стр. 13
Дело № 33-3408 судья Жигулина М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 декабря 2014 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Жучковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Тулы от 18 сентября 2014 года по иску ФИО1 к Правительству Тульской области о признании незаконным снижения размера денежного поощрения, взыскании денежного содержания.
Заслушав доклад судьи Фатеевой Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к Правительству Тульской области о признании незаконным снижения размера денежного поощрения до 0,7 оклада в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере <...> руб. <...> коп., ежемесячного денежного поощрения в сумме <...> руб. <...> коп., компенсации морального вреда в сумме <...> руб., а также просил взыскать с ответчика судебные издержки по оплате услуг представителя в размере <...> руб., услуг нотариуса по составлению нотариальной доверенности – <...> руб.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работал на должности заместителя председателя Комитета Тульской области по информатизации и связи.
Приказом заместителя губернатора Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от указанной должности и уволен с государственной гражданской службы Тульской области по собственному желанию.
Согласно пунктам 2.1., 2.2., 2.3. и 2.4. Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области, утвержденным указом губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ежемесячное денежное поощрение устанавливается в целях повышения заинтересованности гражданских служащих в результатах профессиональной служебной деятельности с учетом: добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, и высоких личных профессиональных показателей; своевременности выполнения распоряжений, приказов, указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; поддержания квалификации на уровне, достаточном для исполнения должностных обязанностей; соблюдения установленных требований к служебному поведению.
Поощрение по конкретной должности гражданской службы устанавливается представителем нанимателя персонально в размере до 7 должностных окладов с учетом предложений членов правительства Тульской области, руководителей органов исполнительной власти Тульской области и подразделений аппарата правительства Тульской области. При этом поощрение устанавливается представителем нанимателя в размере, при котором часть ежемесячного денежного содержания гражданского служащего, состоящая из должностного оклада, надбавки и поощрения, не может составлять менее <...> руб. Изменение размера поощрения осуществляется представителем нанимателя в зависимости от изменения эффективности и результативности служебной деятельности, и выплачивается за истекший месяц одновременно с выплатой денежного содержания.
До ДД.ММ.ГГГГ (включительно) ему выплачивалось ежемесячное денежное поощрение в размере <...> рублей (5,9 оклада). Однако за ДД.ММ.ГГГГ ему выплачено ежемесячное денежное поощрение в размере <...> руб. <...> коп., а за 5 рабочих дней в ДД.ММ.ГГГГ - <...> руб.
Полагает, что представитель нанимателя (работодателя), реализуя представленные ему полномочия по выплате ежемесячного денежного поощрения, не должен был действовать произвольно, а должен был исходить из того, что изменить размер ежемесячного денежного поощрения он мог только в зависимости от изменения эффективности и результативности служебной деятельности государственного служащего, с учетом предложений членов правительства Тульской области, руководителей органов исполнительной власти Тульской области и подразделений аппарата правительства Тульской области.
Учитывая тот факт, что размер ежемесячного денежного поощрения, как часть денежного содержания гражданского служащего, является существенным условием служебного контракта, считает, что работодатель так же должен был уведомить его об изменении ему ежемесячного денежного поощрения, а так же о его новом размере, однако данные действия представителем нанимателя не произведены.
Ссылаясь на положения ст. 72 Трудового кодекса РФ указывает на незаконность не выплаты истцу положенного ему ежемесячного денежного поощрения в размере 5,9 оклада. В общей сложности размер невыплаченного ежемесячного денежного поощрения составляет <...> руб. <...> коп.
Поскольку истцу была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, рассчитанная без учета ежемесячного денежного поощрения в размере 5,9 оклада за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ответчик должен доплатить истцу компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <...> руб. <...> коп.
В связи с тем, что действия ответчика, выразившиеся в неполной выплате денежного содержания гражданского служащего, не соответствуют действующему трудовому законодательству, со стороны ответчика допущены неправомерные действия, посягающие на принадлежащее ему нематериальное благо - достоинство личности, считает, что он как истец имеет право на компенсацию морального вреда в порядке ст. 151 ГК РФ, ст. 237 Трудового кодекса РФ в размере <...> рублей.
С целью защиты собственных законных прав и интересов он обратился к индивидуальному предпринимателю ФИО2, с которым был заключен договор на оказание юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ года, стоимость услуг представителя составила <...> руб., которые просил силу ст. 100 ГПК РФ взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержали по изложенным выше основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Тульской области по доверенности ФИО3 с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении. В обоснование своих возражений относительно иска указал, размер ежемесячного денежного поощрения был установлен ФИО1 представителем нанимателя в пределах своей компетенции и полном соответствии с Положением о дополнительных выплатах.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 18 сентября 2014 года исковые требования ФИО1 к Правительству Тульской области о признании незаконным снижения размера денежного поощрения, взыскании денежного содержания - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить как постановленное с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, возражения представителя Правительства Тульской области по доверенности ФИО4, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проверил и установил по делу все юридически значимые обстоятельства, правильно применил положения ст. ст. 12, 13, 14, 18, 24, 50, 73 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную службу в должности заместителя председателя Комитета Тульской области по информатизации и связи.
При этом представителем нанимателя – первого заместителя губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области Т.О.Н., действующей на основании распоряжения губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении полномочиями представителя нанимателя», а также на основе приказа первого заместителя губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении ФИО1» с истцом был заключен служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ тем же представителем нанимателя с ФИО1 заключен новый служебный контракт на основе приказа заместителя губернатора Тульской области – руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении ФИО1», согласно которому ФИО1 обязался выполнять должностные обязанности по должности заместителя председателя комитета Тульской области по информатизации и связи. Действие контракта № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено со дня вступления в силу служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность государственной гражданской службы Тульской области заместителя председателя комитета Тульской области по информатизации и связи с ДД.ММ.ГГГГ и освобожден от должности заместителя председателя комитета Тульской области по инновациям и информатизации.
При назначении на должность ему данным приказом установлен должностной оклад в размере 14731 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 200% должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере 5,9 должностных окладов.
На основании приказа заместителя губернатора Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден от должности заместителя председателя комитета Тульской области по информатизации и связи, и уволен с государственной гражданской службы Тульской области по собственному желанию.
С ФИО1 в установленные законом сроки при увольнении был произведен расчет, что не оспаривалось сторонами.
Согласно ст. 73 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Статья 13 названного Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года определяет, что гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст.ст. 13, 18 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года гражданский служащий обязан, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Согласно ст. 12 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. При этом квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).
Согласно служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 обязался исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего.
Должностным регламентом заместителя председателя комитета Тульской области по информатизации и связи, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ года, и являющемся приложением к служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, предусмотрено, что в должностные обязанности истца входило, в том числе, участие в организации разработки и внесения в установленном порядке проектов законодательных и иных правовых актов Тульской области по вопросам, касающимся сферы деятельности комитета; участие в разработке и реализации долгосрочных целевых и ведомственных программ в установленной сфере деятельности, в реализации федеральных программ в указанной сфере; организация обеспечения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Тульской области; координация развития единого регионального центра телефонного обслуживания, обеспечивающего доступ к информации о государственных и муниципальных услугах; организация технического обеспечения мероприятий по предоставлению государственных и муниципальных услуг; иное.
При этом подготовка, рассмотрение проектов управленческих и иных решений должны были осуществляться ФИО1, как государственным гражданским служащим, с учетом сроков, установленных, в том числе – председателем комитета.
Аналогичные обязанности предусматривались и должностным регламентом заместителя председателя комитета Тульской области по информатизации и связи, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ года, являющимся приложением к служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1
Как следует из служебной записки председателя комитета Тульской области по информатизации и связи К.А.Р. от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя губернатора Тульской области – руководителя аппарата правительства Тульской области – начальника главного управления государственной гражданской службы и кадров аппарата правительства Тульской области Т.О.Н., в связи с нарушением срока внесения изменений в государственную программу Тульской области «Информационное общество Тульской области» и их утверждения на заседании правительства Тульской области, а также - срока внедрения информационной системы «CRM-система для единого Контактного Центра при Правительстве Тульской области», критические недоработки которой не позволяют ввести систему в эксплуатацию. Ответственность за соблюдение указанных сроков была возложена на заместителя председателя комитета Тульской области по информатизации и связи ФИО1 К.А.Р. в служебной записке просил уменьшить размер ежемесячного денежного поощрения ФИО1 до 0,7 окладов с ДД.ММ.ГГГГ года, предложив рассмотреть вопрос о восстановлении денежного поощрения до 5,9 окладов по результатам работы ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства, изложенные в служебной записке, подтверждены в судебном заседании показаниями свидетеля К.А.Р., допрошенного судом первой инстанции.
Истцом не оспаривался факт известности ему сроков выполнения заданий.
В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как гражданскому служащему устанавливалось денежное содержание, которое состояло из:
- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Тульской области (должностного оклада) в размере, установленном штатным расписанием комитета Тульской области по информатизации и связи, утвержденным распоряжением губернатора Тульской области;
- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин);
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в зависимости от стажа гражданской службы;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в соответствии с Положением о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №;
- ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемом законодательством Российской Федерации;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением о дополнительных выплатах;
- ежемесячного денежного поощрения в соответствии с Положением о дополнительных выплатах;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;
- других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами, законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами.
Данный состав выплат, включенных при заключении контракта в состав денежного содержания ФИО1, отвечает требованиям ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года.
Согласно п. 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года ежемесячное денежное поощрение относится к дополнительным выплатам и устанавливается работодателем (представителем нанимателя).
Ежемесячное денежное поощрение (его размеры, порядок выплаты) установлено Положением о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области, утвержденным Указом Губернатора Тульской области № ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Положению о дополнительных выплатах, оно определяет порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области.
Поощрение по конкретной должности гражданской службы устанавливается представителем нанимателя персонально в размере до 7 должностных окладов с учетом предложений членов правительства Тульской области, руководителей органов исполнительной власти Тульской области и подразделений аппарата правительства Тульской области.
При этом поощрение устанавливается представителем нанимателя в размере, при котором часть ежемесячного денежного содержания гражданского служащего, состоящая из должностного оклада, надбавки и поощрения, не может составлять менее <...> рублей.
Изменение размера поощрения осуществляется представителем нанимателя в зависимости от изменения эффективности и результативности служебной деятельности.
Поощрение выплачивается за истекший месяц одновременно с выплатой денежного содержания.
Таким образом, учитывая, что коэффициент (размер) ежемесячного денежного поощрения в составе ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего является изменяемой величиной и определяется по решению нанимателя (представителя нанимателя), вынесенному с учетом критериев эффективности и результативности работы государственного служащего, указанных в его служебном контракте. При этом форма, в которую данное решение может быть облечено, положением не установлена, что позволяет облекать его в удобную для работодателя (представителя нанимателя) форму, обеспечивающую возможность его однозначно определить. Включаемая в состав денежного содержания дополнительная выплата – ежемесячное денежное поощрение в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ учтено при выплате расчета ФИО1, порядок его выплаты и определения его размера с момента утверждения Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области, Указом Губернатора Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, не изменялись.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования ФИО1 основаны на его предположении о незаконности оснований уменьшения ему размера ежемесячной денежной выплаты, в связи с чем отсутствуют законные основания для их удовлетворения.
Данный вывод подробно мотивирован в решении и судебная коллегия с ним соглашается.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены правильно, обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана согласно нормам процессуального права, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, решение постановлено по заявленным истцом требованиям.
Возникшие между сторонами правоотношения судом определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, то есть в их совокупности и взаимосвязи.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2 о необходимости применения п. 1 ст. 14 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службы Российской Федерации» по аналогии закона, поскольку истец был лишен права на ознакомление со служебной запиской, не мог потребовать проведения служебной проверки, что повлекло для него последствия, аналогичные последствиям привлечения к дисциплинарной ответственности, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку основаны на ином толковании норм права. Размер ежемесячного денежного поощрения в составе ежемесячного денежного содержания является изменяемой величиной и определяется по решению нанимателя, при том, что форма, в которую данное решение может быть облечено, положением не установлена.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, а также доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда подлежит оставлению без изменения. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 18 сентября 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи