ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3438/2016 от 08.09.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-3438/2016

судья Сергеева Д.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Кулаковой О.К.

судей Усольцевой С.Ю., Чайкиной Е.В.

при секретаре Матвеевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 08 сентября 2016 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы и иных периодов в специальный стаж,

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2,

на решение Центрального районного суда г.Читы от 17 мая 2016 года, которым постановлено исковые требования ФИО1 к УПФР в г.Чите (межрайонное) о включении периодов работы и иных периодов в специальный стаж, удовлетворить частично.

Обязать УПФР в г.Чите (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды нахождения в учебных отпусках с 29 ноября 2004 года по 23 декабря 2004 года, с 29 марта 2004 года по 27 апреля 2004 года, с 18 апреля 2005 года по 12 мая 2005 года.

Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что 04 декабря 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Протоколом решения руководителя №593 от 17 февраля 2016 года в назначении указанного вида пенсии ей было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Одновременно в специальный стаж ответчиком не был включен период ее работы с 09 сентября 2013 года по 26 августа 2014 года в должности преподавателя фортепиано в структурном подразделении «Школа для творчески одаренных детей» ГОУ «Забайкальский техникум искусств», так как разделом 1.10 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, такое структурное подразделение не предусмотрено. Кроме того, не были включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках с 29 ноября 2004 года по 23 декабря 2004 года, с 29 марта 2004 года по 27 апреля 2004 года, с 18 апреля 2005 года по 12 мая 2005 года, как не предусмотренные п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит решение отменить с удовлетворением исковых требований. Указывает, что в специальный стаж ФИО1 не был засчитан период ее работы с 09 сентября 2013 года по 26 августа 2014 года в должности преподавателя фортепиано в структурном подразделении «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края» в ГОУ «Забайкальский техникум искусств», так как по мнению пенсионного органа, разделом 1.10 Списка должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №781, в наименовании учреждений, являющихся их структурными подразделениями, предусмотрены «общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы)», с чем истица не согласна. ФИО1 была принята в структурное подразделение «Школы для творчески одаренных детей» ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» преподавателем фортепиано. ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» переименовано в Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальское краевое училище искусств» (приказ №105 от 07 ноября 2014 года). В состав техникума, в котором в спорный период работала ФИО1 входят ряд отделений, в том числе «Школа для творчески одаренных детей». При этом названная школа является структурным подразделением Техникума. Школа проводит работу по профессиональной ориентации учащихся и подготавливает их для обучения в Техникуме. Структурные подразделения Техникума не являются юридическими лицами. Техникум и все его структурные подразделения являются единым учебно-производственным комплексом. Со ссылкой на нормы Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ; Постановление Правительства РФ №665 от 16 июля 2014 года, Постановление Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, указывает на то, что период работы ФИО1 с 09 сентября 2013 года по 26 августа 2014 года подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Дополнительно в суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 пояснила о тождественности выполняемых ФИО1 функций преподавателя по классу фортепиано в Школе и Лицее.

Истица ФИО1, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя, действующего по доверенности, ФИО2, в судебное заседание не явился представитель ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат», извещен надлежаще, не просил об отложении, не заявил об уважительности причин неявки. С учетом мнения участвующих в деле лиц судебная коллегия читает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, которые в судебном заседании поддержала представитель истицы ФИО2 и представитель третьего лица – ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры» ФИО3, выслушав представителя ответчика ФИО4, просившую оставить решение суда без изменения, исследовав дополнительные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.19 ч.1, ч.2 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года и подлежащим применению к спорным правоотношениям в соответствии с п.п.«м» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации №665 от 16 июля 2014 года, предусмотрена должность преподавателя общеобразовательных школ, лицея, техникума, училища (пункт 1 раздела «Наименование должностей» Списка; пункты 1.1, 1.10 раздела «Наименование учреждений - общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения)» Списка), пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность преподавателя, пунктом 2 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), к числу которых, в частности, относится школа искусств.

Работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка (п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее - Правила).

В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей (п.13 Правил).

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Как усматривается из дела и правильно установлено судом в период с 09 сентября 2013 года по 26 августа 2014 года ФИО1 работала в должностях преподавателя фортепиано и концертмейстера в «Школе для творчески одаренных детей Забайкальского края», являвшейся структурным подразделением Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Забайкальский техникум искусств» (далее - ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств»), что подтверждается исследованными по делу доказательствами и участвующими в деле лицами не оспаривается.

В ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» 01 сентября 2014 года создано структурное подразделение «Лицей», структурное подразделение «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края» прекратило существование.

С 10 ноября 2014 года ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» в соответствии с приказом директора ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» от 10 ноября 2014 года №105 переименовано в Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальское краевое училище искусств» (далее – ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств») (л.д.38 т.1).

Решением территориального пенсионного органа от 17 февраля 2016 года №593 период работы ФИО1 с 09 сентября 2013 года по 26 августа 2014 года в должности преподавателя фортепиано «Школы для творчески одаренных детей Забайкальского края» ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» не включен в специальный стаж, так как указанное структурное подразделение не предусмотрено пунктом 13 Правил (л.д.11 т.1).

Отказывая ФИО1 во включении в специальный стаж спорного периода работы, суд исходил из того, что предусмотренных законом оснований для включения этого периода работы в специальный стаж не имеется, так как структурное подразделение «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края» не предусмотрено пунктом 13 Правил. Кроме того, суд не усмотрел оснований для установления тождественности выполняемой истицей трудовой функции в должности преподавателя фортепиано структурного подразделения «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края» и трудовой функции в должности преподавателя фортепиано структурного подразделения «Лицей».

С постановленными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться, поскольку они основаны на правильном применении судом норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Согласно Уставу ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» указанное образовательное учреждение являлось образовательным учреждением среднего профессионального музыкального и художественного образования. Для достижения предусмотренных Уставом целей техникум, в том числе, реализовывал образовательные программы дополнительного образования для детей, определенных Уставом техникума (л.д.155-183 т.1).

Структурное подразделение техникума «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края» реализовывала дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области искусств, основной целью школы являлось выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения, что следует из пункта 2.1 Положения о структурном подразделении ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края», утвержденного 28 сентября 2011 года (л.д.95-100 т.1).

В соответствии с пп.1 и пп.2 п.1 ст.9, пп.2 п.5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01 сентября 2013 года, в Российской Федерации реализуются образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств) и профессиональные (основные и дополнительные). К основным профессиональным программам, в том числе, относятся программы среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования (п.1 ст.23 указанного Закона).

Согласно пп.1.1 ст.26 Закона Российской Федерации «Об образовании» дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.

Вступившим в силу с 01 сентября 2013 года Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств также отнесены к дополнительным общеобразовательным программам. В соответствии с названным Законом дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования (п.2 ст.75, п.3 ст.83).

Таким образом, ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» являлось образовательным учреждением среднего профессионального музыкального и художественного образования. На базе указанного учреждения было создано структурное подразделение «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края», осуществлявшее деятельность по реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств.

Общеобразовательные учреждения, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотрены в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года. К указанным учреждениям, в частности, относятся школы всех наименований и лицей.

Учреждения, реализующие дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, предусмотрены в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка и именуются как «учреждения дополнительного образования для детей».

Названное обстоятельство также подтверждается Приказом Министерства труда России от 24 сентября 2015 года №661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях», которым установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в организациях дополнительного образования, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей в возрасте до 18 лет по дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), предусмотренных пунктом 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

С учетом изложенного, разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что структурное подразделение «Школа для творчески одаренных детей Забайкальского края» не может быть включена в специальный стаж ФИО1, потому что названное структурное подразделение не является общеобразовательной школой и профессиональная деятельность преподавателя фортепиано учреждения дополнительного образования детей не может быть тождественна профессиональной деятельности преподавателя Лицея, являющегося общеобразовательным учреждением.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истицы подлежит включению в специальный стаж в связи с тем, что в указанный период ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в техникуме, основан на неправильном толковании норм материального права. Поскольку работа истицы осуществлялась в структурном подразделении техникума, вопрос о включении спорного периода работы в специальный стаж истицы правильно разрешен судом в соответствии с пунктом 13 Правил.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Читы от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи