перечислении денежных средств субагенту ООО «ИБС».
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда о возложении ответственности за возврат денежных средств за приобретённые истцом авиабилеты на ООО «Евроконтакт Плюс», поскольку данные выводы сделаны без учёта характера правоотношений, сложившихся между авиаперевозчиком Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines) и агентом ООО «Евроконтакт Плюс», а также без учёта норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
Отменяя решение суда в части удовлетворения требований истца к ООО «Евроконтакт Плюс», судебная коллегия считает необходимым исходить из следующего.
Из материалов дела следует, что 17.04.2013 между авиакомпанией Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines), являющейся членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), и агентством ООО «Евроконтакт Плюс» заключено агентское соглашение, по условиям которого агентство осуществляет бронирование, оформление и продажу авиаперевозок от имени авиакомпании.
В соответствии с п. 1.1 Соглашения авиакомпания уполномочивает агентство предоставлять услуги по продажам билетов авиакомпании, а также оказывать содействие в продвижении данных услуг на территории Российской Федерации. Продажа пассажирских перевозок означает все виды деятельности, которые необходимы для того, чтобы предоставить пассажиру законный контракт на перевозку, включая, но не ограничиваясь оформлением действительного перевозочного документа и получение денежных средств за такое оформление.
Согласно п. 1.2 Соглашения агентство действует на основе полномочий, от лица, в интересах и под контролем авиакомпании, и не имеет право выходить за рамки инструкций, данных ему авиакомпанией по данному соглашению.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения данные полномочия не являются эксклюзивными и могут предаваться другим лицам.
Агентство обязано производить продажу услуг авиапассажирских перевозок на бланках STD, которые распространяются российскими отделениями ИАТА от имени авиакомпании в соответствии с условиями, определёнными в Руководстве (п. 2.4 Соглашения).
Агентство обязано перечислять денежные средства, полученные от третьих лиц за продажу услуг от имени авиакомпании, за исключением комиссии, на условиях и таким образом, как это указано в статье 6 настоящего Соглашения и в Руководстве (п. 2.6 Соглашения).
Согласно п. 2.8 Соглашения все услуги и/или перевозочные документы, проданные в рамках данного Соглашения, должны продаваться от имени авиакомпании и в соответствии с тарифами авиакомпании, её условиями перевозок и писанными инструкциями.
В соответствии с п. 6.1 Соглашения в тех случаях, когда агентство действует от лица и в интересах авиакомпании все денежные средства, получаемые агентством в этой связи, являются собственностью авиакомпании, и должны храниться агентством до того момента, когда они в должном порядке будут перечислены авиакомпании в соответствии с процедурами, описанными в Руководстве.
В силу п. 7.1 Соглашения агентство производит возврат потребителю услуг полной или частичной стоимости перевозочных документов в соответствии с правилами, тарифами или инструкциями авиакомпании при предъявлении документа, подтверждающего оплату билета.
Таким образом, из приведённых условий соглашения следует, что ООО «Евроконтакт Плюс» при исполнении данного соглашения на территории Российской Федерации осуществляет продажу авиаперевозок не от своего имени, а от имени авиакомпании Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines). Положений о том, что ООО «Евроконтакт Плюс» при этом несёт самостоятельную ответственность перед потребителями в связи с продажей им авиаперевозок, данное соглашение не содержит.
Напротив, в п. 10.3 Соглашения указано, что агентство выражает своё согласие возместить ущерб и защитить авиакомпанию, её должностных лиц и сотрудников от любых обязательств по убыткам, ущербу, прямому, косвенному или последовательному, возникшим в связи с любыми халатными действиями или бездействием со стороны агентства, его должностных лиц, сотрудников или иных лиц, действовавших от лица агентства, включая случаи продаж услуг по авиаперевозкам с нарушением условий продаж, либо возникшим в связи с нарушением агентством данного соглашения, включая уплату всех банковских процентов, выплат и затрат, которые понесли авиакомпания или Российское отделение ИАТА в результате невыполнения агентством своих обязательств по данному соглашению.
Данное условие позволяет сделать вывод о наличии между авиаперевозчиком и агентом такой модели правоотношений, при которой лицом, несущим ответственность перед третьими лицами в связи с продажей услуг авиаперевозки, является сама авиакомпания Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines), которая в дальнейшем имеет возможность требовать возмещения убытков от агента в случае, если данный ущерб связан с его деятельностью.
Следует отметить, что условий о самостоятельной ответственности агента перед потребителями не содержит и агентский договор о продаже пассажирских перевозок, заключённый ООО «Евроконтакт Плюс» 12.07.1995, условия которого распространяются на правоотношения между агентом и всеми перевозчиками после назначения ими данного агента.
Согласно п. 1 ст. 1210 Гражданского кодекса стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.
В п. 12.1 Соглашения между ООО «Евроконтакт Плюс» и авиакомпанией Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines) указано, что отношения между сторонами, возникающие из данного Соглашения, или связанные с его выполнением, регулируются законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Из приведённых условий договора и норм гражданского права следует, что, поскольку реализация пассажирских авиаперевозок осуществляется ООО «Евроконтакт Плюс» на основании агентского договора от имени авиакомпании Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines), то в рассматриваемом случае истец ФИО1 при приобретении авиабилетов у агента (через субагента) фактически вступил в правоотношения с самой иностранной авиакомпанией. Соответственно, обязанности по данному договору оказания услуг авиаперевозки перед истцом возникли непосредственно у авиакомпании Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines).
Каких-либо оснований для выводов о возможности возложения ответственности за неосуществление истцу возврата денежных средств за приобретённые авиабилеты на агента ООО «Евроконтакт Плюс» не имеется, несмотря на наличие в материалах дела информации о том, что денежные средства были возвращены авиакомпанией агенту для их возврата потребителю.
Судебная коллегия отмечает, что вышеприведённые нормы и условия договора устанавливают непосредственную ответственность авиаперевозчика перед конечным потребителем, с которым он вступает в правоотношения через агента. При этом правоотношения между авиакомпанией и её агентами и субагентами не должны влиять на права потребителя и лишать его возможности получить стоимость авиабилетов от перевозчика, который должен нести перед ним данную ответственность. То обстоятельство, что денежные средства не были возвращены потребителю по вине агента или субагента, не может являться основанием, освобождающим авиаперевозчика от ответственности.
Судебная коллегия при этом учитывает, что решение суда о взыскании стоимости авиаперевозок с агента в случае его неисполнения не позволит истцу в дальнейшем предъявить аналогичные требования к авиаперевозчику, поскольку данное решение будет основано на выводах о том, что лицом, несущим ответственность перед ФИО1, является ООО «Евроконтакт Плюс», что будет исключает ответственность авиакомпании Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines).
Таким образом, правовых оснований для взыскания денежных средств с ООО «Евроконтакт Плюс» в данном случае не имелось. Решение суда в данной части подлежит отмене на основании пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Из изложенного следует, что не имелось оснований для взыскания денежных средств также и с ООО «ИБС», являвшегося субагентом ООО «Евроконтакт Плюс» на основании договора от 25.03.2016. В данном договоре также содержится условие о том, что субагент обязуется возместить агенту убытки, связанные с причинением ущерба третьему лицу в связи с нарушением условий данного договора (п. 7.3), что исключает самостоятельную ответственность субагента перед третьими лицами.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должен был являться перевозчик - авиакомпания Сингапурские авиалинии (Singapore Airlines).
Таким образом, ФИО1 не лишён возможности обратиться с исковыми требованиями о взыскании стоимости авиаперевозок к иностранному перевозчику, с которым он через агентов заключил договор об оказании услуг по авиаперевозке с учётом того, что в рамках настоящего спора иск к нему не предъявлен и к участию в деле в качестве соответчика авиаперевозчик не привлечен.
Судебная коллегия отмечает, что в силу п. 1 ч. 3 ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что авиакомпания Сингапурские авиалинии (АООО Сингапур Эйрлайнз Лимитед) имеет представительство на территории Российской Федерации, расположенное по адресу: <...> этаж.
При таких обстоятельствах истец имеет возможность обратиться с иском к авиаперевозчику в суд Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда по изложенным основаниям подлежит отмене в части взыскания с ООО «Евроконтакт Плюс» денежных средств в пользу ФИО1, а в части отказа в удовлетворении требований иска к ООО «ИБС» должно быть оставлено без изменения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу ООО «Евроконтакт Плюс» удовлетворить, решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 марта 2021 года отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к ООО «Евроконтакт Плюс» и взыскания с ООО «Евроконтакт Плюс» государственной пошлины.
Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Евроконтакт Плюс» о защите прав потребителя отказать.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «ИБС» оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Председательствующий: Потеревич А.Ю. № 33-3398/2021
2-799/2021
55RS0002-01-2021-000466-16