ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3459/2017 от 02.05.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Хрипков А.И. Дело № 33-3459/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 02 мая 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Мирошниченко Д.С.,

судей Осиповой И.Г., Безгиновой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 февраля 2017 года по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО1 о взыскании излишне полученных средств ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, судебных расходов,

заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,

УСТАНОВИЛА:

КГКУ «Центр выплат» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне полученных средств ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, судебных расходов

В обоснование заявленных требований указано, что ответчица, будучи зарегистрированной по месту жительства по адресу: <...> *** кв.***, являлась получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и ежемесячной денежной компенсации по плате за жилое помещение и коммунальные услуги (ЕДК) по социальной категории «Ветеран труда» в КГКУ «Центр выплат».

Как указано истцом, на момент возникновения спорных правоотношений, меры социальной поддержки ответчице предоставлялись на основании Закона Камчатского края от 26.05.2009г. №267 «О мерах социальной поддержке отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 23.08.2012г. №385-П «Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае», в порядке, определенном приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 05.07.2012г. №358-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (Регламент ЕДВ).

Меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги предоставлялись в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012г. №565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», в порядке, определенном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19.07.2012г. №404-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (Регламент ЕДК).

Ссылаясь на положения Регламента ЕДВ и Регламента ЕДК, истец указывает, что при предоставлении государственной услуги в целях получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется взаимодействие КГКУ «Центр выплат» и его филиалов в соответствии с заключенными Соглашениями с государственными органами, в том числе, органами регистрационного учета граждан по месту жительства (в части получения сведений о регистрации (о снятии с регистрационного учета) граждан по месту жительства (пребывания) в Камчатском крае.

Как указывает истец, согласно предоставленной 31.03.2016г. отделом регистрации и учета населения Департамента управления жилищным фондом Петропавловск- Камчатского городского округа по запросу КГКУ «Центр выплат» поквартирной карточки места жительства ответчицы в Камчатском крае и уведомления о межведомственном запросе сведений по месту жительства, установлено, что ответчица была снята с регистрационного учета по месту жительства в Камчатском крае 10.08.2012г. по адресу: <...> *** кв.***, и зарегистрирована по другому месту жительства в Российской Федерации по адресу: г.Невинномысск Ставропольского края, ул.С., ***.

Решениями КГКУ «Центр выплат» от 06.04.2016г. ответчице прекращены ЕДВ и ЕДК в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства в Камчатском крае.

При этом, ответчица, ознакомленная предусмотренной Регламентами ЕДК и ЕДВ обязанностью о сообщении о смене места жительства с выездом за пределы Камчатского края в течение 10 дней в своем заявлении о предоставлении государственной услуги, в нарушение указанной обязанности не уведомила КГКУ «Центр выплат» об убытии с места жительства в Камчатском крае установленном порядке.

В связи с несвоевременным поступлением сведений, влияющих на право предоставления государственных услуг, установлены излишне выплаченные и полученные ответчицей ЕДВ за период 01.09.2012г. по 31.03.2016г. в сумме 18 198 руб. 40 коп. и ЕДК за период с 01.09.2012г. по 28.02.2014г. в сумме 52 526 руб. Сложение указанных сумм составляет сумму переплаты социальных выплат в размере 70 724 руб. 40 копеек.

Согласно части 2.4.4.5. Регламента ЕДВ и части 2.4.6. Регламента ЕДК, в случае прекращения выплаты ЕДВ и ЕДК и невозможности дальнейшего их удержания из последующих излишне выплаченных средств ЕДВ и ЕДК и возникших в результате несвоевременного поступления в КГКУ «Центр выплат» информации о возникновении случаев, повлекших утрату права на предоставление ЕДВ и ЕДК либо изменение их размера, излишне выплаченные суммы возмещаются заявителем в добровольном порядке либо в судебном порядке.

Учитывая факт образовавшейся переплаты денежных средств ЕДК и ЕДВ по вине ответчицы и оставленное ею без внимания письменное обращение для вопроса возмещения излишне полученной суммы ЕДВ и ЕДК.

Просили суд взыскать с ФИО1 излишне полученные денежные ЕДВ за период 01.09.2012г. по 31.03.2016г. в сумме 18 198,40 руб. и ЕДК за период с 01.09.2012г. по 28.02.2014г. в сумме 52 526 руб., всего 70 724 руб. 40 коп., а также судебные расходы по уплаченной государственной пошлины в размере 2 321 руб. 73 коп.

Обжалуемым решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 февраля 2017 года исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО1 удовлетворены.

Суд взыскал с ФИО1 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»:

- сумму излишне полученных средств ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) за период с 01.09.2012г. по 31.03.2016г. в размере 18 198 рублей 40 копеек;

- сумму излишне полученных средств ежемесячной денежной компенсации по плате за коммунальные услуги в размере 52 526 рублей 00 копеек;

- судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2321руб. 73 копейки.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов указывает, что после принятия Регламента ЕДК и регламента ЕДВ от 05.07.2012г. №358-П вступившему в силу после подачи заявления 20.12.2011 о предоставлении ей мер социальной поддержки ЕДВ и ЕДК с 01.01.2012г., осуществляется взаимодействие с органами регистрационного учета согласно заключенному Соглашению. В рамках указанного Соглашения, заключенного между КГКУ «Центр выплат» и органами регистрационного учета, органы регистрационного учета передают сведения в трехдневный срок о снятии лица с регистрационного учета. Так же аналогичные сведения заносятся в соответствующую электронную базу, что совпадает с требованием ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указанные требования предусматривают, что информация, которая находится в распоряжении органов предоставляющих государственные и муниципальные услуги передается в рамках межведомственного взаимодействия и требовать её от заявителя они не имеют права. Сведения, находящиеся в распоряжении органов предоставляющих государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителем только по собственной инициативе. В указанных нормах указано, что органы регистрационного учета передают сведения о месте жительства (месте пребывания), об убытии гражданина с места жительства (места пребывания) в Камчатском крае в КГКУ «Центр выплат». Все выше изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом пропущен срок исковой давности предусмотренный п. 1 ст. 200 ГК РФ, так как о снятии ее с регистрационного учета, КГКУ «Центр выплат» узнал или должен был узнать в 2012г., в рамках заключенного Соглашения с органами регистрационного учета, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Судом так же не учтено, что согласно п. 2.16 приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-п «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», предусмотрено, что основанием для возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является обнаружение факта необоснованного получения государственной услуги по вине заявителя, а именно - представление документов с неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги. Сведения о снятии с регистрационного учета она не не обязана предоставлять, и требовать их предоставления не законно. Иных доказательств ее вины либо предоставление документов с неверными сведениями, сокрытие данных, истцом не представлено. Так же указывает, что выплаты ЕДК были прекращены 28.02.2014г., а иск был подан 08.12.2016г., соответственно, требование о возврате излишне выплаченных сумм ЕДК должны были рассматриваться в пределах 3-годичного срока исковой давности, а именно за декабрь 2013г.. январь и февраль 2014г., что судом так же учтено не было. Соответственно такая же норма должна быть применена к требованиям о возврате выплат ЕДВ. а именно рассматриваться требования, заявленные за период не ранее декабря 2013г. Считает, что ее права как ветерана труда на получение мер социальной поддержки нарушены, поскольку при обращении в Комитет по труду и социальной защите г. Невинномысска с заявлением о перерасчете выплат ЕДВ за последние три года ей будет отказано т.к. выплаты производились КГКУ «Центр выплат». Решения суда фактически лишило ее права на получение льгот в указанный период и сделало их получение невозможным. Ссылается на то, что в г. Невинномысске она обустраивает свою квартиру для последующего проживания, в связи с чем, проживает около пяти лет и планирует вернуться в Петропавловск - Камчатский, для продажи квартиры, и только после этого избрать постоянным местом жительства г. Невинномысск. Место жительства (преимущественное проживание) в Камчатском крае дает ей право на получение мер социальной поддержки, предусмотренной субъектом в соответствии с действующим в Камчатском крае законодательством.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 –ФИО2 просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов указывает, что что между истцом и органными регистрационного учета заключено Соглашение от 05.07.2012г., сведения передаются и вносятся в электронную базу без участия получателя мер социальной поддержки, соответственно и в 2012г., истец узнал или бесспорно должен был узнать о снятии ответчика с регистрационного учета. Пропуск срока исковой давности в данном случае является самостоятельным основанием для отказа в иске, однако указанное доказательство судом не учтено. При этом, судом была взыскана с ответчика сумма неосновательного обогащения, однако истец таких требований не предъявлял. Ссылается на то, что согласно Регламента ЕДВ излишне выплаченные суммы должны были быть удержаны из последующих выплат. Непредставление ответчиком в 10-дневный срок информации о снятии ее с регистрационного учета не может служить доказательством вины и повлечь за собой правовые последствия т.к. согласно Регламентам, Соглашению, ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сведения о снятии с регистрационного учета предоставляются получателем мер социальной поддержке по собственной инициативе. Ответчик не могла быть ознакомлена с Регламентом ЕДВ и ЕДК, вопреки доводам истца, так как заявление подавалось ответчиком 28.12.2011г., а регламенты приняты 05.07.2012 и 19.07.2012г. и не действовали на момент подачи заявления и предоставления услуги. Соответственно, ответчик не могла принять на себя обязательства предусмотренные Регламентами ЕДВ и ЕДК.

В письменных возражениях КГКУ «Центр выплат» относительно доводов апелляционной жалобы ФИО1 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, возражениях на апелляционные жалобы, заслушав пояснения представителей ФИО1 по доверенности ФИО3, ФИО2, поддержавших доводы жалоб судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В статье 1 указанного Федерального закона определены категории ветеранов, в том числе категория ветеран труда.

Согласно пункту 2 статьи 10 и статье 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что в силу разделения между Российской Федерацией и ее субъектами полномочий по обеспечению различных категорий граждан мерами социальной поддержки предоставление ветеранам труда ежемесячных денежных выплат является обязательством субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Основного Закона и требований федерального законодательства, п.2 ст. 3 Закона Камчатского края от 26.05.2009г. №267 «О мерах социальной поддержке отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», установлено, что действие данного Закона распространяется на ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г. в соответствии с федеральным законодательством.

П.1, п.2 и п.5 ч.1 ст.5 названного Закона предусмотрено, что ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по плате за жилое помещение независимо от формы собственности жилищного фонда в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимости жилищных услуг; по плате за коммунальные услуги (тепло- водо-электро-газоснабжения и водоотведения) независимо от формы собственности жилищного фонда в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг; ежемесячная денежная выплата в размере, определяемом постановлением Правительства Камчатского края, и в порядке, установленном Министерством социального развития и труда Камчатского края.

Ст. 10 названного Закона установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных этим же законом, производятся за счет средств краевого бюджета.

П.8 Постановления Правительства Камчатского края от 23.08.2012г. №385-П «Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае», установлено, что порядок предоставления государственных услуг по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе и ветеранам труда, определенным Законом Камчатского края от 26.05.2009г. №267 в порядке, определенном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 05.07.2012г. №358-П утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (Регламент ЕДВ).

Меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги предоставлялись в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012г. №565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», предоставляются в порядке, определенном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19.07.2012г. №404-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (Регламент ЕДК).

П. 1.3 Устава Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных гарантий социальных пособий» установлено, что КГКУ «Центр выплат» является государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, уполномоченным Правительством Камчатского края для обеспечения реализации прав граждан на получение мер государственной социальной поддержки, установленных РФ и Камчатского края, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета Камчатского края на основании бюджетной сметы.

Согласно п. 1.4 Устава, учредителем КГКУ «Центр выплат» является Камчатский край в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, являясь ветераном труда, что подтверждается соответствующим удостоверением, 20.12.2011г. обратилась в ГКГУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» с заявлением о предоставлении ей с 01.01.2012г. ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и ежемесячной денежной компенсации в части выплаты за жилое помещение (ЕДК) по социальной категории «ветеран труда» по месту регистрации и проживания по адресу: <...> кв.***. Указанные выплаты просила перечислять на лицевой счет.

Решениями КГКУ «Центр выплат» №27/1044 от 21.12.2011г. ФИО1 назначены ЕДК и ЕДВ с 01.09.2011г., по социальной категории «ветеран труда». Из указанных решений также следует, что указанные меры социальной поддержки назначены ответчику по месту ее регистрации и проживания по адресу: <...> кв.***. В соответствии с названными решениями, выплаты ФИО1 производились на ее лицевой счет.

Согласно п.2.2.2. Регламента ЕДВ и Регламента ЕДК, при предоставлении государственной услуги в целях получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется взаимодействие КГКУ «Центр выплат» и его филиалов в соответствии с заключенными Соглашениями с государственными органами, в том числе, органами регистрационного учета граждан по месту жительства (в части получения сведений о регистрации (о снятии с регистрационного учета) граждан по месту жительства (пребывания) в Камчатском крае.

Из содержания заявления ФИО1 о назначении ей мер социальной поддержи от 20.12.2011г. (л.д.9) также следует, что ответчик подтверждает правильность сообщаемых ею сведений, и в случае предоставления заведомо ложных сведений предупреждена об ответственности согласно действующему законодательству. Кроме того, ответчик приняла на себя обязательство своевременно, в десятидневный срок сообщить в КГКУ «Центр выплат» об изменении льготной категории, адреса регистрации, периода регистрации, количества зарегистрированных граждан, состава семьи, о прохождении переосвидетельствования, об изменении вида собственности жилого помещения, в котором зарегистрирована, о закрытии (изменении) счета и кредитной организации, об оставлении иждивенцем старше 18-ти лет учебного заведения либо изменении им формы обучения.

Как следует из материалов дела, а именно из поквартирной карточки зарегистрированных граждан по адресу: <...> *** кв.*** (л.д.14-15), ФИО1 с 10.08.2012г. снята с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрирована по другому месту жительства: Ставропольский край, г.Невинномысск, ул.С., ***. Указанные сведения поступили в КГКУ «Центр выплат» отделом регистрации и учета населения Департамента управления жилищным фондом Камчатского городского округа по запросу 31.03.2016г., что также подтверждается входящим штампом (л.д.15).

Согласно п.2.12 Регламента ЕДВ и п.2.13 Регламента ЕДК, снятие заявителя с регистрационного учета по месту жительства (по месту пребывания) в Камчатском крае, является безусловным основанием для прекращения выплат государственных и социальных пособий.

В связи с чем, решениями КГКУ «Центр выплат» от 06.04.2016г. (л.д.16-17) ФИО1 прекращены ЕДВ и ЕДК в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства в Камчатском крае.

В соответствии с п.2.6.9. Регламента ЕДВ и п.2.4.14 Регламента ЕДК, граждане обязаны уведомлять КГКУ «Центр выплат» или его филиалы о случаях изменения их статуса, адреса регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории Камчатского края в течение 10-ти дней со дня возникновения случаев, повлекших указанные изменения. Такую обязанность ФИО1 взяла на себя и при подписании заявления 20.12.2011г. о назначении мер социальной поддержки.

Однако, будучи ознакомленной с данной обязанностью в своем заявлении о предоставлении государственной услуги, ФИО1 не уведомила КГКУ «Центр выплат» об убытии с места жительства в Камчатском крае установленном порядке.

По сведениям КГКУ «Центр выплат» ФИО1 было выплачено ЕДВ за период 01.09.2012г. по 31.03.2016г. в сумме 18 198 руб. 40 коп. и ЕДК за период с 01.09.2012г. по 28.02.2014г. в сумме 52 526 руб. 00 коп.

Удовлетворяя исковые требования и, взыскивая излишне выплаченные денежные суммы за указанный период, суд обоснованно указал на незаконность их получения ответчиком.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Суд первой инстанции установив, что с 10.08.2012г. ФИО1 не проживала на территории г.Петропавловск-Камчатский и Камчатского края, сменив не только место регистрации, но и место жительства и учитывая, что в результате установления факта, влияющего на право предоставления государственной услуги, образовалась переплата ЕДВ за период 01.09.2012г. по 31.03.2016г. в размере 18 198 руб. 40 коп. и ЕДК за период с 01.09.2012г. по 28.02.2014г. в размере 52 526 руб. 00 коп., вынес правильное решение о взыскании с ответчицы в пользу истца излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки в заявленном размере.

Представленный стороной истца расчет взыскиваемых сумм проверен судом и признан арифметически верным. Стороной ответчика размер сумм полученных выплат ЕДВ и ЕДК не оспорен.

При этом суд правильно указал, что то обстоятельство, что квартира №2 в доме №10 по Петропавловскому шоссе г.Петропавловск-Камчатский находится в собственности у ответчика, в данном случае правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Также суд не усмотрел оснований для применения к предъявленным требованиям срока исковой давности, учитывая, что о неосновательности производимых выплат истцу стало известно только после получения информации из отдела регистрации и учета населения Департамента управления жилищным фондом Петропавловского Камчатского городского округа 31.03.2016.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, нельзя признать состоятельным.

Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 196 ГК РФ установлено, что срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Как правильно указал суд первой инстанции, течение срока исковой давности началось с момента, когда КГКУ «Центр выплат» стало известно о неосновательности производимых ФИО1 выплат, то есть после получения соответствующей информации из отдела регистрации и учета населения Департамента управления жилищным фондом Петропавловского Камчатского городского округа 31.03.2016г. И поскольку исковое заявление поступило в суд 09.01.2017 г., о чем свидетельствует штамп Невинномысского городского суда, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что срок исковой давности для предъявления требований к ФИО1 о взыскании неосновательно полученных сумм не пропущен.

Решение суда в части взыскания с ответчицы в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2321,73 руб., соответствует положениям ст. 98 ГПК РФ.

В целом доводы апелляционной жалобы ФИО1 направлены на повторное изложение своей позиции по делу, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе ФИО1, судом первой инстанции не допущено.

Что касается апелляционной жалобы представителя ФИО1 - ФИО2, то она подлежит оставлению без рассмотрения по существу по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 322 ГПК РФ апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.

Согласно части 1 статьи 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

Положения статьи 54 ГПК РФ, устанавливающие полномочия представителя, которые должны быть специально оговорены в доверенности, направлены на защиту прав доверителя при осуществлении им своих правомочий по реализации наиболее значимых процессуальных действий, обусловленных их распорядительным характером, основываются на принципе диспозитивности гражданского судопроизводства, который относится к основополагающим началам гражданского судопроизводства (п. 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 1015-О-О).

Как следует из материалов дела интересы ФИО1 в суде первой инстанции представляла ФИО4 допущенная к участию в деле на основании письменного заявления ФИО1 (л.д.82) в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ. При этом в данном заявлении имеются указания на допуск к участию в деле в качестве представителя ФИО4 без права представителя обжаловать судебное постановление. Апелляционная жалоба подана представителем ФИО1 - ФИО4 21.03.2017 г. при этом доверенность, представленная в судебную коллегию на ФИО4 с правом представителя обжаловать судебные постановления выдана ФИО1 только 28.04.2017 г. Таким образом, на момент подачи апелляционной жалобы представителем ФИО1 - ФИО4 полномочия ФИО4 на указанные действия не подтверждены. Иные доверенности на ФИО4 в материалах дела отсутствуют.

Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление не отвечают требованиям ч. 3 ст. 322 ГПК РФ и в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения имеющихся недостатков, суд апелляционной инстанции на основании ч. 4 ст. 1, абз. 4 ст. 222 и п. 4 ст. 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 февраля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без рассмотрения по существу.

Председательствующий:

Судьи: