ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3442/19А-069 от 06.03.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Тупаленко В.М. Дело № 33-3442/2019 А-069г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Киселевой А.А.,

судей Баимовой И.А., Михайлинского О.Н.,

при секретаре Устюговой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края о назначении досрочной трудовой пенсии,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края ФИО2,

на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 19 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края включить в стаж дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии ФИО1 периоды работы с 22 июля 2002 года по 14 февраля 2007 года в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в производственном предприятии «Энергоремонт» Акционерного общества «Алматинские электрические станции», с 15 февраля 2007 года но 31 июля 2017 года в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов и в качестве мастера котельного участка ЦЗРО-2 в производственном предприятии «Энергоремонт» Акционерного общества «Алматинские электрические станции», признав за ним право на досрочную трудовую пенсию.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости ФИО1 с 24 июня 2017 года»

Заслушав докладчика, представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края ФИО3 (на основании доверенности от 09.12.2016г.), представителя истца – адвоката Сахнова Е.Ю. (на основании ордера от 06.03.2019г.), судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края (далее – УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии.

Требования мотивированы тем, что 20.06.2017 он обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 11.09.2017 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с не подтверждением достоверности представленных сведений о стаже за период работы на территории Республики Казахстан. С указанным решением он не согласен, в связи с чем, с учетом уточнений, просит включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 22.07.2002 по 14.02.2007 в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в производственном предприятии «Энергоремонт Акционерного общества «Алматинские электрические станции», с 15.02.2007 по 31.07.2017 в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов и в качестве мастера котельного участка ЦЗРО-2 в производственном предприятии «Энергоремонт» Акционерного общества «Алматинские электрические станции», а также признать за ним право на досрочную пенсию по старости, обязав ответчика назначить и выплатить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 24.06.2017.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывая, что достоверность представленных сведений о стаже работы на территории республики Казахстан не подтверждена компетентными органами республики Казахстан.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о месте, дате и времени его проведения надлежащим образом, выслушав представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца – адвоката Сахнова Е.Ю., согласного с решением суда, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 в разделе XIII "Электростанции, Энергопоезда, Паросиловое Хозяйство» предусмотрены «Слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (2140000а-18455).

Из материалов дела следует, что решением УПФ от 11.09.2017 ФИО1, <дата> года рождения, отказано в установлении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом, не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ, в том числе следующие периоды: с 22.07.2002 по 14.02.2007 в качестве слесаря по ремонту котельного оборудования в производственно-ремонтном предприятии «Энергоремонт» АЛМАТЫ ПАУЭР КОНСОЛИДЕЙТИД (Рес. Казахстан), с 15.02.2007 по 31.07.2017 в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов и в качестве мастера котельного участка ЦЗРО-2 в Производственном предприятии «Энергоремонт» АО «Алматинские электрические станции», в связи с тем, что достоверность представленных сведений о стаже за период работы на территории Республики Казахстан не подтверждена. С 01.01.1998 в республике Казахстан отменено назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями груда на основании Списков № 1 и № 2, утвержденных постановлением Правительств: Республики Казахстан от 19 декабря 1999 года № 1930.

Также, из данного решения следует, что УПФ в компетентный орган государства республики Казахстан направлены запросы о подтверждении стажа работы истца, ответы на которые не поступили.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края включить в стаж дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии ФИО1 периоды работы с 22.07.2002 по 14.02.2007 в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в производственном предприятии «Энергоремонт» Акционерного общества «Алматинские электрические станции», с 15.02.2007 но 31.07.2017 в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов и в качестве мастера котельного участка ЦЗРО-2 в производственном предприятии «Энергоремонт» Акционерного общества «Алматинские электрические станции», назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости ФИО1 с 24.06.2017.

При этом, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела содержат достаточно допустимых и относимых доказательств, подтверждающих выполнение истцом работы в спорный период в должности, предусмотренной Списком N 2, в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, учитывая, что профессия истца с данным наименованием давала право на назначение льготной пенсии по старости в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке NN 1,2, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.12.1999 N 1930, принимая во внимание, что работодателем в спорные периоды уплачивались страховые взносы, что следует из представленных в суд расчетов АО «Алмаатинские электрические станции» по исчислению и удержанию индивидуального подоходного налога и исчислению социального налога за спорный период.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".

Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Республики Казахстан, судом первой инстанции учтены не были. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" судом не устанавливались

Расчет АО «Алмаатинские электрические станции», отражающий исчисление Обществом суммы обязательных социальных взносов помесячно в период 2002-2017г.г. не свидетельствует об уплате уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) истца в спорный период.

Кроме того, судебная коллегия полагает возможным отметить, что в силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные пп. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 НК РФ.

Определением от 28.02.2017 N 315-О Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности приведенных выше положений, указал, что такое правовое регулирование, в том числе правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Также, судом не учтено наличие противоречий в документах относительно длительности периода работы истца. Так, в справке от 11.05.2017 , выданной АО «АлЭС», указано, что ФИО1 работал с 15.02.2007 по 31.07.2017, то есть до даты, наступившей после выдачи справки. При этом, указано, что 10.03.2017 трудовой договор расторгнут по инициативе работника согласно п. 5 ст. 49 ТК РК. Также, в данной справке не указаны основания ее выдачи.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 19 ноября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о возложении обязанности на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края включить в стаж дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 22 июля 2002 года по 14 февраля 2007 года в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в производственном предприятии «Энергоремонт» Акционерного общества «Алматинские электрические станции», с 15 февраля 2007 года по 31 июля 2017 года в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов и в качестве мастера котельного участка ЦЗРО-2 в производственном предприятии «Энергоремонт» Акционерного общества «Алматинские электрические станции», назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости ФИО1 с 24 июня 2017 года - отказать.

Председательствующий:

Судьи: