ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3448 от 19.06.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)

     Судья Смородинова Н.С.                                                                            Дело № 33-3448

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 19 июня 2014 года                                                                                            город Саратов

 Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,

 судей Желонкиной Г.А., Совкича А.П.,

 при секретаре Самохиной Л.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Саратовской таможне об роспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Саратова от 27.03.2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

 Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителей Саратовской таможни ФИО2, ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 установила:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Саратовской таможне о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

 Требования истец мотивировал тем, что <дата> был принят на работу в Саратовскую таможню на должность <данные изъяты>. С <дата> работал в должности <данные изъяты> Саратовской таможни.

 <дата> при подаче справки о расходах в отделение инспектирования и профилактики правонарушений Саратовской таможни им ошибочно указана сумма ипотечного кредита <данные изъяты> рублей вместо <данные изъяты> рублей, поскольку основная сумма займа была именно <данные изъяты> рублей.

 На основании заключения служебной проверки от <дата>                          № истцу приказом № от <дата> было объявлено замечание за выполнение не в полном объеме требований пункта 3 статьи 20.1 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и подпункта 4 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от <дата>             № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предоставления сведений в справке о расходах по ипотечному кредиту, тем самым нарушены подпункты 1, 78 пункта 9 раздела III Должностного регламента <данные изъяты> Саратовского таможенного поста. Однако справка о расходах была подана истцом ошибочно, совокупный доход семьи за три года составил <данные изъяты> рублей, а квартира приобретена за <данные изъяты> рублей, ФИО1 полагает, что не должен был подавать справку о расходах, а следовательно в его действиях не содержится дисциплинарного проступка.

 Рассмотрев возникший спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, а выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции при рассмотрении спора.

 Представители Саратовской таможни ФИО2, ФИО3 просили апелляционную жалобу отклонить.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

 В силу статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

 Из материалов дела следует, что ФИО1 с <дата> проходил государственную службу в Саратовской таможне в должности <данные изъяты> Саратовской таможни. С <дата> - в должности <данные изъяты> Саратовской таможни.

 Приказом № от <дата> на основании пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении подпункта 2 пункта 1 статьи 15, пункта 3 статьи 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункта 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также ненадлежащем исполнении подпунктов 1, 78 пункта 9 раздела III Должностного регламента <данные изъяты>.

 Основанием для объявления замечания послужило заключение по результатам служебной проверки от <дата> № №, проведенной на основании протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов         № 7 от 21.10.2013 года.

 В ходе проведенной проверки установлено, что 18.06.2013 года             ФИО1 подана справка о расходах лица, замещающего государственную должность РФ, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей) участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций и об источниках получения, средств. В указанной справке, достоверность и полноту сведений которой ФИО1 подтвердил личной подписью, последний указал в графе сумма сделки по приобретению 3-х комнатной квартиры <данные изъяты> рублей, а в графе сумма общего дохода лица, представляющего настоящую справку, и его супруги за последние три года, предшествующих приобретению имущества - <данные изъяты> рублей. Кроме того, одним из источников получения средств, за счет которых приобретено имущество, указано: ипотечный кредит <данные изъяты> рублей.

 Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что сумма ипотечного кредита в <данные изъяты>» составила <данные изъяты> рублей, а не <данные изъяты> рублей, совокупный доход ФИО1 и его супруги за 2009, 2010, 2011 годы составил <данные изъяты> рублей, а не <данные изъяты> рублей. Данные обстоятельства также подтверждаются материалами дела.

 По данным фактам ФИО1 <дата> и <дата> были даны письменные объяснения, в которых он фактически признал допущенные им ошибки при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о расходах. При этом он указывал, что с его стороны отсутствуют какая-либо личная заинтересованность и умысел в этом, просил не принимать в отношении него мер дисциплинарного взыскания.

 Государственная гражданская служба как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27.07.2004           № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ»).

 Согласно статье 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее - гражданская служба) - вид государственной службы, «представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее -граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона                                    «О государственной гражданской службе РФ» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

 Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

 Частью 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

 Указанная обязанность гражданского служащего установлена также статье 8Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 В силу части 3 статьи 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

 Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что ФИО1, являясь государственным гражданским служащим, представил заведомо недостоверные сведения о своих доходах, указанное обстоятельство являлось основанием для применения дисциплинарного взыскания. При этом должность истца включена в перечень должностей, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах.

 Одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 В порядке реализации данной задачи наряду с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 года (Федеральный закон от 8.03.2006 № 40-ФЗ) был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 В силу положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008              № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, осуществляемая в пределах их полномочий, реализуется по нескольким направлениям: во-первых, профилактика коррупции, т.е. предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции, во-вторых, борьба с коррупцией, предполагающая выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, в-третьих - минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

 Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих, в Федеральном законе«О противодействии коррупции» в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).

 Данная мера была предусмотрена не только для государственных гражданских служащих, но и для работников органов и учреждений прокуратуры, сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, судебных приставов, военнослужащих и др. В нормативные правовые акты, закрепляющие статус указанных служащих, введены нормы, согласно которым на них распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом                     «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Соответственно, предусмотренное в пункте 4 статьи 6Федерального закона «О противодействии коррупции» основание увольнения с государственной службы установлено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (пункт 1.1 части 1 статьи 37), Федеральным законом от              21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (статья 29.2).

 Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий.

 Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями. Законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы, а следовательно, требует в соответствующем правовом регулировании соблюдения баланса частных и публичных интересов.

 Судом проверен порядок привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания, который признан соблюденным.

 Судебная коллегия находит решение суда обоснованным и законным, а выводы соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела,, нормы материального права применены верно.                                          Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

 Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда первой инстанции, доводы жалобы не содержат.

 Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

 Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Кировского районного суда города Саратова от 27.03.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: