ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3406/2015 от 03.06.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

судья Колобова Л.В. дело № 33-3406/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Оренбург 03 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей областного суда Чердынцевой В.Г., Малкова А.И.,

при секретаре Михалевой В.М.,

рассмотрела в открытом судебном гражданское дело по иску Ювакаева С.В. к администрации г.Орска Оренбургской области об оспаривании решения администрации г.Орска Оренбургской области о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении

по апелляционной жалобе администрации г.Орска Оренбургской области

на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 11 февраля 2015 года.

Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., объяснения Ювакаевой С.В., Кретушевой И.Е., Кретушева С.Е., Ювакаевой Р.Р., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ювакаева С.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Орска, указав, что она, являясь матерью троих детей - Кретушевой И.Е., (дата) года рождения, Кретушева С.Е., (дата) года рождения, Ювакаевой Р.Р., (дата) года рождения, получила статус многодетной матери. Распоряжением администрации г.Орска от 06 июня 2008 года ее семья признана нуждающейся в жилом помещении и включена администрацией г. Орска в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории многодетных семей. Однако постановлением администрации г.Орска Оренбургской области от (дата) ее семья снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой статуса многодетной семьи. Полагает, что указанное постановление противоречит Закону РФ о государственной поддержке многодетных семей, поскольку ее старшая дочь Кретушева И.Е. обучается в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» и, несмотря на достижение восемнадцатилетнего возраста, находится на ее иждивении. Просила суд признать незаконным постановление администрации г.Орска Оренбургской области об утрате ее семьи статуса многодетной, обязать администрацию г.Орска Оренбургской области устранить допущенное нарушение путем восстановления семьи Ювакаевой С.В. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории многодетных семей.

В ходе рассмотрения дела Ювакаева С.В. исковые требования уточнила, просила признать незаконным постановление администрации г.Орска Оренбургской области от (дата)– п «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетных семей» в части утраты ее семьи статуса многодетной; обязать администрацию г. Орска Оренбургской области устранить допущенное нарушение, восстановив ее семью на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории многодетных семей.

Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области суда от 08 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований Ювакаевой С.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30 октября 2014 года решение Октябрьского районного суда г.Орска от 08 августа 2014 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Определением Октябрьского районного суда г.Орска от 19 января 2015 года решение от 08 августа 2014 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определением суда от 02 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, от имени которой действует ее законный представитель ФИО1

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала на указанных в исковом заявлении основаниях.

Представитель ответчика администрации г.Орска Оренбургской области в судебное заседание суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление против удовлетворения исковых требований возражал, указывая, что семья Ю-вых утратила статус многодетной в связи с достижением одним из трех несовершеннолетних детей совершеннолетия.

Третьи лица ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 февраля 2015 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд постановил: признать постановление администрации г.Орска Оренбургской области – п «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетных семей» незаконным в части утраты семьи ФИО1 статуса многодетной; обязать администрацию г.Орска Оренбургской области устранить допущенное нарушение путем восстановления семьи ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилье по категории многодетных семей.

В апелляционной жалобе администрация г.Орска Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В суд апелляционной инстанции представитель администрации г. Орска Оренбургской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса Российской Федерации являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.

Указом Президента Российской Федерации №431 от 05 мая 1992 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей» на Правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт – Петербурга возложена обязанность по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке.

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 01 января 2005 года №1756/284-111-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» многодетным семьям предоставляется право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

Согласно п. 2 Положения о предоставлении многодетным семьям социальной выплаты для приобретения или строительства жилья», утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 июля 2008 года №290 – п (далее Положение), социальная выплата для приобретения или строительства жилья предоставляется многодетным семьям, имеющим на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет, зарегистрированным на территории Оренбургской области, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 17 Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют списки многодетных семей, изъявивших желание получить социальную выплату, в хронологическом порядке исходя из даты постановки на учет на получение жилья

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является матерью троих детей: ФИО2, (дата) года рождения, ФИО3, (дата) года рождения, ФИО4, (дата) года рождения. Семья зарегистрирована и проживает по адресу: (адрес).

Распоряжением главы г. Орска Оренбургской области от (дата) семья Ю-вых принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетных семей.

Письменными обращениями истца, представленными в дело, подтверждается, что ФИО5 неоднократно обращалась в администрацию г. Орска с заявлениями об улучшении жилищных условий, в том числе путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Из письма Министерства строительства, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 26 октября 2011 года следует, что семья Ю-вых включена в список многодетных семей, изъявивших желание получить социальную выплату для приобретения или строительства жилья с 06 июня 2008 года.

Постановлением администрации г. Орска Оренбургской области от (дата) семья Ю-вых снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетных семей на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой статуса многодетной семьи, поскольку дочь ФИО1 – ФИО2 достигла совершеннолетия.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение администрации г. Орска Оренбургской области не соответствует закону и нарушает права истца, поскольку право на улучшение жилищных условий не было реализовано семьей Ю-вых до наступления совершеннолетия ФИО6 не по вине ФИО1, а по причине неисполнения органами местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья в соответствии с Законом Оренбургской области от 01 января 2005 года №1756/284-111-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, на момент принятия администрацией г.Орска Оренбургской области решения о признании семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории многодетные семьи ее семья отвечала требованиям, предъявляемым к данной категории граждан. С 2008 года по настоящее время жилищные условия семьи ФИО1 не изменились, право на их улучшение семьей не реализовано, снятие истца и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях произведено ответчиком после включения их в список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание получить социальную выплату для приобретения или строительства жилья.

Между тем, пунктом 23 вышеназванного Положения установлено, что снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, использовавшие выделенную социальную выплату. Положением не предусмотрена возможность исключения многодетной семьи из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с достижением совершеннолетия детей.

Поскольку администрация г.Орска Оренбургской области, включая семью в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории многодетные семьи и признавая ее право на получение социальной выплаты, взяла на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то произвольный отказ от данного обязательства исключается.

Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, поскольку аналогичны доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, являвшимся предметом исследования и правильной оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: