ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3458/15 от 06.07.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Буторин О.Н. Стр. 57 г/п 00 руб.

Докладчик Верещагин Г.С. № 33-3458/15 06 июля 2015 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Рассошенко Н.П.,

судей Верещагина Г.С., Пономарева Р.С.,

при секретаре Захаровой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Архангельской области на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 марта 2015 года, которым постановлено:

«Иск заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Архангельской области о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать Правительство Архангельской области сформировать перечень потребителей электрической энергии, обслуживаемых гарантирующим поставщиком, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии».

Заслушав доклад судьи Верещагина Г.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

заместитель прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Архангельской области о возложении обязанности сформировать перечень потребителей электрической энергии, обслуживаемых гарантирующим поставщиком, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии.

В обоснование заявленных требований указано, что на территории области имеется 1891 предприятие, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к негативным экономическим, экологическим или социальным последствиям. Долг за электроэнергию указанных потребителей по состоянию на 01 ноября 2014 года составил 1 498,9 млн. руб. По причине имеющейся задолженности только в 2014 году произведено более 15 отключений значимых объектов от электроэнергии.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Подчередниченко О.С. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Правительства Архангельской области Андреечев И.С. в судебном заседании иск не признал.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Архангельской области.

В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что вследствие неправильного определения юридически значимых обстоятельств суд не провел анализ спорного полномочия и порядка его реализации федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Вынесенное судом решение фактически является вмешательством в бюджетную деятельность субъекта РФ, который будет вынужден после формирования перечня принимать решение о внесении изменений в областной закон о бюджете Архангельской области в части включения в него положений о предоставлении государственных гарантий. Кроме того, решение суда принято без привлечения к участию в деле лиц, интересы которых затрагиваются.

Ссылается также на то, что судом не дана оценка доказательств, представленных Правительством Архангельской области, в частности письма Министерства энергетики РФ от 27 января 2015 года № ВК-561/09.

Вместе с тем судом не запрашивалась у ответчика информация о том, имеется ли и в каком размере задолженность за электроэнергию перед гарантирующим поставщиком предприятий, финансируемых из областного бюджета, а также какое количество предприятий, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к негативным экономическим, экологическим или социальным последствиям, подведомственны Архангельской области.

Полагает, что неправомерным является вывод суда о нарушении прав неограниченного круга лиц действиями (бездействием) Правительства Архангельской области.

В поданных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ответчика Правительства Архангельской области Андреечева И.С., прокурора Бакина И.С., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу судебное постановление не отвечает указанным требованиям.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике) основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В соответствии со ст. 38 Закона об электроэнергетике, предусматривающей гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

В силу п.6 ст.38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяются группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее – Особый порядок), содержащий:

перечень потребителей, в отношении которых применяется указанный порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии;

способы обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в отношении указанных потребителей;

срок, на который указанным потребителям предоставляется обеспечение обязательств по оплате электрической энергии;

порядок безусловного возмещения убытков субъектов электроэнергетики, вызванных неисполнением обязательств по оплате электрической энергии ее потребителями, которым предоставлено обеспечение исполнения их обязательств.

При определении указанного перечня потребителей Правительство Российской Федерации исходит из последствий (экономических, экологических, социальных), к которым может привести ограничение режима потребления электрической энергии включенных в перечень потребителей.

Согласно пункту 18 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).

Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.

Ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей.

Исходя из системного анализа приведенных выше правовых норм, особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии является одним из способов, гарантирующих надежное снабжение ряда потребителей электрической энергией.

Применение указанного особого порядка относится к правомочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках требований действующего бюджетного законодательства, поскольку представляет собой по существу финансовое обязательство (гарантию) по обеспечению оплаты стоимости электрической энергии указанными выше потребителями.

Возможность применения особого порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных потребителей при отсутствии у них акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.

Таким образом, применение особого порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии не относится к числу законодательно установленных обязанностей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из письма заместителя министра энергетики Российской Федерации от 27 января 2015 года утверждение особого порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии не является обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правовой акт Правительства Российской Федерации, регламентирующий порядок и форму предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии не принят.

Решением Комиссии Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2015 года в отношении Правительства Архангельской области прекращено дело № 1-15-176/00-21-14 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неисполнении обязанности (бездействии) по утверждению на территории Архангельской области перечня потребителей, ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а также особого порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии такими потребителями, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Как видно из указанного решения, в связи с тем, что 30 декабря 2014 года Указом Губернатора Архангельской области № 138-у утвержден перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Вследствие утверждения такого перечня включенные в него потребители вправе обратиться в Правительство Архангельской области за предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии из бюджетных средств области.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, именно на основании таких обращений возможно формирование указанного Перечня потребителей.

По смыслу Закона об электроэнергетике утверждение перечня потребителей, в отношении которых применяется особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии само по себе не восстанавливает право потребителей на стабильное электроснабжение, поскольку является лишь одной из необходимых составных частей такого порядка.

Только применение особого порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в целом в отношении конкретных потребителей способно обеспечить реальное достижение целей действующего законодательств в области электроэнергетики.

Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.

Обстоятельства дела судом установлены, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 марта 2015 года отменить, принять новое решение:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Архангельской области о возложении обязанности сформировать перечень потребителей электрической энергии, обслуживаемых гарантирующим поставщиком, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии, отказать.

Председательствующий Н.П. Рассошенко

Судьи Г.С. Верещагин

Р.С. Пономарев