Судья Винник И.В. Дело № 33-3435/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Астрахань 21 ноября 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Обносовой М.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Мальмановой Э.К.
при секретаре Харченко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 24 сентября 2012 года дело по иску прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» об обязании установить надлежащее стационарное электрическое освещение,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Камызякского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в части содержания дорожного покрытия автомобильных дорог местного значения и организации уличного освещения.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на дорогах улиц Молодой Гвардии, Набережной с. Никольское Камызякского района Астраханской области отсутствует наружное искусственное освещение.
В нарушение указанных требований законодательства администрация МО «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области не предприняла мер к обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями федерального законодательства, не обеспечила надлежащим стационарным электрическим освещением дороги местного значения, нарушая права граждан на безопасность дорожного движения.
С учетом изложенного, прокурор просил признать бездействие администрации МО «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области по не обеспечению стационарным электрическим обеспечением дорог улиц Молодой Гвардии, Набережной с. Никольское Камызякского района Астраханской области незаконным, обязать установить надлежащее стационарное электрическое освещение с учетом требований ГОСТ Р 52766-2007 на дорогах вышеуказанных улиц.
В судебном заседании помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Высочанская М.А. отказалась от исковых требований в части признания бездействия администрации МО «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области по не обеспечению стационарным электрическим освещением дорог улиц Молодой Гвардии, Набережной с. Никольское Камызякского района Астраханской области незаконным. В остальной части исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители ответчика администрации МО «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области по доверенности Ермилова А.М., Кисарова Д.Р. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении отказать.
Определением суда от 24 сентября 2012 года производство по делу в части отказа от исковых требований прекращено.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 24 сентября 2012 года требования прокурора района удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области установить надлежащее стационарное электрическое освещение с учетом требований ГОСТ Р 52766-2007 на дорогах улиц Молодой Гвардии, Набережная с. Никольское Камызякского района Астраханской области.
В жалобе представитель администрации МО «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области по доверенности Кисарова Д.Р. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов фактическим обстоятельствам дела. Суд не принял во внимание, что органы местного самоуправления самостоятельны в выборе направления реализации своих полномочий, в связи, с чем вправе выбирать более приоритетные вопросы местного значения. Администрация добровольно исполняет возложенные на неё обязанности, самостоятельно приступила к реализации программных мероприятий по освещению населения. Кроме того, выполнение мероприятий по установке надлежащего стационарного электрического освещения требует значительных финансовых затрат, в бюджет муниципального образования средства на данные мероприятия на 2012 год внесены не были, истцом также не представлены доказательства аварийности в ночное время на территории муниципального образования.
Заслушав докладчика, представителя администрации МО «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области по доверенности Кисарову Д.Р., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует их материалов дела, прокуратурой Камызякского района Астраханской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в части содержания дорожного покрытия автомобильных дорог местного значения и организации уличного освещения.
Согласно акту от 18 августа 2012 года, составленного инспектором ДН ОГИБДД ОМВД по Камызякскому району Астраханской области, о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в нарушение требований ГОСТ Р 25766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на дорогах Молодой Гвардии, Набережной с. Никольское Камызякского района Астраханской области отсутствует наружное искусственное освещение.
Из пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» следует, что стационарное электрическое освещение должно быть предусмотрено на всех участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В соответствии с частью 1 статьи 17 названного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правомерным вывод районного суда о том, что действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по организации уличного освещения. На администрацию МО «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области правильно возложена обязанность установить стационарное электрическое освещение с учетом требований ГОСТ Р 52766-2007 на дорогах улиц Молодой Гвардии, Набережной с. Никольское Камызякского района Астраханской области, поскольку ненадлежащее состояние данных участков дорог не соответствует требованиям ГОСТ, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, может причинить ущерб имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства аварийности в ночное время на территории муниципального образования и необходимости направления администрацией реализации своих полномочий на более приоритетные вопросы местного значения не могут быть приняты во внимание.
Как следует из анализа работы по обеспечению безопасности дорожного движения, охране общественного порядка, профилактике и раскрытию преступлений в ОГИБДД ОВД по Камызякскому району Астраханской области за июль месяц 2012 года зарегистрировано 30 дорожно-транспортных происшествий, в том числе из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог 22. Удельный вес ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог составляет 73%.
Также не влияют на правильность выводов суда доводы жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств, поскольку действующее законодательство не освобождает ответчика от принятия необходимых мер по устранению нарушений и не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Статьями 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правовых оснований и направлены на переоценку выводов суда и иное применение и толкование закона, нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 24 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области - без удовлетворения.