ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3438/2016 от 02.03.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Самофалова Л.П. Дело №33-3438/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 02 марта 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Куратовой Л.В.,

судей Елисеева А.М., Пашковой Т.В.,

при секретаре Улюмжеевой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей» в интересах ФИО к обществу с ограниченной ответственностью «АЦ Волгоград» о возложении обязанности, взыскании неустойки, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе истца ФИО и ее представителя ФИО на решение Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Елисеева А.М., объяснения представителя ФИО - ФИО, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «АЦ Волгоград» - ФИО, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» в интересах ФИО обратилась в суд с иском к ООО «АЦ Волгоград» о возложении обязанности, взыскании неустойки, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и ООО «АЦ Волгоград» заключен договор купли-продажи автомобиля, согласно которому она приобрела автомобиль марки «<.......><адрес> выпуска, стоимостью 1040000 рублей. Автомобиль передан покупателю по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ в технически исправном состоянии. С момента покупки автомобиля до настоящего времени она неоднократно обращалась в сервисный центр ООО «АЦ Волгоград» в связи с наличием недостатков автомобиля для их диагностики и устранения. Все обнаруженные в автомобиле недостатки устранялись по гарантии.

Вместе с тем, при обращении ФИО в ООО «АЦ Волгоград» с требованием предоставить ей копии всех документов по факту ее обращения в сервисный центр, в связи с недостатками в автомобиле, ей были предоставлены акты выполненных работ, однако копий заказ-нарядов или других документов по факту обращения, в том числе содержащих информацию о дате ее обращения, ФИО не было выдано, что, по мнению истца, является нарушением ее прав как потребителя.

По приведенным основаниям истец просил обязать ответчика предоставить ФИО в письменном виде информацию о дне обращения истца с требованиями об устранении недостатков товара с подписью ответственного лица и заверенные печатью копии заказ-нарядов по всем предоставленным актам выполнения гарантийных работ (№ <...>, № <...>, № <...>); взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за просрочку исполнения законных требований потребителя в размере 1% от цены автомобиля на день вынесения решения судом; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца и ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» штраф.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО и ее представитель ФИО оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят решение отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как указано в п. 13 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2001 года № 290 «Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» следует, что исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать заявленную услугу (выполнить заявленную работу).

Согласно п.15 указанного Постановления Правительства РФ договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; дата приема заказа, сроки его исполнения; цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты; марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов; цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон; перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество; перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены; должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и ООО «АЦ Волгоград» был заключен договор купли-продажи автомобиля марки «<.......>», стоимость которого составила 1040000 рублей. При этом также был определен гарантийный срок качества автомобиля до ДД.ММ.ГГГГ.

Как указано в заявлении ФИО в ООО «АЦ Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ, она просила ответчика предоставить ей все копии документов по факту ее обращения в сервисный центр об устранении обнаруженных недостатков механизма сцепления автомобиля, в том числе, содержащих информацию о дате ее обращения, а также предоставить ей в иной письменной форме информацию о дате ее обращения с требованием об устранении обнаруженных недостатков механизма сцепления автомобиля. Данное заявление было зарегистрировано в ООО «АЦ Волгоград» за № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

В ответ на указанное обращение ФИО ответчик ООО «АЦ Волгоград» предоставил акты выполненных работ № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, в которых содержится следующая информация: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации – исполнителя; фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; дата приемки, дата окончания ремонта; цена оказываемой услуги (выполняемой работы); марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов; перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество; гарантийные сроки на результаты работы; должность, фамилия, имя, отчество мастера-консультанта, его подпись, а также подпись потребителя.

Из акта выполненных работ № <...> следует, что ДД.ММ.ГГГГ были произведены ремонтные работы автомобиля «<.......>», собственником которого является ФИО, по виду ремонтных работ: замена многодискового сцепления, замена редуктора, замена указанных деталей была произведена по гарантии. Претензий по объему и качеству выполненных работ истец при приемки автомобиля не имела, о чем свидетельствует ее подпись в указанном акте.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО к ООО «АЦ Волгоград» об обязании ответчика предоставить истцу в письменном виде информацию о дне обращения истца с требованиями об устранении недостатков товара, о взыскании компенсации морального вреда, штрафа, исходил из того, что указанный акт выполненных работ № <...> отвечает требованиям п.15 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2001 года № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», следовательно требования потребителя по предоставлению всех копий документов по факту обращения в сервисный центр об устранении обнаруженных недостатков механизма сцепления автомобиля, выполнены ответчиком в досудебном порядке, и нарушений п. 3 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в действиях ответчика на момент подачи искового заявления не имелось.

Однако судебная коллегия в данной части не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку в ответе ООО «АЦ Волгоград» на заявление ФИО от ДД.ММ.ГГГГ сведения о дате обращения истца с требованиями об устранении недостатков товара не приведены; в представленных ООО «АЦ Волгоград» копиях актов выполненных работ указана дата приемки транспортного средства, однако из содержания акта не следует, что эта дата одновременно является датой обращения истца с требованиями об устранении недостатков товара.

Вместе с тем, приведенными выше положениями п.3 ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена обязанность изготовителя (продавца, уполномоченной организации) при выдаче товара по окончании ремонта предоставить в письменной форме потребителю информацию не только о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара, но и о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара.

Таким образом, судебная коллегия установила, что права ФИО как потребителя были нарушены ответчиком в указанной части, и доводы апелляционной жалобы об этом заслуживают внимания.

В соответствии со статьей 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как указано в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, судебная коллегия признает разумным и справедливым размер компенсации морального вреда в сумме 500 рублей.

В силу п. 16 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Поскольку размер компенсации морального вреда определен судебной коллегией в сумме 500 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя составляет 250 рублей, из которых в силу приведенных положений п.16 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» штраф в размере 125 рублей подлежит взысканию в пользу потребителя ФИО, штраф в размере 125 рублей подлежит взысканию в пользу ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей», обратившейся в суд с настоящим иском о защите прав потребителя.

В то же время, в материалах дела отсутствуют доказательства, что при обращении ФИО в ООО «АЦ Волгоград» с требованиями об устранении недостатков автомобиля, оформлялся заказ-наряд, поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данной части исковые требования ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» удовлетворению не подлежат.

Также не подлежат удовлетворению исковые требования ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» о взыскании в пользу ФИО неустойки за просрочку исполнения законных требований потребителя в размере 1% от цены автомобиля на день вынесения решения судом.

В соответствии со ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Как следует из положений ст.ст. 20-22 Закона РФ «О защите прав потребителей», установленная ст.23 названного Закона РФ ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возникает за просрочку выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о замене товара, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также за просрочку выполнения о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств обращения ФИО к ответчику ООО «АЦ Волгоград» с указанными требованиями.

С учетом этого, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу ФИО неустойки за просрочку исполнения законных требований потребителя в размере 1% от цены автомобиля на день вынесения решения судом является по существу правильным и оснований для отмены или изменения решения суда в этой части судебная коллегия не усматривает.

Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены или изменения решения суда, из материалов дела не усматривается

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ООО «АЦ Волгоград» обязанности предоставить ФИО в письменном виде информацию о дне обращения с требованиями об устранении недостатков товара и в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ООО «АЦ Волгоград» в пользу ФИО компенсации морального вреда.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать ООО «АЦ Волгоград» предоставить ФИО в письменном виде информацию о дне обращения ФИО с требованиями об устранении недостатков товара.

Взыскать с ООО «АЦ Волгоград» в пользу ФИО компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

Взыскать с ООО «АЦ Волгоград» в пользу ФИО штраф в размере 250 рублей.

Взыскать с ООО «АЦ Волгоград» в пользу ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» штраф в размере 250 рублей.

В остальной части решение Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО и ее представителя ФИО - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: