ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3443/2014 от 14.10.2014 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

      Судья Саврук Ю.Л.

  № 33-3443/2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     14 октября 2014 г.

  г. Петрозаводск

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

 председательствующего судьи Злобина А.В.,

 судей Стракатовой З.Е., Данилова О.И.

 при секретаре Ч.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июля 2014г. по иску М. к товариществу собственников жилья "(...)" о понуждении к заключению договора о предоставлении коммунальных услуг.

 Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 М. обратился в суд с иском к ТСЖ "(...)" по тем основаниям, что он является собственником (.....), расположенной в многоквартирном (.....)-А по (.....) в (.....). В данном доме создано ТСЖ "(...)", членом которого он не является. Истец указал, что ТСЖ "(...)" предоставляет услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и энергоснабжения на общие домовые нужды, при этом ответчик не предложил ему заключить договор о предоставлении коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, в связи с чем, ХХ.ХХ.ХХг. и ХХ.ХХ.ХХг. он обращался к ответчику с заявлениями о заключении такого договора, однако ему было отказано в удовлетворении заявлений. ХХ.ХХ.ХХг. истец вновь обратился в ТСЖ "(...)" с заявлением о заключении договора на предоставление коммунальных услуг, на которое не получил ответа. В связи с изложенным, М. просил обязать ответчика заключить с ним договор на предоставление коммунальных услуг с включением в договор всех условий, определенных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также взыскать с ответчика почтовые расходы в размере (...) руб. (...) коп., и расходы по оплате государственной пошлины в размере (...) руб.

 Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июля 2014г. в удовлетворении иска М. к товариществу собственников жилья "(...)" о понуждении к заключению договора о предоставлении коммунальных услуг отказано.

 С решением суда не согласен М.

 В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований, а также взыскать с ответчика судебные расходы в сумме (...) руб. (...) коп., государственную пошлину в размере (...) руб. Ссылаясь на п.п. "б, в" п. 9, п.п. "а, б", п. 10 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 (ред. от 26 марта 2014г.) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", указывает, что ТСЖ не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом, в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которого возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также в самом предоставлении таких коммунальных услуг. Полагает, что договор от ХХ.ХХ.ХХг., заключенный между ним и ТСЖ, не содержит перечня положений, предусмотренных п. 19 Правил. Считает необоснованным довод представителя ответчика о том, что в случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил, он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, в связи с чем, ТСЖ, имея договор от ХХ.ХХ.ХХг., может не заключать новый договор, а считает его заключенным на этих условиях. Указывает, что он имеет право, установленное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" о заключении письменного договора на предоставление коммунальных услуг, в который должны быть включены все положения Правил. Полагает, что наличие договора от ХХ.ХХ.ХХг. не является препятствием к заключению иного договора в письменной форме. Не согласен с доводом представителя ответчика о том, что он сначала должен прекратить прежний договор и только после этого потребовать заключить новый. Указывает, что он не желает прекращать ранее заключенный договор в связи с тем, что договор содержит также положения о предоставлении услуг по содержанию и текущему ремонту, капитальному ремонту общего домового имущества. Также истец не согласен с выводом суда о том, что действиями ответчика не нарушены его права, указывает, что сам по себе отказ от заключения договора в письменной форме является нарушением его прав, поскольку требовать заключения договора в письменной форме является правом собственника. Истец считает, что решение суда нарушает его право, поскольку оно фактически полностью лишило его права на договор в письменной форме и отменило императивные нормы Постановления и Правил. Считает, что наличие договора от ХХ.ХХ.ХХг. и договора, заключенного путем совершения потребителем конклюдентных действий (заключенный на условиях, предусмотренных Правилами), может вызвать споры по правовым вопросам при исполнении условий предоставления коммунальных услуг. Кроме того, указывает, что судом не изучены надлежащим образом условия договора от ХХ.ХХ.ХХг., не дана оценка тому, какие условия имеются в договоре от ХХ.ХХ.ХХг. и какие должны быть после вступления в силу Правил, какие условия исполнитель обязан включить в письменную форму договора. Договор от ХХ.ХХ.ХХг. не содержит положения по предоставлению коммунальных услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон и другие положения, то есть не соответствует требования императивных норм Постановления и Правил. Считает, что обжалуемое решение нарушает его права на включение в договор всех положений предоставления коммунальных услуг, лишает права на письменный договор по предоставлению коммунальных услуг в настоящее время и на договор в письменной форме в будущем. Указанное решение нарушает принцип законности при применении императивных норм права, ограничивает его конституционное право на законное и справедливое судебное решение. Кроме того, просит учесть, что п.п. 4 п. 24 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что если исполнитель уклоняется от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, то собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец М. и его представитель О., действующая на основании доверенности, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

 Представитель ответчика ТСЖ "(...)" - председатель Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции указала, что возражает в отношении доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

 Заслушав объяснения истца М. и его представителя О., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ТСЖ "(...)" - председателя Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

 На основании ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

 В силу ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, предусматривающей размер платы за коммунальные услуги, утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

 В соответствии с указанным постановлением данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил; не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008г. № 549.

 Согласно п. 6 указанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

 В силу п.п. "б" п. 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом товариществом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. При этом товарищество не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

 Пунктом 23 Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил (п. 23 Правил).

 Согласно ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

 На основании ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

 В соответствии с ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 Согласно ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, М. является собственником (.....), расположенной в многоквартирном (.....)-А по (.....) в (.....), управление которым осуществляет ТСЖ "(...)", членом которого истец не является. ХХ.ХХ.ХХг. между ТСЖ "(...)" и М. заключен договор о содержании и ремонте общего имущества и на предоставление коммунальных услуг.

 Пунктом 2.1 договора предусмотрено оказание ТСЖ истцу услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг. Пунктом 2.2. предусмотрен перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме. В п. 2.4 указан перечень коммунальных услуг, а также услуг по техническому обслуживанию, которые предоставляет ТСЖ. Пунктом 2.4.1 предусмотрено бесперебойное предоставление собственнику коммунальных услуг (тепло -, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, вывоз мусора, обеспечение функционирования общедомового имущества).

 ХХ.ХХ.ХХг. М., обращаясь с заявлением в правление ТСЖ "(...)", просил заключить с ним договор о предоставлении коммунальных услуг, в котором должны содержаться все условия, указанные в разделе 111 постановления Правительства РФ № 354.

 ХХ.ХХ.ХХг., ссылаясь на то, что не получил от ответчика ответа на указанное заявление, М., обратившись в суд с иском, просил обязать ответчика заключить с ним договор на предоставление коммунальных услуг с включением в договор всех условий, определенных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

 Вместе с тем, как установил суд, договор от ХХ.ХХ.ХХг., заключенный ТСЖ "(...)" с истцом, в том числе, и на предоставление коммунальных услуг, не оспорен и не отменен, ответчиком исполняется, услуги, определенные договором, истцу оказываются. Истец не обращался в суд с иском о расторжении указанного договора.

 Ответчик полагает, что оснований для заключения нового договора не имеется, а с заявлением об изменении указанного договора или его дополнения истец не обращался.

 В соответствии со ст.ст. 138, 155, 161-165 ЖК РФ условия предоставления коммунальных услуг для всех собственников жилых помещений, не являющихся членами ТСЖ, не должны быть разными.

 Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности заключить с истцом новый договор на предоставление коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, не имеется, в связи с чем, правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных им требований.

 Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

 Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам жалобы.

 Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана судом правильная правовая оценка.

 Ссылки истца в жалобе на то, что отказ ответчика от заключения указанного договора нарушает его права, поскольку он вправе требовать заключения такого договора, а отсутствие нового договора может вызвать споры по правовым вопросам при исполнении условий предоставления коммунальных услуг, нельзя признать состоятельными, поскольку не подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле.

 Кроме того, в суде апелляционной инстанции истец пояснил, что в октябре 2014г. им направлен ответчику проект договора, на который не получен ответ, в то же время он был бы согласен на заключение с ответчиком дополнительного соглашения к договору на предоставление коммунальных услуг. Ответчик просит учесть, что согласно протоколу № от ХХ.ХХ.ХХг. правлением ТСЖ "(...)" принято решение подготовить дополнительное соглашение к договору с собственниками жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354.

 Иные доводы жалобы не могут повлечь отмену решения суда, постановленного с учетом норм материального и процессуального права.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июля 2014г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи