АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Данилова А.В.,
судей: Гавриленко Е.В., Кузнецова М.В.
с участием прокурора Чукоминой О.Ю.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах (ФИО)1 к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в порядке защиты прав лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по апелляционным жалобам Администрации города Ханты-Мансийска, Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска на решение Ханты-Мансийского районного суда от 19 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах (ФИО)1 к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска предоставить (ФИО)1 на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города Ханты-Мансийска, общей площадью не менее 33 квадратных метров».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснение прокурора Чукоминой О.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор, действуя в интересах (ФИО)1, обратился в суд с требованием к Муниципальному образованию городской округ город Ханты-Мансийск, в лице Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению (ФИО)1 о нарушении его права, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившегося в длительном не предоставлении жилого помещения. В ходе проверки установлено, что муниципальным образованием городской округ город Ханты-Мансийск, в лице администрации города Ханты-Мансийска, департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска нарушено право (ФИО)1, (дата) года рождения, на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
(ФИО)1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании приказа управления опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска от 22.06.2018 года (номер)-р (дата) он был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Из материалов проверки следует, что (ФИО)1 не является нанимателем жилых помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещения. До настоящего времени (ФИО)1 жилое помещения специализированного жилищного фонда не предоставлено. В связи с чем, истец просил обязать ответчика предоставить (ФИО)1, (дата) года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Истец (ФИО)1, представитель истца помощник Ханты-Мансийского межрайонного прокурора (ФИО)7 в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков, надлежащим образом уведомленные судом о месте, времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ханты-Мансийска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Обращает внимание, что на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы» выделено - 72 162,1 тыс. рублей. В целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2018 году приобретено 27 жилых помещений, в том числе, и для обеспечения жилым помещением (ФИО)1(ФИО)1 является <...>, состоял на учете в органах опеки и попечительства Усть-Ишимского района Омской области. При установлении опеки за ним была закреплен жилая площадь, расположенная по адресу: (адрес) (постановление Главы Усть-Ишимского муниципального района от (дата)(номер) «Об установлении опеки над (ФИО)1, (дата) года рождения»). После достижения (ФИО)1 совершеннолетия, закрепление указанного жилого помещения было отменено (постановление администрации Усть-Ишимского муниципального района от 30.12.2015 года (номер) «О внесении изменений в постановление Главы Усть-Ишимского муниципального района Омской области от (дата)(номер)-п), однако, в список (ФИО)1 не был включен. Поэтому у администрации (адрес) обязанность по обеспечению (ФИО)1 жилым помещением возникла после (дата), то есть, с даты включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а не с даты совершеннолетия, как указано в решении суда. После включения (ФИО)1 в список, администрация не имела возможности реализовать переданные ей отдельные государственные полномочия в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот, по независящим от неё обстоятельствам. Кроме того, (ФИО)1 в рамках Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска от (дата)(номер) (с изменениями от (дата)), в течение 2018, 2019 годов в жилищное управление департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска не обращался по вопросу предоставления временного жилого помещения на основании договоров найма сроком до одного года.
В возражениях на апелляционную жалобу Ханты-Мансийский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ханты-Мансийска – без удовлетворения.
В апелляционной жалобе департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что в силу положения, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска № 197 от 03.03.2006 г., Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска является органом администрации города Ханты-Мансийска, осуществляющим функции исполнительного органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом, в том числе в области жилищных отношений, правоприменительные функции в сфере имущественных, жилищных отношений, функции в области приватизации муниципального имущества. Согласно п.31 положения, Департамент осуществляет подготовку проектов муниципальных правовых актов о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и найма специализированного жилого помещения. Пунктом 32 положения на Департамент возложены полномочия по осуществлению функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда, за исключением исполнения обязанности по проведению капитального ремонта указанных жилых помещений. Таким образом, в полномочия департамента не входит принятие решений о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Однако судом на Департамент возложена обязанность предоставить (ФИО)1 жилое помещение специализированного жилищного фонда, что делает принятое решение неисполнимым для департамента.
В возражениях на апелляционную жалобу Ханты-Мансийский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Чукоминой О.Ю., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит оснований для отмены решения суда в части.
Как видно из материалов дела и установлено судом, (ФИО)1, (дата) года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
(дата)(ФИО)1 обратился в адрес Управление опеки и попечительства Администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Приказом Управления опеки и попечительства Администрации города Ханты-Мансийска от (дата)(номер), (ФИО)1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ввиду того, что его отец (ФИО)2 и его мать (ФИО)3 были лишены родительских прав (решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от (дата)).
(дата)(ФИО)1 обратился в прокуратуру ХМАО-Югры с заявлением о решении вопроса по защите прав, как лица из числа детей-сирот в связи с необеспечением жилым помещением, что послужило основанием для обращения Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры в суд с исковым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Аналогичные условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрены ст. 5 Закона ХМАО - Югры от 09 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 5 названного закона право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Таким образом, поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Судом установлено, и подтверждено материалами дела, что до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией г. Ханты-Мансийска жилищного права (ФИО)1, в связи с чем, доводы жалобы администрации г. Ханты-Мансийска являются несостоятельными.
Учитывая, что (ФИО)1 относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит в списках, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Ханты-Мансийске, жилья на праве собственности не имеет, до настоящего времени, жилое помещение специализированного жилищного фонда (ФИО)1 не предоставлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для предоставления ему жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о принимаемых мерах по приобретению жилого помещения для истца не являются основанием для отмены решения суда, поскольку принимаемые меры не свидетельствуют об исполнении установленной законом обязанности по предоставлению жилья, сам факт необеспечения жилым помещением истца является подтверждением нарушения его жилищного права. Как указано выше, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов. При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда по изложенным в апелляционной жалобе администрации г. Ханты-Мансийска доводам судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Департамента муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска об отсутствии полномочий по принятию решений о предоставлении жилых помещений по договорам специализированного жилого помещения. Возложение оспариваемым решением на Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска обязанности по предоставлению истцу квартиры специализированного жилищного фонда делает решение суда неисполнимым.
Действительно, решением Думы г. Ханты-Мансийска от 29.06.2012 года № 255 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Ханты-Мансийска.
В соответствии со статьей 7 администрация г. Ханты-Мансийска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом самостоятельно и (или) через отраслевые (функциональные) органы. В силу положений статьи 52 Устава г. Ханты-Мансийска, принятого решением Думы г. Ханты-Мансийска от 11.03.2011 года №1169, зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 31.03.2011 года №RU863120002011002, вопросы учета и предоставления жилых помещений относятся к компетенции Администрации г. Ханты-Мансийска.
Администрация г. Ханты-Мансийска постановлением от 16.04.2013г. № 380 наделила Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений.
Однако, вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления - администрации г. Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска не является исполнительным органом администрации, решений о предоставлении жилых помещений, являющихся муниципальной собственностью г. Ханты-Мансийска непосредственно не принимает, при таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения на Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска обязанности по предоставлению (ФИО)1 квартиры подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 19 февраля 2020 года в части возложения на Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска обязанности по предоставлению (ФИО)1 жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда - отменить.
Постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требованиях Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах (ФИО)1 к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска по предоставлению (ФИО)1 жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отказать.
В остальной части решение Ханты-Мансийского районного суда от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ханты-Мансийска оставить без удовлетворения.
Председательствующий Данилов А.В.
Судьи: Гавриленко Е.В.
Кузнецов М.В.