Судья Медведев И.Г. Дело № 33-3403/2015
А-10
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Малякина А.В.,
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Гаппеля <данные изъяты> к Открытому акционерному обществу «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» о взыскании заработной платы, оплаты подготовительно-заключительного времени работы водителя, расходов в связи со служебной командировкой, денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 января 2015 г., которым постановлено:
«Уточненные исковые требования Гаппеля <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» в пользу Гаппеля <данные изъяты> недополученную заработную плату за март 2014 года в размере <данные изъяты> руб., командировочные расходы в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., а всего денежную сумму в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 предъявил в суде иск ( с учетом заявления об изменении предъявленных требований) к ОАО «Красноярск ТИСИЗ» о взыскании недоначисленной заработной платы за март 2014 г. в размере <данные изъяты> рублей оплаты подготовительно-заключительного времени работы водителя в размере <данные изъяты> руб., расходов в связи со служебной командировкой в размере <данные изъяты> руб., денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере <данные изъяты> руб. и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Свои требования истец мотивировал тем, что 06.10.2003 г. был принят к ответчику на работу <данные изъяты> в отдел механизации, где продолжает работать до настоящего времени. Ответчиком в течение всего периода работы заработная плата выплачивается не в полном объеме, поскольку не оплачивается подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию, а также после возвращения с линии в организацию, в течение 30 минут ежедневно. Кроме того, он работает водителем на большегрузном транспорте от 3 тонн и выше, что действующим законодательством отнесено к вредным условиям труда, в связи с чем, ему положен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 12 дней ежегодно.
В марте 2014 года он был направлен в командировку и выполнял работу в полевых условиях, когда продолжительность рабочего времени была больше чем обычно. Работа в полевых условиях с 01 по 07 марта 2014 года работодателем не была оплачена.
В связи со служебной командировкой, он понес расходы на приобретение ГСМ, однако по приезду из командировки ответчик отказался принимать авансовый отчет и возмещать ему указанную денежную сумму, ссылаясь на недостоверность предъявленных кассовых чеков. Данный отказ истец полагает незаконным, нарушающим его трудовые права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, считает его вынесенным с нарушением норм материального права. Считает, что срок исковой давности по исковым требованиям о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, а также оплаты подготовительно-заключительного времени, не пропущен, поскольку истец продолжает работать у ответчика, нарушения носят длящийся характер, кроме того о нарушении права он узнал весной 2014 г. Также не согласен с расчетом суда недоначисленной заработной платы за март 2014 г.
Выслушав пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующую на основании доверенности от 26.04.2014 г., поддержавших доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя ответчика ФИО3 действующую на основании доверенности от 04.06.2014 г., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
Особенности режима рабочего времени водителей автомобилей регламентируются «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным Приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004 г., согласно п. «в» п. 15 которого - рабочее время водителей состоит из периодов, в том числе, время управления автомобилем; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; а также подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию.
На основании статей 114 - 117 ТК РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
В силу ст.ст. 122-123 ТК РФ, оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Как следует из ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Как следует из ч.1 ст.381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
При этом, согласно ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанного срока, он может быть восстановлен судом.
Как установлено судом, 06.10.2003 г. истец был принят к ответчику на работу <данные изъяты> в отдел механизации, где продолжает работать до настоящего времени.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании оплаты подготовительно-заключительного времени за период с октября 2003 г. по январь 2014 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период с 14.02.2014 г. по 14.05.2014 г., в пределах установленного ст.392 ТК РФ трехмесячного срока, истец работал в полевых условиях на сдельной форме оплаты труда, начиная с 08.03.2014 г. истец фактически не работал, так как имело место простоя, ответчиком в добровольном порядке оплачен простой, на данный период положение о почасовой-премиальной системе на него не распространяется, в связи с чем, подготовительно-заключительное время водителя автомобиля не подлежит включению в состав общего количества отработанного времени и не подлежит оплате. Требования о взыскании недополученной заработной платы за предшествующий трем месяцам с даты заявления указанных требований 14.05.2014 г., период с октября 2003 г обоснованно отклонены судом по причине пропуска срока давности для обращения в суд, о применении которого заявлено представителем ответчика.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.
Согласно пункту 15 Положения в рабочее время водителей включается, в частности время управления автомобилем, подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а также время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
В соответствии с пунктом 20 упомянутого Положения состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
В силу п.4 Положения графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Согласно условиям заключенного между сторонами трудового договора, а также Положению об оплате труда, водителям автомобильного транспорта устанавливается повременно-премиальная оплата труда.
Поскольку оплата труда истца производится в форме почасовой повременно-премиальной системы, подготовительно-заключительное время водителя автомобиля в количестве 23 минут ежедневно подлежит включению в состав общего количества отработанного времени.
С исковым заявлением ФИО1 обратился в суд 14.05.2014 года, срок для обращения в суд с требованием о взыскании оплаты подготовительно-заключительного времени исчисляется с 26 числа каждого месяца, на следующий день после установленного дня выплаты заработной платы за каждый отработанный месяц. В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на протяжении всего спорного периода истцу ежемесячно выдавались расчетные листки, в которых отражаются составляющие заработной платы, их сумма, общая сумма произведенных удержаний, а также сумма, причитающаяся к выплате.
В ходе досудебной подготовки представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом установленного законом срока для защиты нарушенного права в суде и применении последствий пропуска срока в виде отказа в удовлетворении требований без рассмотрения дела по существу.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом пропущен установленный законом срок, доказательств уважительности причин объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, в ходе судебного разбирательства не добыто, а истцом не представлено.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом необоснованно применены последствия пропуска срока для обращения в суд, поскольку о нарушении своих прав истец узнал только весной 2014 г., основаны на неправильном толковании норм материального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск с октября 2004 г. по октябрь 2013 г.
Как следует из материалов дела, за период с октября 2013 г. по октябрь 2014 г. истец отработал <данные изъяты> большегрузного автомобиля 54 дня, в остальные дни он работал <данные изъяты> либо легкового автомобиля, либо автомобиля грузоподъемностью до 1,5 тонн, а с 08.03.2014 г. истец не исполнял трудовые обязанности, в связи с простоем.
Приказом от 05.11.2014 г. истцу за отработанный период времени с октября 2013 г. по октябрь 2014 г.был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 6 календарных дней.
До принятия соответствующего постановления Правительства РФ предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда осуществляется в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, и «Инструкцией о порядке применения указанного Списка», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N273/n-20.
Согласно названного Списка, дополнительные отпуска предоставляются водителю автомобиля, в том числе и специального (кроме пожарного) грузоподъемностью: а) от 1, 5 до 3 т - 6 дней отпуска; б) от 3 т и выше - 12 дней отпуска (п.200 Списка).
В соответствии с положениями действующего у ответчика коллективного договора, водителю автомобиля, в том числе специального, грузоподъемностью от 5 тонн и выше, установлен дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней.
При этом, в силу требований ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Как следует из пункта 10 Инструкции, при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца.
В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 12 Инструкции).
Таким образом, для решения вопроса о возникновении у истца права на дополнительный оплачиваемый отпуск необходимо установить не только факт его работы водителем автомобиля, но и определить время его работы водителем именно большегрузного (от 1,5 тонн и выше) автомобиля.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, что предоставленный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 6 дней, за период с октября 2013 г. по октябрь 2014 г., с учетом имеющегося у истца стажа работы во вредных условиях, соответствует порядку определения количества дней дополнительного отпуска, а остальной заявленный период с октября 2004 г. по октябрь 2013г. находится за пределами срока давности, о чем заявил представитель ответчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом №17 от 27.01.2014 г. истец был включен в состав комплексной партии для выполнения полевых работ на объекте: «Карьеры ОПИ расширенного первоочередного участка ЮТМ. Вторая очередь», расположенного в Байкитском районе Красноярского края, в качестве <данные изъяты> автомобиля НЕфАЗ 4208-11-13. В полевых условиях истец находился с 01.02.2014г. по 04.03.2014г., в период с 05 по 07.03.2014г. возвращался на автомобиле с места проведения полевых работ в Байкитском районе до базы в г. Красноярске. Из путевого листа от 01.03.2014 года, имеющимся в материалах дела, следует, что истец ФИО1 на автомобиле НЕфАЗ отработал в месте производства полевых работ ЮР-5 Байкитского района 01 марта - 10 часов, 02 марта - 4.20 часов, 03 марта - 8.40 часов, 04 марта - 9.20 часов, путевой лист подписан истцом и утвержден начальником партии ФИО4 При этом, в табеле учета рабочего времени за март 2014 года зафиксировано, что 01 и 02 марта - это выходные дни, 03 и 04 марта - полевые работы, а с 05 марта истец убыл в г. Красноярск. Именно на основании данного табеля бухгалтерией ответчика произведен расчет и оплата отработанного истцом времени, куда 01 и 02 марта 2014 года не вошли и не оплачены.
В силу ч.4 ст.91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
На основании изложенного судебная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции, что в марте 2014 года ответчик ОАО Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» не вел точный учет фактически отработанного истцом времени, в связи с чем, рабочие дни 1 и 2 марта 2014 г. не были учтены и не оплачены
Расчет суммы задолженности работодателя перед истцом в решении суда приведен. Доказательств и доводов, опровергающих данный расчет, истцом не представлено.
Не обоснованными, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы истца о несоразмерности компенсации морального вреда, определенной судом ко взысканию.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ основанием для компенсации морального вреда, причиненного работнику является сам факт нарушения его трудовых прав. В ходе судебного разбирательства факт нарушения трудовых прав истца нашел подтверждение. Размер компенсации соответствует обстоятельствам и степени вины ответчика в нарушении трудовых прав истца. Обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при определении размера компенсации, апелляционная жалоба истца не содержит.
При таких обстоятельствах, суд правильно установил фактически обстоятельства, по ходатайству ответчика применил последствия пропуска срока для обращения в суд за защитой нарушенного права и принял законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу п.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельным основанием для отмены принятого решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи