ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3406/19 от 15.05.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-3406/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей: Устьянцевой С.А., Раковского В.В.,

при секретаре Лихтиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании незаконным отказа в распоряжении средствами материнского капитала

по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 февраля 2019 года,

заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 27 августа 2018 года с индивидуальным предпринимателем ФИО8 заключены договоры об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам ФИО12, (дата) года рождения, ФИО13, (дата) года рождения, ФИО14, (дата) года рождения. УПФР в г. Оренбурге отказал в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала, выдав уведомления № от (дата), обосновав отказы тем, что договоры об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, заключены с индивидуальным предпринимателем. Полагает, что решения ответчика ущемляют ее право на распоряжение средствами материнского капитала, в связи с чем просила суд признать незаконными решения УПФР в г. Оренбурге №, , от 11 октября 2018 года об отказе в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала, обязать УПФР в г. Оренбурге перечислить средства материнского (семейного) капитала на оплату договоров № об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам от 27 августа 2018 года, заключенных с индивидуальным предпринимателем ФИО8

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от (дата), в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 февраля 2019 года исковые требования ФИО2 удовлетворены. Суд признал незаконными решения начальника УПФР в г. Оренбурге № от 11 октября 2018 года об отказе в удовлетворении заявлений ФИО2 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; возложил на УПФР в г. Оренбурге обязанность перечислить средства материнского (семейного) капитала на оплату по договору возмездного оказания услуг от 27 августа 2018 года, от 27 августа 2018 года, от 27 августа 2018 года, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО8 и ФИО2

Не согласившись с решением суда, представителем УПФР в г. Оренбурге подана апелляционная жалоба, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от (дата), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 августа 2018 года между ИП ФИО8 и ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО7, заключен договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам , по условиям которого ИП ФИО8 обязуется предоставить образовательные услуги по программам дополнительного образования детей, социально-педагогическая направленность «Фанкластик – техническая направленность», очная форма обучения. Образовательные услуги предоставляются исполнителем на базе Центра дополнительного образования «***» по адресу: (адрес), офис .

Согласно пунктам 5.1, 5.3 договора стоимость услуг составляет 23 600 рублей единовременно за период с 01 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.

27 августа 2018 года между ИП ФИО8 и ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, заключен договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам , по условиям которого ИП ФИО8 обязуется предоставить образовательные услуги по программам дополнительного образования детей, социально-педагогическая направленность «Лепка – художественная направленность», очная форма обучения.

27 августа 2018 года между ИП ФИО8 и ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО9, заключен договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам , по условиям которого ИП ФИО8 обязуется предоставить образовательные услуги по программам дополнительного образования детей, социально-педагогическая направленность «Рисование – художественная направленность», очная форма обучения.

Согласно пунктам 1.4, 5.1, 5.3 договоров услуги предоставляются ИП ФИО8 на базе Центра дополнительного образования «***» по адресу: (адрес), офис . Стоимость услуг составляет 24 400 рублей единовременно за период с 01 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.

13 сентября 2018 года истец обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг по договорам от 27 августа 2018 года в размере 23 600 рублей, 24 400 рублей, 24 400 рублей.

Решениями УПФР в г. Оренбурге от 11 октября 2018 года № ФИО2 отказано в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского семейного капитала на основании пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», поскольку средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на оплату платных образовательных услуг и (или) иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов только на счета организаций, из представленных документов усматривается, что договор на предоставление образовательных услуг заключен с индивидуальным предпринимателем.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 39).

На основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Частью 6.1. статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ установлено, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов.

Основания отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала предусмотрены частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, к ним в частности относится нарушение нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указание в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом (пункты 2, 3).

В соответствии с частью 1 статьи 11 указанного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство предусматривает возможность направления средств (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг индивидуальному предпринимателю, оказывающему соответствующую образовательную деятельность и имеющему соответствующую лицензию.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на оплату платных образовательных услуг и (или) иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов только на счета организаций, индивидуальные предприниматели к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не относятся, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Так, Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 926, определяют порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - организация), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, а также порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

При этом с учетом положений частей 1, 3, 5 статьи 32 данного Федерального закона индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии в силу части 2 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ не требуется.

По смыслу приведенных норм образовательная деятельность в Российской Федерации осуществляется наряду с организациями, также индивидуальными предпринимателями. Приведенные выше положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уравнивают между собой все организации, осуществляющие образовательную деятельность, тем самым, отождествляя правовой статус индивидуальныхпредпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и их обучающихся, с правовым статусом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их обучающихся, с распространением аналогичных прав и социальных гарантий.

При этом Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» запрета на получение средств (части средств) материнского (семейного) капитала для оплаты платных образовательных услуг, получаемых у индивидуальногопредпринимателя, допущенного в установленном законом порядке к осуществлению образовательнойдеятельности, не содержит.

Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт оказания ИП ФИО8 платных образовательных услуг по программам дополнительного образования детям истца, а также факт реализации ИП ФИО8 образовательных программ дополнительного образования в соответствии с лицензией от 02 декабря 2015 года , предусматривающей право осуществления образовательной деятельности по виду образования – дополнительное образование, судебная коллегия считает, что ФИО2 имела право распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала путем направления их на оплату дополнительных образовательных услуг, предоставляемых её детям на основании заключенных 27 августа 2018 года договоров об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам.

Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа истцу в удовлетворении её заявлений о распоряжении средствами материнского капитала.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: