ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-345-2013 от 06.02.2013 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-345-2013

судья Лоншакова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Иванова А.В.

и судей краевого суда Ходюкова Д.С., Доржиевой Б.В.

при секретаре Базаржаповой А.Б.

с участием прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Арутюнова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 6 февраля 2013 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании отказа Следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю о предоставлении информации незаконным,

по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Мизиной Е.В.

на заочное решение Центрального районного суда г. Читы от 30 октября 2012 года, которым постановлено заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным отказ Следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю от 23 августа 2012 года в предоставлении в прокуратуру Забайкальского края:

- информации о сотрудниках аппарата СУ СК РФ по Забайкальскому краю, их супругах, несовершеннолетних детях, на которых распространена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с указанием их фамилии, имени, отчества; занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы; идентификационных номеров налогоплательщиков;

- информации о сотрудниках СУ СК РФ по Забайкальскому краю, в том числе районных и межрайонных подразделений, уволенных в 2011 году и за 7 месяцев 2012 года, с указанием их фамилии, имени, отчества; занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы; идентификационных номеров налогоплательщиков.

Обязать Следственное управление Следственного комитета РФ по Забайкальскому краю в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу предоставить в прокуратуру Забайкальского края информацию о сотрудниках аппарата СУ СК РФ по Забайкальскому краю, их супругах, несовершеннолетних детях, на которых распространена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с указанием их фамилии, имени, отчества; занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы; идентификационных номеров налогоплательщиков; предоставить информацию о сотрудниках СУ СК РФ по Забайкальскому краю, в том числе районных и межрайонных подразделений, уволенных в 2011 году и за 7 месяцев 2012 года, с указанием их фамилии, имени, отчества, занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы, идентификационных номеров налогоплательщиков.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что Следственное управление Следственного комитета РФ по Забайкальскому краю в нарушение требований закона о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе, не представило в прокуратуру края информацию о сотрудниках аппарата следственного управления СК РФ по Забайкальскому краю, в том числе районных и межрайонных подразделений, уволенных в 2011 году и за 7 месяцев 2012 года, их супругах и несовершеннолетних детях, сведения об их доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с указанием их персональных данных. Прокуратурой Забайкальского края в Управление было направлено требование о предоставлении названной информации. Однако был получен ответ о незаконности данного требования прокуратуры, поскольку законом о прокуратуре, прокурор не наделен такими полномочиями. В связи с вышеизложенным заместитель прокурора края обратилась в суд, требуя признать незаконным отказ Следственного управления СК РФ по Забайкальскому краю в предоставлении в прокуратуру края означенной выше информации и обязать Управление сделать это в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеприведенное решение

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Мизина Е.В. просит заочное решение отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении заявления заместителя прокурора. Мотивирует тем, что Управление было извещено о слушании дела на 30 ноября 2012 года, однако 30 октября 2012 года было вынесено заочное решение в связи с их неявкой, что лишило их возможности воспользоваться своими процессуальными правами.Данный факт в соответствии со ст. 330 ГПК РФ в любом случае является основанием для отмены решения суда.

Кроме того в апелляционной жалобе оспаривается мотивация вынесенного решения, с указанием следующих оснований. В соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации в полномочия прокурора не входит осуществления надзора соблюдения сотрудниками Следственного комитета законодательство о противодействии коррупции. Права прокурора ограничиваются контролем Следственного комитета в сфере соблюдения последним уголовно-процессуального законодательства, осуществления оперативно-розыскной деятельности, соблюдения прав и свобод гражданина.

Информация у прокурора отсутствует о нарушении сотрудниками Следственного комитета законодательства о противодействии коррупции, поэтому прокурор не вправе требовать персональные данные указанных лиц, что также будет являться нарушением Закона о персональных данных. Ознакомление сотрудников прокуратуры с персональными данными работников Следственного комитета повлечет разглашение информации об этих лицах.

В подтверждение изложенных доводов представитель Следственного комитета ссылается на внесение изменений в закон о Следственном комитете, согласно которым в перечень органов исполнительной власти предлагается внести Следственный комитет, дав, таким образом, возможность прокурору надзирать за данным органом.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Забайкальского края Арутюнов А.В. считает решение суда правильным и просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав доводы представителя прокуратуры Арутюнова А.В. о законности судебного решения, доводы представителя Следственного комитета Мизиной Е.В., поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение.

Изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с ненадлежащим извещением лица, участвующего в деле – Следственное управление Следственного комитета России по Забайкальскому краю.

Как усматривается из дела, Следственное управление Следственного комитета России по Забайкальскому краю было извещено о слушании дела на 30 ноября 2012 года, а дело было рассмотрено 30 октября 2012 года (л.д. 57).

При таком положении решение Центрального районного суда г. Читы от 30 октября 2012 г. признать законным нельзя, в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании отказа Следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю о предоставлении информации незаконным по правилам суда первой инстанции без учета, особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 15.05.2010 № 208 проводилась проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, соблюдения государственными служащими установленных запретов, ограничений и обязательств.

В связи с этим прокуратурой Забайкальского края в Следственное управление Следственного комитета было направлено требование о предоставлении информации о сотрудниках аппарата следственного управления следственного комитета России по Забайкальскому краю, их супругах и несовершеннолетних детях, на которых распространена обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с указанием их персональных данных.

Посчитав данный запрос незаконным, представители Следственного комитета отказали в выдаче данной информации с указанием выхода за пределы своих полномочий прокуратурой края.

Данный ответ является предметом судебной проверки с обязанием Управления Следственного комитета предоставить прокуратуре информацию о своих сотрудниках.

Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В целях организации исполнения названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года N Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, согласно подпункту "б" пункта 4 которого Генеральному прокурору РФ поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам поручено принять меры по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия; усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, аналогичные требования закреплены в национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы).

Согласно подпунктам "л", "м" пункта 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 7 декабря 2007 года N 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Статьей 44 Закона о Следственном комитете РФ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Таким образом, указанные выше положения дают основания считать законными требования прокуратуры предоставить информацию о сотрудниках Следственного комитета об их доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с указанием их персональных данных, а также предоставить эту информацию об их супругах несовершеннолетних детях.

Кроме того, коллегия считает, что статья 44 Закона о Следственном комитете не только наделяет органы прокуратуры надзирать за Следственным комитетом при осуществлении предварительного следствия, так как по замыслу законодателя в данной норме тогда бы не было вообще никакой необходимости, коль скоро все нюансы процессуальных взаимоотношений следователей и прокуроров отражены в уголовно-процессуальном законодательстве, к которому прямо отсылает ст. 30 Закона о прокуратуре. Сама неконкретизированность предмета надзора позволяет говорить о распространении его и на сферу исполнения иных законодательных актов, как в данном случае законодательства о противодействии коррупции. Кроме того, в статье 44 Закона о Следственном комитете прямо говорится об использовании прокурорами полномочий, представленных федеральным, а не только уголовно-процессуальным законодательством, что говорит ещё раз в пользу допустимости осуществления общенадзорных проверок в органах Комитета.

Доводы представителя Управления об уникальности с точки зрения занимаемого места в иерархии государственного органа – Следственного комитета, что, по её мнению подтверждается внесением в Государственную Думу изменений в Закон о Следственном комитете об отнесении его органам исполнительной власти, то суд считает, что законодатель посчитал необходимым уточнить ещё раз вопрос о его поднадзорности прокуратуре. Кроме того, при такой постановке вопроса о не отнесении Следственного комитета к органам исполнительной власти возникает ситуация о рождении дополнительного (четвертого) органа власти помимо законодательной, исполнительной и судебной, что недопустимо установленным в России конституционным строем.

Доводы представителя Комитета об отсутствии информации у прокуратуры о нарушении антикоррупционного законодательства сотрудниками Следственного комитета, в связи с чем нет необходимости запрашивать информацию об их доходах, то согласно полномочиям прокурора он вправе не только проверять соблюдения законодательства в результате сообщений о его нарушениях, но и в целях проверки его соблюдения и самостоятельного выявления нарушений закона.

Доводы представителя Следственного комитета, что в результате предоставления в прокуратуру персональных данных о работниках Следственного комитета они могут стать достоянием других лиц, являются надуманными, а в случае возникновения данной ситуации, уже будут являться предметом другой проверки не только судебными, но и иными органами.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 330 и ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Центрального районного суда г. Читы от 30 октября 2012 года – отменить.

Заявление заместителя прокурора Забайкальского края – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю от 23 августа 2012 года в предоставлении в прокуратуру Забайкальского края:

- информации о сотрудниках аппарата СУ СК РФ по Забайкальскому краю, их супругах, несовершеннолетних детях, на которых распространена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с указанием их фамилии, имени, отчества; занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы; идентификационных номеров налогоплательщиков;

- информации о сотрудниках СУ СК РФ по Забайкальскому краю, в том числе районных и межрайонных подразделений, уволенных в 2011 году и за 7 месяцев 2012 года, с указанием их фамилии, имени, отчества; занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы; идентификационных номеров налогоплательщиков.

Обязать Следственное управление Следственного комитета РФ по Забайкальскому краю в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу предоставить в прокуратуру Забайкальского края информацию о сотрудниках аппарата СУ СК РФ по Забайкальскому краю, их супругах, несовершеннолетних детях, на которых распространена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с указанием их фамилии, имени, отчества; занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы; идентификационных номеров налогоплательщиков; предоставить информацию о сотрудниках СУ СК РФ по Забайкальскому краю, в том числе районных и межрайонных подразделений, уволенных в 2011 году и за 7 месяцев 2012 года, с указанием их фамилии, имени, отчества, занимаемой должности; времени и места рождения; места жительства и регистрации; серии и номера паспорта и свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет); времени их выдачи, наименовании государственных органов, выдавших указанные документы, идентификационных номеров налогоплательщиков.

  Председательствующий: А.В. Иванов

Судьи: Д.С. Ходюков

Б.В. Доржиева

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С.