Председательствующий: Илларионов А.В. Дело № 33-3442/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 05 июня 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Омского областного суда Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.
при секретаре Савчук А.Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области
на решение Центрального районного суда г. Омска от 05 апреля 2013 года, которым постановлено:
«Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ФИО1, 20…1990 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п.».
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 с учетом уточненных исковых требований обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении ей жилого специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Администрации г. Омска от 26.09.2007г. ей был назначен опекун до достижения совершеннолетия. Приказом Администрации г. Омска от 14.05.2008г. опекуну были прекращены выплаты денежных средств, в связи с достижением истцом совершеннолетия. Постановлением Администрации г. Омска от 07.10.2011г. она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма. Однако жилое помещение ей так и не было предоставлено.
В судебном заседании ФИО1, ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Министерства образования Омской области ФИО3 в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области ФИО4 в судебном заседании пояснила, что возражений против заявленных требований не имеет, право истца на предоставление жилого помещения не оспаривала.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области ФИО5 просила рассмотреть дело без ее участия, в представленном отзыве просила исключить Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области из числа ответчиков, как ненадлежащего.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области просит решение суда изменить, исключив Минстрой из числа ответчиков, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая на то, что министерство не является уполномоченным органов по вопросам предоставления детям-сиротам и приравненным к ним категориям жилых помещений в порядке их социальной поддержки. Также указывает на то, что решение суда не может быть исполнено в установленный срок. Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области имеют один источник финансирование и увеличение числа ответчиков не приведет к дополнительным гарантиям при исполнении решения суда.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Так, согласно положениям п. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в аб. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п.2 ч.2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст.8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась 20….1990г. в с. … Русско-Полянского района Омской области. Ее мать, ФИО6, умерла 19….2007г., отец ФИО7 умер 17…2003г.
Приказом Департамента образования Администрации г. Омска № 1224-о от 26.09.2007г. ФИО8 назначен попечителем ФИО1, за последней также закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <...>.
Приказом Департамента образования Администрации г. Омска № 734-о от 14.05.2008г. приказ Департамента образования Администрации г. Омска № 1224-о от 26.09.2007г. был признан утратившим силу.
В настоящее время ФИО1 и ее сын ФИО9, 23…2012 года рождения, проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <...> принадлежащем ФИО10 Согласно копии лицевого счета в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО1, ФИО9
Согласно постановлению мэра г. Омска от 07.10.2011 № 1164-п ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
Как следует из карточки очередника, номер очереди ФИО1 в общем списке …, номер во внеочередном списке – ….
Факт включения истицы в список лиц из числа детей-сирот для получения жилья, ее нахождение в нем по категории «дети-сироты» стороны не оспаривали.
Согласно письмам Управления Росреестра по Омской области от 25.02.2013г. и ГП ОО «Омский центр ТИЗ» от 19.03.2013г. сведения о правах ФИО1 на недвижимое имущество в реестрах отсутствуют.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п (ред. Постановления Правительства Омской области от 20.05.2013 N 108-п) утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно пункта 2 которого уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования), Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство имущества), Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство строительства).
В приведенной связи, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о том, что в соответствии Порядком данное Министерство исключено из уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, в связи с чем, суд необоснованно включил Минстрой Омской области в число ответчиков, подлежат отклонению.
Порядком предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области урегулированы отношения, связанные с предоставлением жилых помещений указанной выше категории лиц.
Доводы представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о том, что решение суда не может быть исполнено в установленный срок, а также что Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области имеют один источник финансирование и увеличение числа ответчиков не приведет к дополнительным гарантиям при исполнении решения суда, судебной коллегией во внимание не принимаются как не подлежащие рассмотрению в рамках настоящего дела ввиду того, что они не относятся к предмету иска, а касаются непосредственно исполнения решения суда.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012г. № 284-п, установлен один механизм передачи жилых помещений указанным лицам — путем договора найма специализированного жилого фонда (п. 9 Порядка). Вопрос о том, каким образом жилые помещения приобретаются в специализированный жилой фонд: путем участия в строительстве Министерством строительства или путем заключения договора-купли продажи Минимуществом (п. 7 Порядка) — не относится к предмету настоящего судебного рассмотрения ввиду того, что он не пересекается с кругом охраняемых законом прав и интересов ФИО1 Указанный вопрос подлежит разрешению непосредственно лишь в ходе исполнения решения суда. И обоснованное включение судом в число ответчиков Министерства образования Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области направлено в первую очередь на соблюдение принципа исполнимости судебного акта, а также на защиту права ФИО1 на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 05 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи областного суда: