Дело № 33-3429/2018
Судья Коваль А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 04 апреля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.,
судей Васева А.В., Мехоношиной Д.В.,
при секретаре Болевой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Кизеловского муниципального района Пермского края на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 11 января 2018 года, которым постановлено:
«Иск прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кизеловского муниципального района и к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанность, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела, в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу, организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела».
Заслушав доклад судьи Васева А.В., выслушав представителя истца Третьякову О.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кизела обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кизеловского муниципального района Пермского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1 о возложении обязанности.
Судом вынесено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация Кизеловского муниципального района Пермского края указывая, что из анализа положений п.2 ч.2 ст.34, ч.7 ст.79 Закона об образовании, п.24 ч.2 ст.26.3 Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является мерой социальной поддержки, которая относиться к полномочиям субъекта РФ. Вынесенное решение, направлено на реализацию положений Федерального закона Об образовании, но нарушает требования ч.5 ст.86, ч.3 ст.136 БК РФ. Обучение детей в МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1 осуществляется за счет средств краевого бюджета, поступающих в бюджет муниципального района в виде субвенций. Главным администратором указанных субвенций выступает Управление образования КМР.
От прокурора г.Кизел поступили возражения, в которых сдержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Суд правильно определил характер правоотношений сторон и закон, подлежащий применению при рассмотрении спора, на основании которого верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела по существу.
В силу ч.1 ст.37 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно ч.4 ст.37 указанного Закона обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Согласно п.7 ст.79 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в МБОУ СОШ №1 на 01 сентября 2017 года обучается 83 человека с ограниченными возможностями здоровья.
Проживание в МБОУ СОШ №1, указанной категории обучающихся, не предусмотрено.
Ответчиками не оспаривается, что в МБОУ СОШ №1 не соблюдаются требования Федерального закона «Об образовании» в части обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с п.1.1 Устава МБОУ СОШ №1, утвержденного постановлением администрации Кизеловского муниципального района от 28 декабря 2015 №465, является муниципальным бюджетным учреждением. В п.1.4 Устава указано, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Кизеловский муниципальный район. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Кизеловского муниципального района Пермского края.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Кизеловского муниципального района Пермского края обязанности по выделению денежных средств, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обладает полномочиями по финансированию указанного муниципального учреждения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, в силу следующего.
Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Вместе с тем пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что организация предоставления названного в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 8 поименованного Закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона об образовании и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона об образовании.
Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно части 4 данной статьи обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Кизеловского муниципального района Пермского края является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку как установлено судом и указано выше администрация Кизеловского муниципального района Пермского края является учредителем МБОУ СОШ №1 и согласно Уставу осуществляет финансирование МБОУ СОШ №1.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не являются юридически значимыми по настоящему делу, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение является законным, обоснованным и не подлежащем отмене.
Руководствуясь ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 11 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кизеловского муниципального района Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: