ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3441/2016 от 06.09.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 сентября 2016 года,

Судья ФИО3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,

судей Августиной И.Д. и Алиевой Э,З.,

при секретаре ФИО4

с участием прокурора ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы ГО «<адрес>» ФИО10 на решение городского суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«Иск ФИО1.

Восстановить ФИО2 на работе в должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес>»

Взыскать с администрации городского округа «<адрес>» в пользу ФИО2 средний заработок за время вынужденного прогула с <дата> по <дата> исходя из среднемесячной зарплаты 17230 (семнадцать тысяч двести тридцать) рублей.

Решение суда в части восстановления на работу подлежит, в соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению.

Взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать с ответчика в пользу ФИО1 судебные расходы, понесенные истцом на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения ФИО1, его представителя по доверенности ФИО6, просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации ГО «<адрес>» о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что на основании служебного контракта от <дата> он был принят на работу в администрацию городского округа "<адрес>" на должность ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства на определенный срок: с <дата> по <дата> год. <дата> контракт расторгнут не был, он продолжал работу на указанной должности, на тех же условиях. <дата> ответчик заключил с ним служебный контракт на определенный срок: с <дата> по <дата>, который ответчиком <дата> также расторгнут не был. Истец продолжал находиться в трудовых отношениях с ответчиком по <дата>.

Распоряжением администрации от <дата> действие трудового договора (контракта) от 30.03.2012г. прекращено, он уволен с работы с <дата> с должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес>» в связи с нарушением установленных Федеральным законом «О муниципальной службе» правил заключения трудового договора, пункт 11, ст. 77 ТК РФ. Основанием для принятия данного распоряжения послужила докладная записка начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации ФИО7, из которой следует, что он занимает должность ведущего специалиста отдела архитектуры, не имея высшего специального образования.

Указанное распоряжение считает незаконным.

Согласно п. 11 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора (в числе прочего) являются нарушение установленных данным Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы (статья 84 данного Кодекса).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от <дата> №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с данным Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.

Статьей 8 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие старшие и младшие Аналогичная норма содержится и в ст. 8 Закона Республики Дагестан от <дата> N9 "О муниципальной службе в Республике Дагестан".

Должность ведущего специалиста, которую он занимал, отнесена к старшей должности (старшей группе) муниципальной службы (раздел 2. Закона РД от <дата> N28 "О перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан").

Согласно ст. 9 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Статьей 9 Закона РД "О муниципальной службе в Республике Дагестан" предусмотрено, что квалификационные требовании к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных данной статьей (ч. 2).

В число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования, за исключением младшей группы должностей, для замещения которых достаточно наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности (ч. 3).

В обоснование распоряжения об увольнении ответчиком не приведена ссылка на какой-либо муниципальный нормативно-правовой акт, которым установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления <адрес>.

Следовательно, на момент приема на работу, действующее законодательство предусматривало в качестве квалификационных требований к уровню профессионального образования лишь наличие у претендента на должность старшей группы муниципальной службы - высшее профессиональное образование, которое у него имелось.

Иных требований к уровню профессионального образования, именно наличие у претендента на старшую должность муниципальной службы, конкретной специальности и т.п., законодательством не предусматривалось и не предусматривается по настоящее время.

За период работы в занимаемой должности, он успешно сдал квалификационный экзамен на присвоение классного чина, по результатам которого ему присвоен очередной классный чин «референт муниципальной службы»; поощрялся за добросовестное отношение к работе и исполнение своих обязанностей правами работодателя и представлялся к награждению муниципальной наградой. Исполнял около трех месяцев обязанности главного архитектора города, что является аргументом, свидетельствующим о его компетентности и соответствии квалификационным требованиям. Общий стаж работы в отделе архитектуры и градостроительства администрации, на момент моего увольнения составлял около 5 лет, не считая стажа работ свыше 3 лет в МУП "Архитектурно-проектное бюро" <адрес>.

07.04.2015г. он был ознакомлен с должностной инструкцией ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации, утвержденной главой администрации. В п. 2.1 Инструкции указано, что на должность ведущею специалиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование не менее 3-х лет стажа работы по специальности" (разд. 2 "Квалификационные требования").

Таким образом, после назначения его на указанную должность, иных квалификационных требований к уровню профессионального образования -наличие высшего профессионального образования и стажа работ по специальности не менее 3-х лет на муниципальном уровне, ответчиком установлено не было.

В связи с увольнением с работы, в силу ст. 234 ТК РФ ответчик как работодатель обязан возместить ему материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться.

В связи с незаконным увольнением его с работы, ему также причинен моральный вред, что привело его к лишению заработной платы, являющейся единственным источником содержания семьи, состоящей из 4 человек, в том числе двух малолетних детей, один из которых является инвалидом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе глава ГО «<адрес>» ФИО10 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Суд пришел к выводу, что выполнение возложенных на истца обязанностей не требовало наличие у него специальных знаний, истец справлялся с возложенными на него трудовыми обязанностями и без наличия высшего профессионального образования соответствующего направлению его деятельности. Но в то же время суд не учел того факта, что истец не был уволен по ст.81 ТК РФ, в частности в связи с несоответствием работника занимаемой должности или неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей.

Данное увольнение ФИО1 связано с нарушением установленных Трудовым Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущенного не по вине работника.

В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84).

Пунктом 3 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.

Истец работал в должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес>» и занимаемая им должность относится в группе старших должностей муниципальной службы.

На период заключения трудового договора истцом был представлен диплом об окончании Дагестанского государственного университета по специальности «Финансы и кредит».

Основными квалификационными требования для замещения должностей муниципальной службы на основании статьи 9 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» являются:

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с п.3 ст.9 Закона Республики Дагестан от <дата> «О муниципальной службе в Республике Дагестан» в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования, за исключением младшей группы должностей, для замещения которых достаточно наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Кроме того в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от <дата> «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» предъявляемым требованиям к квалификации специалистов архитектуры является высшее профессиональное образование по специальности «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению «Архитектура».

Администрацией городского округа «<адрес>» рассматривался вопрос о предложении истцу ФИО1 должности в администрации, соответствующей его диплому об образовании, но в связи с отсутствием в администрации города свободных вакантных должностей предложить должность, соответствующую его диплому об образовании, не представлялось возможным.

Указанный факт отсутствия в администрации города вакантных должностей нашел подтверждение и в ходе судебного заседания представленными штатным расписанием администрации и справкой главного специалиста по кадрам администрации об отсутствии вакантных должностей в администрации городского округа «<адрес>».

Кроме этого администрацией городского округа «<адрес>» была полностью соблюдена процедура увольнения.

Таким образом, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы действующего законодательства.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО1, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, просит оставить его без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд удовлетворил исковые требования ФИО1, посчитав установленным, что для замещения им должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства истец имеет необходимый стаж работы, образование.

Суд также посчитал установленным, что при увольнении истца ответчиком не соблюдены условия, при которых возможно увольнение работника по п.11 ст. 77 ТК РФ, истцу не предложена другая работа.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, которые основаны на неправильном применении норм материального права, явились следствием ошибки в оценке имеющихся в материалах дела доказательств.

Как видно из материалов дела, на основании служебного контракта от <дата>ФИО1 принят на работу ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес>» с <дата>.

Распоряжением от <дата>ФИО1 уволен с должности на основании пункта 11 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84).

Пунктом 3 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.

Истец работал в должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес>», относящейся к группе старших должностей муниципальной службы.

На период заключения трудового договора истцом был представлен диплом об окончании Дагестанского государственного университета по специальности «Финансы и кредит».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от <дата>, квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности определяют, что специалисты архитектуры должны иметь высшее профессиональное образование по специальности «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению «Архитектура».

Указанные нормативные правовые акты, подлежащие применению при разрешении исковых требований, суд необоснованно не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что для замещения должности ведущего специалиста отдела архитектуры не требуется высшее профессиональное образование по специальности «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению «Архитектура».

Как видно из материалов дела и установлено судом ФИО1 не имеет высшего профессионального образования по указанным специальностям. Это обстоятельство истец не оспаривал в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Как видно из должностной инструкции ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации ГО «<адрес>», на должность ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование ( п.2.1).

В функциональные обязанности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации ГО «<адрес>» входит подготовка проектов и выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений и др. обязанности, выполнение которых требует высшего профильного образования.

Из материалов дела видно, что ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие о том, что администрацией городского округа «<адрес>» рассматривался вопрос о переводе ФИО1 на другую работу в администрации. В связи с отсутствием в администрации городского округа «<адрес>» вакантных должностей, соответствующих образованию истца, другая работа ему предложена не была.

Указанный факт отсутствия в администрации города вакантных должностей подтверждается штатным расписанием и справкой главного специалиста по кадрам администрации городского округа «<адрес>» об отсутствии вакантных должностей в администрации городского округа «<адрес>» (л.д.63-72, 82). Иные доказательства истец ФИО1 суду не представил.

С учетом изложенного судебная коллегия находит, что основания для увольнения истца ФИО1 по п.11 ст.77 ТК РФ у работодателя имелись, процедура увольнения не была нарушена.

Оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Р Апелляционную жалобу главы ГО «<адрес>» ФИО10 удовлетворить.

Решение городского суда <адрес> от <дата> отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 а администрации ГО «<адрес>» о восстановлении на работе в должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес>», взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.

Председательствующий

Судьи: