ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-340/2022 от 12.01.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Петерс А.Н. Дело 33-340/2022

(2-4830/2021)

55RS0002-01-2021-007345-40

г. Омск 12 января 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко С.Ю., Панкратовой Е.А.,

при секретаре Лавровой Т.А.

рассмотрела в судебном заседании 12 января 2022 года

дело по апелляционной жалобе Омской таможни, апелляционному представлению Омского транспортного прокурора на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 15 октября 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Омской таможне о взыскании заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Омской таможни в пользу ФИО1 компенсацию при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 35 262 рубля 00 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 617 рублей 25 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Омский транспортный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Омской таможне о взыскании недополученной компенсации при увольнении, недополученной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат.

В обоснование иска указал, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу нарушения её трудовых прав Омской таможней, которой установлено, что ФИО1 по 31.08.2020 состояла на государственной гражданской службе в Омской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости. Приказом начальника Омской таможни от 19.08.2020 № <...> она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ФИО1 произведена выплата в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 157240,64 руб., также выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (18,67 календарных дня) в размере 24123,88 руб.

Однако при расчете среднего заработка для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком неправомерно исключены суммы материального стимулирования, начисленные и выплаченные ФИО1, что повлекло за собой начисление и выплату спорных сумм в меньшем размере.

Просил взыскать в пользу ФИО1 недополученную компенсацию при увольнении в размере 35 262 руб., недополученную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5617,25 руб., компенсацию за задержку выплаты спорных сумм, начисленных за период с 01.09.2020 по 16.08.2021, в размере 4053,86 руб.

Помощник Омского транспортного прокурора Пугаев В.С., истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Омской таможни ФИО2 исковые требования не признала, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Омская таможня не соглашается с решением суда, просит его суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2007 №562, указывает, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих, учету подлежат только выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ. Выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих согласно ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, не включены в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда и подлежат оплате сверх фонда оплаты труда. Материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в 2019 и 2020 годах осуществлялось в пределах выделенных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда. Учитывая, что средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей, они не входят в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих. Вывод суда о том, что материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда относится к выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих в том понятии, в котором оно установлено Федеральным законом №79-ФЗ, Правил №562, основан на неверном толковании и применении закона.

Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционном представлении Омский транспортный прокурор не согласен с решением суда в части отказа во взыскании денежной компенсации за нарушение сроков денежных средств, причитающихся работнику.

Ссылаясь на ст. 236 ТК РФ, указывает, что этой нормой установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя, в том числе в результате его бездействия по начислению и своевременной выплате причитающихся в силу закона работнику денежных средств. Данная норма направлена на обеспечение надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны, а также на предотвращение злоупотребления со стороны работодателя. Бездействие работодателя было обусловлено неверной правовой позицией, у ответчика имелись все документы и сведения, необходимые для исполнения обязательства перед работников установленный срок. В связи с чем, к спорным правоотношениям применимы положения ст. 23 Трудового кодекса РФ, вне зависимости от того, производилось ли работодателем начисление причитающихся сумм.

В обжалуемой части просит принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Омский транспортный прокурор просит решение суда в части удовлетворенных требований оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истицы, извещенной о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора Альмухамедова А.С., поддержавшего апелляционное представление, представителя Омской таможни ФИО3, поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 2 Трудового кодекса РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз.5 ч.1 ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз.7 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст.5 Трудового кодекса РФ).

Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии с ч.3.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В силу ч.13 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п. 5 указанной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Пунктом 2 Правил №562 определено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат.

В соответствии с абзацем 1 п.6 Правил №562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу п.8 Правил №562 в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Частью 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.

Постановлениями Правительства РФ от 19.03.2019 №283-14 и от 17.02.2020 №168-8 в 2019 и 2020 годах, принятых в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Приказами Федеральной таможенной службы России от 27.06.2019 №229, от 19.09.2019 №249-П, от 11.12.2019 №466, от 08.04.2020 №105-П, от 11.06.2020 №181-П было утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Омской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года.

На основании приказов Омской таможней от 27.09.2019 №156-П, от 23.12.2019 №219-П, от 29.04.2020 №65-П, от 23.06.2020 №89-П ФИО1 были выплачено материальное стимулирование в размере 105 786 руб.

По смыслу приведенных норм материального права, в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы материального стимулирования государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 до 31.08.2020 состояла на государственной гражданской службе в Омской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости.

Приказом начальника Омской таможни от 19.08.2020 № <...>ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении ФИО1 начислена и выплачена компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 157 240,64 руб., денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 18,67 календарных дня в размере 24 123,88 руб.

Истица указывая, что работодателем при расчете размера среднего заработка для начисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск исключены выплаченные истицы суммы материального стимулирования, что повлекло за собой начисление причитающихся к выплате сумм в меньшем размере, обратилась в суд с данным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего, как следствие, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск необходимо учитывать суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истице за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Статья 2 Трудового кодекса РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз.5 ч.1 ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз.7 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст.5 Трудового кодекса РФ).

Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии с ч.3.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В силу ч.13 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п. 5 указанной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Пунктом 2 Правил №562 определено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат.

В соответствии с абзацем 1 п.6 Правил №562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу п.8 Правил №562 в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Частью 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.

Постановлениями Правительства РФ от 19.03.2019 №283-14 и от 17.02.2020 №168-8 в 2019 и 2020 годах, принятых в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Приказами Федеральной таможенной службы России от 27.06.2019 №229, от 19.09.2019 №249-П, от 11.12.2019 №466, от 08.04.2020 №105-П, от 11.06.2020 №181-П было утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Омской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года.

На основании приказов Омской таможней от 27.09.2019 №156-П, от 23.12.2019 №219-П, от 29.04.2020 №65-П, от 23.06.2020 №89-П ФИО1 были выплачено материальное стимулирование в размере 105 786 руб.

По смыслу приведенных норм материального права, в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы материального стимулирования государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суммы материального стимулирования не относится к дополнительным и иным выплатам, входящим в состав денежного содержания, были предметом проверки суда первой инстанции и отклонены как необоснованные.

В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений ст. 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Установив, что право истицы на получение истребуемой суммы признано в судебном порядке, ответчиком эта сумма не начислялась, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в сложившейся ситуации приведенная норма права силу прямого действия не имеет, материальная ответственность работодателя перед работником не наступает.

Отсюда, доводы апелляционного представления Омского транспортного прокурора судебная коллегия во внимание не принимает.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к иному толкованию норм закона, при этом они не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств, принятое по делу решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение основано на исследованных с достаточной полнотой обстоятельствах дела, правильной правовой оценке представленных доказательств. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом не допущено, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Куйбышевского районного суда города Омска от 15 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Омской таможни, апелляционное представление Омского транспортного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 января 2022 года