ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3420/2014 от 09.07.2014 Тюменского областного суда (Тюменская область)

  Дело № 33-3420/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

     г. Тюмень

09 июля 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

 председательствующего Григорьевой Ф.М.

 судей: Пуминовой Т.Н. и Жегуновой Е.Е.

 с участием прокурора СА...

 при секретаре А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя ФИО1, действующей на основании письменной доверенности № <.......> от <.......> года, на решение Вагайского районного суда Тюменской области от 16 января 2014 года, которым постановлено:

 «Исковые требования прокурора Вагайского района Тюменской области Федоренко Р.И., в защиту интересов ФИО2 к Правительству Тюменской области и Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области об обязании Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО2, <.......> года рождения, благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Вагайского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. и обязать администрацию Вагайского муниципального района Тюменской области принять решение о заключении с ФИО2, <.......> года рождения, договора найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области - удовлетворить.

 Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО2, <.......> года рождения благоустроенного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Вагайского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и обязать Администрацию Вагайского муниципального района принять решение о заключении с ФИО2, <.......> года рождения договора найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области».

 Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьеву Ф.М., объяснения Ч.., представляющего на основании письменной доверенности № <.......> от <.......>. интересы Правительства Тюменской области, просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснения прокурора С. полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

 Прокурор Вагайского района Тюменской области, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением, с учётом уточнения, к ответчикам Правительству Тюменской области, администрации Вагайского муниципального района Тюменской области о признании ФИО2 лицом оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, о возложении обязанности предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области и заключить договор найма в отношении предоставленного жилого помещения (л.д.48-50).

 Требования мотивированы тем, что ФИО2, <.......> года рождения, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, так как его мать умерла, отец был осужден приговором <.......> районного суда и отбывал назначенное судом наказание в виде лишения свободы, в связи с чем истец и его братья, приказом сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района № <.......> от <.......>., был определён на полное государственное обеспечение. Указанным же приказом, за истцом и двумя его братьями было закреплено жилое помещение, общей площадью 54,1 кв.м., расположенное по адресу: Вагайский район, <.......>, которое заключением межведомственной комиссии № <.......> от <.......>. было признано непригодным для проживания.

 На основании распоряжения Главы администрации Вагайского муниципального района № <.......>-р от <.......> года истец ФИО2 был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Решением <.......> районного суда Тюменской области от <.......> года отец истца <.......> был лишен родительских прав в отношении братьев истца - <.......> и <.......>.. Вопрос о лишении родительских прав <.......> в отношении истца ФИО2 не решался, так как истец отбывал назначенное ему судом наказание в местах лишения свободы. При этом ФИО2 приказом сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района от 19 марта 2013 года № <.......> был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского района. До настоящего времени жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, ФИО2 не предоставлено. Реализация права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилья по достижении совершеннолетия не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений.

 В судебном заседании помощник прокурора Вагайского района Тюменской области Халидуллина Ю.И. и истец ФИО2 исковые требования, с учётом их уточнений, поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Правительства Тюменской области – ФИО1, действовавшая на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года (л.д.90), в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска.

 Представитель третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района Департамента социального развития Тюменской области – ФИО3, действовавшая на основании письменной доверенности № <.......> от <.......> года (л.д.36), в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

 Представитель ответчика администрации Вагайского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие.

 Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя ФИО1, действующей на основании письменной доверенности № <.......> от <.......> года.

 В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», из которой следует, что вопрос определения порядка предоставления жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории граждан, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации. При этом, согласно статье 30.2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и представления жилых помещений в Тюменской области» в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа формируется специальный список. Порядок предоставления жилых помещений лицам, принадлежащим к названной категории граждан, и ведения указанного списка (п. 4.1), утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. № 583-п. Указанный порядок устанавливает определенный круг лиц, подлежащих включению в указанный список. Указывает, что истцом не было представлено доказательств, что он имеет статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как вопрос о лишении родительских прав отца в отношении истца не решался. Полагает, что получение истцом жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области вне порядка, установленного законодательством Тюменской области, нарушит жилищные права других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Вагайского района Тюменской области Халидуллина Ю.И., просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Судом установлено, что ФИО2, <.......> года рождения (л.д.39), является лицом из числа детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - <.......> умерла <.......> года, отец истца <.......>. был осужден приговором мирового судьи судебного участка № <.......> <.......> района Тюменской области от <.......> г. и ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 1 год и 2 месяца. (л.д.68-69).

 Приказом Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района от <.......> года ФИО2 со своими братьями был определён в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, за ними было закреплено право пользования квартирой по адресу: Тюменская область, <.......> которая заключением межведомственной комиссии от <.......> года № <.......> признана непригодной для проживания. (л.д.22, 16-17).

 Решением <.......> районного суда Тюменской области от <.......> года отец ФИО2 – <.......>. был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних <.......> и <.......> (л.д.13-14). Истец ФИО2 в это время отбывал наказание, назначенное ему по приговору <.......> районного суда Тюменской области от <.......> года (л.д.71-76), был освобожден по отбытии срока наказания <.......> года. (л.д.26).

 Приказом Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района от <.......> года № <.......> ФИО2 включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского района. (л.д.18-20). Из справки Сектора по опеке попечительству и охране прав детства Вагайского района от 10 сентября 2013 года № 22/486 следует, что истец состоит Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского района под номером <.......>. (л.д.21).

 Приказом Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района от 28 октября 2013 года № <.......> истец ФИО2 был исключён из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского района (л.д.53).

 Прокурором Вагайского района Тюменской области в адрес Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства направлен протест от 07 ноября 2013 года об отмене приказа от 28 октября 2013 года № <.......> об исключении ФИО2 из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского района. (л.д.86-87).

 На данный протест был направлен ответ о том, что приказ не противоречит действующему законодательству, так как ФИО2 на момент достижения 18 лет не имел статуса ребёнка, оставшегося без попечения родителей (л.д.88-89).

 Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» определено абзацем 3 ст. 1 указанного Федерального закона - как «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке».

 Согласно абзацу 4 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 Решая вопрос о том, что ФИО2 имеет статус лица оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведёнными нормами федерального закона, правильно указал, что истец остался без попечения родителей, так как его мать умерла, отец воспитанием не занимался, опека мер к защите прав ребёнка не приняла, в результате чего истец с <.......> года находился без присмотра родителя – отца и соответствующих контролирующих органов (ПУ-14 и опеки), вследствие чего совершал правонарушения и находился до совершеннолетия в местах лишения свободы, в том числе и когда решением <.......> районного суда Тюменской области от <.......> года отец ФИО2 – <.......> был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних <.......>. и <.......>.

 Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, соответствующими нормам материального права, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2. не относится к числу лиц, имеющих статус лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, являются необоснованными.

 Как видно из материалов дела, на момент совершеннолетия, отец ФИО2 отбывал наказание, назначенное по приговору мирового судьи судебного участка № <.......> <.......> района Тюменской области от <.......> года, был освобожден из мест лишения свободы, когда уже истец отбывал наказание, назначенное по приговору <.......> районного суда Тюменской области от <.......> года, и поэтому вопрос о лишении родительских прав <.......>. в отношении истца не решался. Истец был освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, когда ему уже исполнилось 18 лет.

 Доказательств того, что отец ФИО2 в отношении истца не устранялся от выполнения родительских обязанностей ответчиками, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Более того, из вступившего законную силу решения <.......> районного суда Тюменской области от <.......> г. о лишении <.......>. родительских прав в отношении несовершеннолетних братьев истца следует, что основанием обращения в суд с иском послужило самоустранение <.......> от исполнения родительских обязанностей в отношении своих детей. (л.д.13-14).

 Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах ФИО2, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у тельистца возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области, поскольку ФИО2 достиг совершеннолетия, жилым помещением не обеспечен, собственником либо нанимателем или членом семьи нанимателя не является. (л.д.23, 24, 25 28).

 Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

 По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.

 Законом Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 (ред. от 03 октября 2012 г.) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее оп тексту - Закон Тюменской области), установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учета и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.

 В соответствии со статьей 30.1 Закона Тюменской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Согласно статье 30.2. Закона Тюменской области в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 30.1 настоящего Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Порядок ведения Списка определяется Правительством Тюменской области.

 Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. № 583-п утвержден Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений (далее по тексту - Порядок).

 В пункте 1 Порядка указано, что он регулирует правоотношения по ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенным частью 1 статьи 30.1 Закона Тюменской области, жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений, а также заключению в отношении данных жилых помещений договоров социального найма в случаях, установленных частью 7 статьи 30.1 Закона Тюменской области.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что федеральным законодательством и законодательством Тюменской области не предусмотрено предоставление детям-сиротам специализированного жилого помещения вне очереди, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у ФИО2 имеются.

 Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 К их числу относятся, в частности, достижение ребенком, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возраста 18 лет, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

 Очередность же внутри упомянутого списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрена.

 Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

 По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

 Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в данном случае предполагает урегулирование процедурных правил по формированию соответствующего списка (определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, сроки принятия им решения, иные процедурные вопросы), что и закреплено положениями Закона Тюменской области.

 Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 4.1 Порядка несостоятельна, поскольку указанный пункт Постановлением Правительства Тюменской области от 22 апреля 2014 г. № 198-п «О внесении изменений в постановление от 29 декабря 2012 г. № 583-п» изложен в иной редакции с исключением указания на очередность предоставления жилья.

 Таким образом, апелляционная жалоба правовых оснований к отмене решения суда не содержит, поскольку ее доводы не опровергают правильность выводов суда, а по существу сводятся к ошибочному толкованию норм материального права.

 Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно определил значимые для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 Решение Вагайского районного суда Тюменской области от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: