ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3450 от 11.12.2014 Тульского областного суда (Тульская область)

 Стр. 57

 дело № 33-3450 судья Ковальчук Л.Н.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 11 декабря 2014 года г. Тула

 Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

 председательствующего Селищева В.В.,

 судей Ходаковой Л.А., Голомидовой И.В.,

 при секретаре Матушкиной Д.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 октября 2014 года по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы, Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы об обязании провести мероприятия по установке пешеходных светофоров и установлению ограничивающих пешеходных ограждений в г. Туле.

 Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

 установила:

 прокурор г. Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Тулы, Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы об обязании провести мероприятия по установке пешеходных светофоров и ограничивающих пешеходных ограждений.

 В обоснование заявленных требований указал на то, что в результате проверки, проведенной прокуратурой г. Тулы совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Туле, установлено, что уполномоченными органами местного самоуправления в нарушение ст. ст. 2, 130, 132 Конституции РФ, ст. ст. 3, 5, 13, 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. ст. 5, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", Правил дорожного движения РФ, ненадлежащим образом исполняется обязанность по оборудованию пешеходных переходов пешеходными ограждениями, пешеходными светофорами по г. Туле.

 В частности, 27 августа 2014 года комиссия в составе помощника прокурора г.Тулы, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Туле установила, что на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры: по ул. <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; по ул. <.данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; на пересечении улиц <данные изъяты>; на пересечении улиц <данные изъяты>; на пересечении улиц <данные изъяты>; на пересечении ул. <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты> (<данные изъяты>);

 на регулируемых пешеходных переходах не имеется ограничивающих пешеходных ограждений: по ул. <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; на пересечении <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>; на пересечении улиц <данные изъяты>; на пересечении улиц <данные изъяты>; на пересечении улиц <данные изъяты>; на пересечении улиц <данные изъяты>; по ул. <данные изъяты>.

 Указал на то, что автомобильные дороги находятся в казне муниципального образования город Тула. В нарушение законодательства администрация г. Тулы и Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, не принимают всех необходимых мер для надлежащей эксплуатации регулирования дорожного движения, в том числе по установке пешеходных переходов и пешеходных ограждений, что может повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличение вероятности аварийных ситуаций, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

 Просил суд обязать администрацию города Тулы и Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы провести мероприятия по устранению нарушений, выявленных при указанной проверке, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании старший помощник прокурора города Тулы по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

 Представитель ответчика - администрации г. Тулы по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал, указал, что администрация г. Тулы является ненадлежащим ответчиком по делу. Прокурором сформулированы требования к администрации г. Тулы - исполнительно-распорядительному органу муниципального образования, таким образом, их рассмотрение судом влечет вмешательство в сферу распределения управленческой функции муниципального органа, что недопустимо. Срок, указанный прокурором, является недостаточным для исполнения заявленных требований, т.к. в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" существует определенная процедура для заключения муниципального контракта на выполнение работ, в том числе и по установке пешеходных светофоров и пешеходных ограждений.

 Представители ответчика Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, третьего лица УМВД России по г. Туле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Решением Центрального районного суда г. Тулы от 3 октября 2014 года постановлено:

 обязать муниципальное казенное учреждение Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы провести мероприятия:

 по установке пешеходных светофоров на регулируемых пешеходных переходах по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении ул. <...>; по ул. <...> (пикет 1 км+108м).

 по установке ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых пешеходных переходах по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. Одоевское <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; на пересечении <...>; по ул. <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; по ул. <...>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 Обязать администрацию города Тулы осуществить финансирование необходимое для выполнения муниципальным казенным учреждением Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы мероприятий:

 по установке пешеходных светофоров на регулируемых пешеходных переходах по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении ул. <...>; по ул. <...> (пикет 1 км+108м).

 по установке ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых пешеходных переходах по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; на пересечении <...>; по ул. <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; по ул. <...>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 Администрация г. Тулы в своей апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 октября 2014 года отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение, которым оставить исковые требования прокурора без удовлетворения.

     В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решением Тульской городской Думы от 27.06.2012г. № 47/1010, утверждено Положение «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы», в соответствии с которым функции в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности переданы Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы. В соответствии с п. 3.2., п. 7.3. Положения управление осуществляет полномочия органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, а также выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств. Источниками финансирования расходов управления по его содержанию являются средства бюджета муниципального образования г. Тула. Таким образом, суд необоснованно обязал администрацию г.Тулы осуществить финансирование мероприятий, обязанность по выполнению которых возложена на другое юридическое лицо, которое финансируется так же как и администрация г.Тулы из местного бюджета. Прокуратурой г. Тулы не предъявлено надлежащих доказательств, подтверждающих необходимость установки пешеходных ограждений. Наличие или отсутствие пешеходных ограждений никак не влияет на обязанность пешеходов пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, и обязанность водителей вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-93 не имеют статуса нормативного правового акта, поскольку утверждаются по иной процедуре и применяются на добровольной основе.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Тулы ссылается на несостоятельность доводов заявителя жалобы и просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО3, он же представитель ответчика - Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы поддержал апелляционную жалобу, ссылаясь на те же доводы.

 Прокурор Михалева Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 октября 2014 года законным и обоснованным.

 Представитель УМВД России по Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 октября 2014 года законным и обоснованным.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

 В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

 В силу п. п. 6, 10, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках надзора помощником прокурора г.Тулы совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Туле проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования г.Тула. Проведенной проверкой установлено, что уполномоченными органами местного самоуправления в нарушение законодательства ненадлежащим образом исполняется обязанность по оборудованию пешеходных переходов пешеходными ограждениями, пешеходными светофорами.

 Так, 27.08.2014 комиссионным обследованием территории муниципального образования г. Тулы, установлено: что на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры: по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении ул. <...>; по ул. <...> (пикет 1 км+108м);

 на регулируемых пешеходных переходах не имеется ограничивающих пешеходных ограждений: по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; по ул. <...>; на пересечении <...>; по ул. <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; на пересечении улиц <...>; по ул. <...>.

 Указанные обстоятельства подтверждены: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГ.; копией представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения вынесенного ОГИБДД УМВД России по г. Туле № от ДД.ММ.ГГ. в адрес Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы; схемами организации дорожного движения на улицах <...>, ул. <...>, ул. <...> - ул. <...>, ул. <...> – ул. <...>, ул. <...>– ул. <...>, ул. <...>– ул. <...>, ул. <...>; справкой от ДД.ММ.ГГ.

 В силу пунктов 1 и 2 статьи 215 ГК РФ имущество, являющееся муниципальной собственностью, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

 На основании ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

 Согласно Бюджетному кодексу РФ орган местной администрации обладает собственной правосубъектностью - может являться главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, получателем бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета. Указанный орган вправе осуществлять в связи с этим соответствующие бюджетные полномочия, в том числе отвечать по обязательствам муниципального образования при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до казенного учреждения для исполнения его денежных обязательств, в случае осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении находящегося в его ведении казенного учреждения, создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств (ст. ст. 6, 154, 161, 270.1 БК РФ).

     Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

     Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

     Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

     Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

     В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

     На основании п. 2 Решения Тульской городской Думы от 26.03.2014 № 73/1682 (ред. от 28.05.2014) "О полномочиях органов местного самоуправления муниципального образования город Тула в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности", администрация города Тулы уполномочена на осуществление функций в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета муниципального образования город Тула на указанные цели; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, отнесенных федеральными законами, законами Тульской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

     В силу ч. 2, 3, 7 ст. 15 Устава муниципального образования город Тула (принят местным референдумом 09.02.1997) (ред. от 28.05.2014) органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования.

     Как следует из п. 9 ст. 53 Устава муниципального образования город Тула (ред. от 28.05.2014) структура администрации города утверждается Тульской городской Думой по представлению главы администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города.

 Согласно ст. 57 Устава муниципального образования город Тула (ред. от 28.05.2014) органами администрации города муниципального образования являются созданные в соответствии со схемой управления муниципальным образованием самостоятельные структурные подразделения администрации города, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления муниципальным образованием.

 Пунктом 2 указанной статьи органы администрации города состоят на городском бюджете, могут обладать правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках. Обособленное имущество органов администрации города закрепляется за ними распоряжениями главы администрации города на праве оперативного управления.

     Согласно Положению «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы», утвержденному решением Тульской городской Думы от 27.06.2012 года № 47/1010, Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - управление) является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы.

     В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Положения в целях формирования и реализации единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула управление решает, в том числе, задачи по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула.

 Для реализации указанных задач управление в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет функции по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования город Тула при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения и участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования город Тула.

 Источниками финансирования расходов управления по его содержанию являются средства бюджета муниципального образования город Тула. Финансирование расходов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 7.3).

 Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, обоснованно возложив обязанности по проведению мероприятий по установке пешеходных светофоров и установлению ограничивающих пешеходных ограждений на Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, а на администрацию города Тулы обязанности по осуществлению финансирования, необходимого для выполнения муниципальным казенным учреждением вышеназванных мероприятий.

 Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

 Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда, а выражают лишь несогласие с ним. Нормы материального права к отношениям сторон применены судом первой инстанции правильно, процессуальных нарушений не допущено.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи