ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3402 от 08.04.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Сидоров А.Л.

N 33-3402

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.

при секретаре Корякине М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08 апреля 2015 г. дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» на решение Березовского районного суда Пермского края от 20 января 2015 г., которым постановлено:

В удовлетворении заявления ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» о признании недействительным, незаконным и об отмене представления прокурора Березовского района Пермского края № 2-20-1387-2014 от 07 октября 2014 года отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А.,
объяснения представителя ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» - Ситниковой Л.В.; прокурора Прокуратуры Пермского края Третьяковой О.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным и отмене представления прокурора Березовского района № 2-20-1387-2014 от 07 октября 2014 года об устранении нарушений законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что в оспариваемом представлении прокурор Березовского района требует от ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» за подключение к сетям газораспределения и пуску газа в жилые дома заявителей «плату определить соразмерно необходимым для этого затратам и установленным расценкам». Требование прокурора основано на ошибочном выводе о том, что лицам, обратившимся в общество, требуется не технологическое, а фактическое присоединение к сетям газораспределения, для осуществления которого не требуется производства обществом дополнительных работ.

Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, свободное ценообразование при подключении к сетям газоснабжения недопустимо. ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» не является уполномоченным органом по определению платы за технологическое присоединение и утверждению методики по ее расчету. В соответствии с пунктом 59 Правил подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, а плата за подключение определяется уполномоченным органом.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ЗАО «Газпром газораспределение Пермь», приводит доводы, аналогичные доводам заявления. Помимо этого, в жалобе указано на отсутствие в представлении и в решении суда вывода о том, каким нормативным правовым актам противоречит сумма, указанная обществом в договорах подключения, предлагаемых к заключению с заявителями. Кроме того, заявитель оспаривает вывод суда о том, что фактически представление прокурора исполнено путем пуска газа в дома заявителей. Также заявитель оспаривает вывод суда о том, что поскольку оплата подключения жилых домов заявителей была произведена в рамках КЦП «Газицикация Пермского края на 2008-2010 гг.», взимание с заявителей платы за подключение будет являться для общества неосновательным обогащением. Помимо изложенного, заявитель жалобы не согласен с тем, что суд счел избранный им способ защиты права преждевременной мерой.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Березовского района Пермского края просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

На основании изложенного, для признания оспариваемого решения прокурора незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: его несоответствие закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Такой совокупности условий по делу не установлено.

Из материалов дела следует, что в прокуратуру Березовского района с жалобами на действия должностных лиц Чусовского филиала ЗАО «Газпром Газораспределение Пермь» обратились граждане Ш1., Ш2., Т. Заявители указали, что их запросы о предоставлении технических условий на подключение домов к сетям газораспределение, поданные в марте, июле 2014 г., рассмотрены с нарушением сроков, для заключения договоров им необоснованно предлагают заплатить 50000 руб. – это значительные денежные средства.

По результатам проверки прокурором Березовского района было направлено представление № 2-20-1387-2014 от 07.10.2014 года директору Чусовского филиала ЗАО «Газпром Газораспределение Пермь» с требованием принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих и не допускать их впредь, вернуться к рассмотрению обращений Ш1., Ш2., Т. о подключении к сетям газораспределения и пуску газа в жилые дома, плату определить соразмерно необходимым для этого затратам и установленным расценкам, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц Чусовского филиала ЗАО «Газпром Газораспределение Пермь», ответственных за выдачу технических условий и решению вопроса о фактическом подключении объектов к сетям газоснабжения, по вине которых были допущены нарушения действующего законодательства, копии приказов (распоряжений) о привлечении к дисциплинарной ответственности направить в прокуратуру района.

26.11.2014 г. ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» в адрес прокурора Березовского района направлен ответ о том, что обществом исполнено представление № 2-20-1387-2014 от 07.10.2014 года.

ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» не оспаривает то, что заявления двух обратившихся к нему заявителей о выдаче технических условий были рассмотрены с нарушением установленного законом срока.

Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы считает, что требование прокурора определять плату за подключение к сетям газораспределения «соразмерно необходимым для этого затратам и установленным расценкам» не основано на законе и нарушает права общества, поскольку возлагает на него обязанность в будущем самостоятельно устанавливать цену на подключение к сетям газораспределения только исходя из фактических затрат на подключение, тогда как в силу закона в данном случае свободное ценообразование недопустимо.

Указанная правовая позиция заявителя основана на неверном понимании фактических обстоятельств и не является основанием к отмене решения суда.

Правоотношения в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в ст. 23.2 которого определено, что государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Правила).

Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения определено в п. 2 Правил как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

Фактическим присоединением признается комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.

Правила также регламентируют процедуру выдачи технических условий и непосредственного подключения строящихся (построенных, реконструируемых) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.

Документом также вносятся изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации").

В частности, указанные изменения предусматривают, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов (п. 26 (18)).

Также изменения вводят три группы потребителей газа с различными подходами к регулированию размера платы:

— потребители с газоиспользующим оборудованием с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 куб. м (с учётом расхода газа ранее подключённого в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя), для простейших подключений на небольшом расстоянии – не более 150 м в сельской местности и не более 100 м в границах городских поселений (это мощность, достаточная для работы газоиспользующего оборудования в составе бытовой плиты и котла, обеспечивающих проживание в частном доме площадью до 280 кв. м семьи из четырёх человек);

— потребители, максимальная мощность газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. м газа в час включительно и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет менее 6 атмосфер включительно, кроме случаев, когда размер платы устанавливается по индивидуальному проекту;

— потребители, максимальная мощность газоиспользующего оборудования которых составляет свыше 500 куб. м газа в час и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 6 атмосфер, а также в случаях, когда размер платы устанавливается по индивидуальному проекту (для сложных проектных решений, предусматривающих водные переходы, горизонтально наклонное бурение и другие сложные проектные решения).

Пунктами 62, 83 Правил установлено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами, содержит существенные условия, к которым относится размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Пункт 87 Правил допускает указание в договоре о подключении предварительного размера платы за технологическое присоединение, с последующей корректировкой после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.08.2014 N 28-тп "Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения закрытого акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь" на 2014 год" на период с 30.08.3014 г. по 31.12.2014 г. установлена плата для каждой группы вышеуказанных потребителей в размере 50000, 40000, 20000 руб. соответственно.

Из системного толкования приведенного законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования газоснабжения, ст. 426 ГК РФ следует, что получение потребителем услуг по газоснабжению оформляется договором о подключении, в котором указывается плата за технологическое присоединение в размере, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Резолютивная часть представления прокурора содержит требование определять плату за подключение к сетям газораспределения соразмерно необходимым для этого затратам и установленным расценкам, что не предполагает для заявителя жалобы обязанность по взиманию при заключении договора о подключении платы, размер которой установлен в ином, не предусмотренном нормативными актами, порядке.

С учетом того, что требование прокурора в отношении конкретных граждан заявитель жалобы исполнил, что следует из письма от 26.11.2014 г., в дальнейшем оспариваемое представление не препятствует заявителю осуществлять подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения в установленном Правилами порядке.

При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» на решение Березовского районного суда Пермского края от 20 января 2015 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи