ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3420 от 28.08.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3420 Судья Карпова О.А. 2018 год АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Лепской К.И., Лозиной С.П.,

при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Буланкиной Л.Г.

дело по апелляционной жалобе АО «Лихославльский радиаторный завод»

на решение Лихославльского районного суда Тверской области

от 20 июня 2018 года, которым постановлено:

«Иск МУ Администрации Лихославльского района Тверской области, удовлетворить.

1. Признать незаконными действия АО «Лихославльский радиаторный завод» по прекращению поставки тепловой энергии с 01.06.2018 года для нужд горячего водоснабжения посредством котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

2. Обязать АО «Лихославльский радиаторный завод» обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения на территории городского поселения город Лихославль (микрорайон <адрес>) постоянно (с ограничениями подачи тепловой энергии только в пределах действующих норм и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства) на срок – до ввода в эксплуатацию новой модульной котельной (<адрес>).

3. Обязать АО «Лихославльский радиаторный завод» обеспечить подготовку принадлежащей ему котельной, расположенной по адресу: <адрес>, к отопительному сезону 2018 – 2019 гг.

Обеспечительные меры по Определению Лихославльского районного суда от 08.05.2018 г. оставить прежние до вступления решения в законную силу».

Судебная коллегия

установила:

МУ администрация Лихославльского района обратилась в суд с иском к АО «Лихославльский радиаторный завод» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действий по прекращению поставки тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, возложении обязанности обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения на срок до ввода в эксплуатацию новой модульной котельной, возложении обязанности обеспечить подготовку принадлежащей ответчику котельной к отопительному сезону.

В обоснование иска указано, что администрация Лихославльского района осуществляет полномочия по организации теплоснабжения на территории городского поселения г. Лихославль в рамках переданных городским поселением город Лихославль полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В настоящее время единственным источником теплоснабжения микрорайона <адрес> является котельная, принадлежащая АО «Лихославльский радиаторный завод». Данная котельная обслуживает, в том числе, 19 многоквартирных домов, в которых проживает около 2100 потребителей, МДОУ детский сад «Малышок» на 210 мест, 6 предприятий торговли и других потребителей. Гарантирующей организацией по теплоснабжению на территории городского поселения город Лихославль является МУП «ТЭК» Лихославльского района. Поставку тепловой энергии в целях теплоснабжения и горячего водоснабжения микрорайона осуществляет АО «Лихославльский радиаторный завод», как владелец единственной котельной. Договор на поставку тепловой энергии заключен с МУП «ТЭК» Лихославльского района до 31 мая 2018 года.

14 апреля 2018 года в адрес администрации Лихославльского района поступило уведомление от АО «Лихославльский радиаторный завод» о прекращении отпуска тепловой энергии МУП «ТЭК» Лихославльского района с 01 июня 2018 года и реконструкции котельной для производственных нужд АО «Лихославльский радиаторный завод». Аналогичные уведомления направлялись в адрес администрации 19 марта 2018 года и в адрес МУП «ТЭК» Лихославльского района 24 октября 2017 года. АО «Лихославльский радиаторный завод» не согласовывало с администрацией сроки ремонта котельной, какие-либо сведения о соблюдении процедуры вывода котельной из эксплуатации в адрес администрации не представлены. Котельная была построена в 1970 году государством, в план приватизации и перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, входящих в уставной капитал АО «Лихославльский радиаторный завод», не вошла. Тем не менее, жилой фонд, не подлежащий приватизации, был в свое время передан в муниципальную собственность, но котельная, обслуживающая данный жилой фонд, в установленном порядке не была передана в муниципальную собственность и эксплуатировалась АО «Лихославльский радиаторный завод». Представленный в адрес администрации акт осмотра котельной не подтверждает отказ или повреждение оборудования, возникновение либо угрозу аварийной ситуации. До составления данного акта и в настоящее время котельная работает в штатном режиме. Акты по выявлению неисправностей органом гостехнадзора не представлены, акт от 28 марта 2018 года составлен только работниками АО «Лихославльский радиаторный завод». Истец полагает, что отказ ответчика от поставки тепловой энергии является злоупотреблением доминирующим положением на рынке. В 2017 году было принято решение о строительстве новой модульной котельной, при этом все проектные работы должны быть выполнены за счет средств местного бюджета. Администрацией района 09 апреля 2018 года по результатам открытого конкурса заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство модульной котельной за счет средств местного бюджета, срок выполнения работ – 90 дней. Строительство модульной котельной будет возможно после выполнения данных работ и при условии софинансирования из областного бюджета.

На основании изложенного, истец просил признать незаконными действия АО «Лихославльский радиаторный завод» по прекращению поставки тепловой энергии с 01 июня 2018 года для нужд горячего водоснабжения посредством котельной, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать АО «Лихославльский радиаторный завод» обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения на территории городского поселения город Лихославль (микрорайон <адрес>) постоянно (с ограничениями подачи тепловой энергии только в пределах действующих норм и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства) на срок – до ввода в эксплуатацию новой модульной котельной (<адрес>). Обязать АО «Лихославльский радиаторный завод» обеспечить подготовку принадлежащей ему котельной, расположенной по адресу: <адрес>, к отопительному сезону 2018-2019 г.

Определением суда от 08 мая 2018 года приняты меры по обеспечению иска, на ответчика возложена обязанность обеспечить бесперебойную поставку тепловой энергии с 01 июня 2018 года в целях горячего водоснабжения населения – до вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Определение суда обращено к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ткачева Е.Е. поддержала исковые требования.

Представители ответчика АО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенности Акиндинов М.Б., Ильин В.В. в судебном заседании исковые требования не признали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - директор МУП ТЭК, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым АО «Лихославльский радиаторный завод» обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что в 2014 году на основании Федерального закона «О теплоснабжении» ответчик уведомлял истца о прекращении теплоснабжения абонентов с 01 марта 2017 года. Однако на протяжении нескольких лет администрация бездействовала и только после принятия мер прокурорского реагирования, в 2018 году заключила контракт на разработку проектно-сметной документации по строительству котельной. После получения уведомления администрация не обращалась к ответчику за разъяснениями по его содержанию, не заявляла о несоответствии его требованиям нормативно-правовых актов. Ответчик действовал в рамках Федерального закона «О теплоснабжении», в связи с чем его действия по прекращению поставки тепловой энергии нельзя признать незаконными. Также апеллянт указывает, что котельная является объектом повышенной опасности и находится в неудовлетворительном состоянии, дальнейшая ее эксплуатация может создать угрозу жизни и здоровью жителям города. Суд необоснованно отклонил ходатайство представителя ответчика о проведении экспертизы для определения технического состояния котельной и возможности ее дальнейшего использования, в результате чего не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела. С мая по июль 2018 года в отношении паровых котлов в количестве трех штук проходили работы по экспертизе промышленной безопасности. По заключению экспертизы эксплуатация двух из трех паровых котлов котельной ответчика не допускается. Мощности одного котла при условии его задействования, в том числе и в производственном процессе, недостаточно для исполнения решения суда. Заключения по результатам экспертизы промышленной безопасности котлов не могли быть представлены ответчиком в суд первой инстанции, так как ООО «АЦ «Промбезопасность» изготовило данные заключения 16 июля 2018 года, то есть после вынесения решения суда. Услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению микрорайона оказывает управляющая организация ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство-сервис», именно на управляющую организацию действующим законодательством возложена обязанность предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений. По мнению автора жалобы, оспариваемое решение касается прав и обязанностей управляющей организации, то есть лица, не привлеченного к участию в деле. В отношении МУП ТЭК, с которой у ответчика заключен договор теплоснабжения, введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО7, который также не был привлечен к участию в рассмотрении дела, что является основанием для отмены оспариваемого решения суда. Определяя срок по обеспечению тепловой энергии, суд не учел степень затруднительности исполнения судебного акта. Вопрос о строительстве новой модульной котельной окончательно не решен, сроки ее строительства не известны, а ее строительство возможно при благоприятном стечении целого ряда обстоятельств. Ввод в эксплуатацию новой котельной не является событием, которое должно неизбежно наступить независимо от воли и действий сторон, следовательно, по мнению автора жалобы, срок исполнения оспариваемого решения суда не может определяться указанием на ввод в эксплуатацию новой модульной котельной.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца МУ администрация Лихославльского района указывает на несостоятельность доводов жалобы, полагает решение суда законным и обоснованным.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП ТЭК, уведомленный о времени и месте апелляционного рассмотрения в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовал, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.

На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя третьего лица.

Заслушав судью-докладчика, объяснения представителей ответчика АО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенностям Акиндинова М.Б., Ильина В.В., Кустова Ю.В., поддержавших доводы жалобы, представителя истца по доверенности Пшеничной Н.Н., поддержавшей доводы возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (ч. 3 указанной статьи).

Согласно ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 2).

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (п. 3).

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (п. 4).

Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 5).

В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию (п. 6).

Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (п. 8).

Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения (п. 9).

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2012 года № 889.

В соответствии с п. 3 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, ответчику АО «Лихославльский радиаторный завод» принадлежит котельная, расположенная по адресу: <адрес>.

Котельная является единственным источником теплоснабжения микрорайона <адрес> городского поселения г. Лихославль. Данная котельная обслуживает, в том числе 19 многоквартирных домов, в которых проживает около 2100 потребителей, МДОУ детский сад «Малышок» на 210 мест, 6 предприятий торговли и других потребителей.

Гарантирующей организацией по теплоснабжению на территории городского поселения города Лихославль является МУП «ТеплоЭнергетическая компания» Лихославльского района (МУП «ТЭК»).

В 2017 году между МУП «ТЭК» и АО «Лихославльский радиаторный завод» заключен договор на продажу тепловой энергии в горячей воде через присоединительные наружные сети на период отопительного сезона 2017-2018 года.

14 апреля 2018 года в адрес администрации Лихославльского района поступило уведомление от АО «Лихославльский радиаторный завод» о прекращении отпуска тепловой энергии МУП «ТЭК» Лихославльского района с 01 июня 2018 года и реконструкции котельной для производственных нужд АО «Лихославльский радиаторный завод».

Аналогичные уведомления направлялись в адрес администрации 19 марта 2018 года и в адрес МУП «ТЭК» Лихославльского района - 24 октября 2017 года.

Администрация Лихославльского района, являющаяся органом местного самоуправления, выполняющая полномочия по организации теплоснабжения городского поселения город Лихославль, не согласовала планируемый вывод из эксплуатации котельной.

Разрешая заявленные истцом требования о признании незаконными действий АО «Лихославльский радиаторный завод» по прекращению поставки тепловой энергии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не соблюдена предусмотренная законом процедура вывода из эксплуатации котельной, обслуживающей микрорайон г. Лихославля.

Также суд учитывал, что котельная была построена в 1970 году государством, в план приватизации и перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, входящих в уставной капитал АО «Лихославльский радиаторный завод», в соответствии с распоряжением Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом от 20 июня 1994 года № 1574-р и Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» не вошла. При этом жилой фонд, не подлежащий приватизации, был передан в муниципальную собственность, но котельная, обслуживающая данный жилой фонд, в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» порядке не была передана в муниципальную собственность и эксплуатировалась АО «Лихославльский радиаторный завод».

Доводы жалобы о том, что техническое состояние котельной не позволяет ее дальнейшую эксплуатацию, проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Ответчиком не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, подтверждающие аварийное состояние котельной. Эти же обстоятельства явились основанием для отказа в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении промышленной экспертизы. Кроме того, техническое состояние котельной не является предметом рассмотрения по настоящему спору. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение планово-предупредительных видов ремонта, техническое обслуживание, содержать имущество в техническом состоянии, обеспечивающем безопасность его эксплуатации.

Ответчик АО «Лихославльский радиаторный завод» неоднократно указывал на прекращение работы котельной по причине ее убыточности, в свою очередь, истец администрация Лихославльского района, предлагала передать котельную во временное пользование, на период строительства новой модульной котельной, МУП «ТЭК» Лихославльского района либо в муниципальную собственность района.

Оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что прекращение поставки тепловой энергии с 01 июня 2018 года необоснованно, реконструкция котельной для обеспечения технологических нужд и отопления АО «Лихославльский радиаторный завод» в сложившихся обстоятельствах неприемлема и незаконна, данные действия в настоящее время создают угрозу нарушения прав и законных интересов граждан-потребителей коммунальных ресурсов.

Непривлечение к участию в процессе в качестве третьих лиц ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство-сервис» и временного управляющего МУП ТЭК, упоминаемых в апелляционной жалобе, на объеме прав ответчика, как участника процесса, не сказывается.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы жалобы о неверном определении срока исполнения решения суда.

Так, в силу ч. 2 т. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Ввод в эксплуатацию новой модульной котельной не является событием, которое должно с неизбежностью наступить, и само по себе не может рассматриваться как условие о сроке.

При определении срока должны быть учтены такие обстоятельства, как необходимый объем работ, необходимость соблюдения процедур по обеспечению финансирования, размещению заказов, проведение конкурсных процедур.

В связи с этим, учитывая характер спорного правоотношения, необходимость изыскания денежных средств, наличие достаточного времени для выполнения определенного объема работ, с учетом выраженного в заседании суда апелляционной инстанции мнения представителя истца о сроках окончания работ по вводу в эксплуатацию новой котельной, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения решения – до ввода в эксплуатацию новой модульной котельной (<адрес>), но не более, чем до 01 октября 2019 года. Решение суда в указанной части подлежит дополнению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

абзац третий резолютивной части решения Лихославльского районного суда Тверской области от 20 июня 2018 года изложить в следующей редакции:

«2. Обязать АО «Лихославльский радиаторный завод» обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения на территории городского поселения город Лихославль (микрорайон <адрес>) постоянно (с ограничениями подачи тепловой энергии только в пределах действующих норм и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства) на срок – до ввода в эксплуатацию новой модульной котельной (<адрес>), но не более, чем до 01 октября 2019 года».

В остальной части решение Лихославльского районного суда Тверской области от 20 июня 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи: К.И. Лепская

С.П. Лозина