ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-345/2017 от 29.03.2017 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья: ФИО3 Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2017 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего ФИО10

судей ФИО12 и ФИО11

при секретаре ФИО4

с участием: представителя истца ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО10 гражданское дело по иску Местной администрации городского округа Нальчик к ФИО2, ФИО1 о возложении обязанности привести фасад многоквартирного жилого дома в прежнее состояние путем демонтажа вентиляционных труб,

по апелляционной жалобе Местной администрации г.о. Нальчик на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

Местная администрация г.о. Нальчик, с учетом уточнений, обратилась в суд с иском, в котором просила обязать ФИО13 Л.А. и ФИО14 А.С. привести фасад многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в прежнее состояние, существовавшее до переоборудования, путем демонтажа вентиляционных (дымоотводящих) труб.

Требования мотивированы тем, что на основании приказа председателя Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка по адресу: <адрес> с целью выявления фактов изложенных в коллективном обращении жильцов дома -а по вопросу незаконной установки дымоходных и вентиляционных труб к фасаду вышеуказанного многоквартирного жилого дома. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственниками ФИО15 Л.А. и ФИО16 А.С. встроено-пристроенного нежилого помещении, без правоустанавливающих документов произведено переоборудование помещения за счет установки к фасаду МКД вентиляционных (дымоотводящих) труб.

В уточненном исковом заявлении приводились положения ч.1 ст. 7, ст. 8, ст. 25, ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывалось, что в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Согласно пункту 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

В силу пункта 6.3 свода правил «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» СП 41-108-2004, утвержденного Ростехнадзором, устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания, запрещается.

Согласно пункту 6.4 вышеприведенного свода правил прокладка коллективных дымоходов допускается через нежилые помещения, кухни, коридоры, лестничные клетки или лифтовые холлы без уменьшения габаритов путей эвакуации. Допускается прокладка дымоходов во внутренних стенах здания.

В соответствии с пунктом 5.8 свода правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» СП 7.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России № 177, устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) для жилых многоквартирных зданий не допускается.

Аналогичный запрет содержится в Своде правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003 СП 60.13330.2012, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 279, пункт 6.5.5 которых указывает и на то, что выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания.

Также указывалось, что ответчики в Местную администрацию г.о. Нальчик за получением соответствующего разрешения на установку вентиляционных труб к фасаду многоквартирного дома по <адрес> не обращались. В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.8 Свода правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» СП 7.13130.2009. утвержденного приказом МЧС России № 177, устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) для жилых многоквартирных зданий не допускается.

Согласно СНиП 41-01-2003 СП 60.13330.2012, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 279, пункт 6.5.5, выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания.

Ответчиками были произведены работы по установке (монтажу, реконструкции) системы вентиляции на фасаде и крыше жилого по <адрес>, в <адрес> без согласования не только с органами местного самоуправления, но и с собственниками дома, несмотря на то, что при этом производилось непосредственное вмешательство в общее имущество дома.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления городского округа относится также и утверждение правил благоустройства территории городского округа устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

Кроме того, решением Совета местного самоуправления г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 29 апреля 2015 г. № 301 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружении на территории г.о. Нальчик. Правила регулируют вопросы внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, устанавливают порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений, определяют типы и виды вывесок и требования к их установке, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на территории муниципального образования г.о. Нальчик. Нарушение требований, предусмотренных настоящими Правилами, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Правил под дополнительным оборудованием фасадов понимаются системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений и элементы оборудования, размещаемые на фасадах. В соответствии с п. 5.1.1. ст. 5 Правил любые действия, связанные с размещением дополнительного оборудования на фасадах, должны соответствовать архитектурному решению фасада, системе горизонтальных и вертикальных осей, симметрии, ритму, объемно-пространственному решению зданий и сооружений, предусмотренному проектной документацией, и быть согласованы с ДАГиЗО, с собственниками зданий и сооружений с последующим утверждением Местной администрацией г.о. Нальчик.

Местной администрацией г.о. Нальчик ДД.ММ.ГГГГ были направлены уведомления ФИО17 Л.А. и ФИО18 А.С. с предложением привести фасад многоквартирного жилого дома в прежнее состояние, однако данное требование Местной администрации г.о. Нальчик не выполнено.

Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска было отказано.

Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, Местная администрация г.о. Нальчик подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требовании Местной администрации г.о. Нальчик в полном объеме.

В апелляционной жалобе повторяются обстоятельства и правовые основания, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно указывается, что вывод суда о том, что Местной администрацией г.о. Нальчик не представлено доказательств того, что установленные вентиляционные трубы нарушают права и охраняемые законом интересы истца, является необоснованным, так как в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления городского округа относится также и утверждение правил благоустройства территории городского округа устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

Кроме того, как указывается в жалобе, решением Совета местного самоуправления г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 29 апреля 2015 г. № 301 утверждены правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружении на территории г.о. Нальчик. Правила регулируют вопросы внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, устанавливают порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений, определяют типы и виды вывесок и требования к их установке, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на территории муниципального образования г.о. Нальчик. Нарушение требований, предусмотренных настоящими правилами, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 правил под дополнительным оборудованием фасадов понимаются системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений и элементы оборудования, размещаемые на фасадах. В соответствии с п. 5.1.1. ст. 5 Правил любые действия, связанные с размещением дополнительного оборудования на фасадах, должны соответствовать архитектурному решению фасада, системе горизонтальных и вертикальных осей, симметрии, ритму, объемно-пространственному решению зданий и сооружений, предусмотренному проектной документацией, и быть согласованы с ДАГиЗО, с собственниками зданий и сооружений с последующим утверждением Местной администрацией г.о. Нальчик. Для объектов культурного наследия, а также зданий, сооружений, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, границах архитектурных ансамблей и охраняемых ландшафтов, - дополнительно с уполномоченными органами по охране объектов культурного наследия, а также соответствовать нормативно-технической документации.

При таком положении, учитывая отсутствие доказательств законности установки вентиляционных труб к фасаду многоквартирного дома по <адрес>, вентиляционные (дымоотводящие) трубы подлежат демонтажу.

Заслушав доклад судьи ФИО10, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных, но неявившихся в судебное заседание ответчиков, выслушав поддержавшую жалобу представителя истца ФИО9, Судебная коллегия приходит к следующему.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что жильцы многоквартирного дома, сами обладают правом на судебную защиту, путем подачи в суд иска об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения, который в соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" может быть подан лицом, чье право собственности или законное владение нарушается сохранением недвижимого имущества, подвергшегося перепланировке, переустройству (переоборудованию), в результате которых не создан новый объект недвижимости (ст.304 ГК РФ).

Вместе с тем, это обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обращаться в суд с иском в публичных интересах, в рамках осуществления муниципального контроля.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления городского округа относится также и утверждение правил благоустройства территории городского округа устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

Решением Совета местного самоуправления г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 29 апреля 2015 г. № 301 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружении на территории г.о. Нальчик (далее-Правила), которые регулируют вопросы внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, устанавливают порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений, определяют типы и виды вывесок и требования к их установке, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на территории муниципального образования г.о. Нальчик (л.д.43-66).

Согласно п. 5.1.1. Правил, под дополнительным оборудованием фасадов понимаются системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений и элементы оборудования, размещаемые на фасадах.

Любые действия, связанные с размещением дополнительного оборудования на фасадах, должны соответствовать архитектурному решению фасада, системе горизонтальных и вертикальных осей, симметрии, ритму, объемно-пространственному решению зданий и сооружений, предусмотренному проектной документацией, и быть согласованы с ДАГиЗО, с собственниками зданий и сооружений с последующим утверждением Местной администрацией г.о. Нальчик (п.5.1.2. Правил).

Вентиляционные трубопроводы отнесены к видам дополнительного оборудования (п.5.2 Правил).

Общими требованиями к размещению дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений является размещение без ущерба для внешнего вида и технического состояния фасадов в местах, определенных проектной документацией (п.5.3.1 Правил).

При этом, контроль за соблюдением этих требований к содержанию фасадов осуществляют органы Местной администрации городского округа Нальчик в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством (п. 8.1. Правил).

Согласно ст. 17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, Местная администрация г.о. Нальчик была вправе предъявлять иск, который подлежал рассмотрению и разрешению по существу в публичных интересах.

При указанных обстоятельствах, с выводами суда первой инстанции о том, что истцом не представлены доказательства нарушения действиями ответчиков его права, и это обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении иска, Судебная коллегия согласиться не может.

Согласно требованиям ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве основания своих требований Местная администрация г.о. Нальчика в исковом заявлении указала, что на основании приказа председателя Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года проведена внеплановая выездная проверка по адресу: <адрес> по вопросу незаконной установки дымоходных и вентиляционных труб к фасаду вышеуказанного многоквартирного жилого дома. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственниками ФИО19 Л.А. и ФИО20 А.С. встроено-пристроенного нежилого помещении, без правоустанавливающих документов было произведено переоборудование помещения за счет установки к фасаду многоквартирного дома вентиляционных (дымоотводящих) труб. Ответчики в Местную администрацию г.о. Нальчик за получением соответствующего разрешения на установку вентиляционных труб к фасаду многоквартирного дома по <адрес> не обращались.

Из письма и.о. председателя Государственного Комитета КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору в адрес Главы Местной администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассмотрено коллективное обращение жильцов многоквартирного дома, расположенного в <адрес> по вопросу незаконного монтажа дымоходных и вентиляционных труб к фасаду дома. В ходе проверки установлено, что у собственников нежилых помещений и 3 правоустанавливающие документы на произведенное переоборудование отсутствуют. За самовольное переоборудование они были привлечены к административной ответственности по ст. 7.21. ч. 1 КоАП РФ.

Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Таким образом, истцом были представлены определенные доказательства в обоснование своих требований.

Ответчики ФИО21 Л.А. и ФИО22 А.С. в судебное заседание не явились.

В возражениях на исковое заявление, представленное представителем ответчиков, указывалось, что согласно выписке из распоряжения главы Администрации г. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГФИО23 М.А. было разрешено переоборудование квартиры в жилом доме <адрес> под пункт общественного питания. Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта непроизводственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником Управления архитектуры и градостроительства, главным архитектором г. Нальчика, комиссией установлено, что при приемке в эксплуатацию указанного объекта отклонений от проектной документации нет. При этом комиссией рассмотрены: индивидуальный проект, согласованный с главным архитектором г. Нальчика ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на проведение строительных работ, выданное инспекцией Госархстройнадзора г. Нальчика. В состав комиссии вошли представители Администрации г. Нальчика, Управления архитектуры и градостроительства, Роспотребнадзора, противопожарной службы, водоканала, которыми сделан вывод о соответствии принимаемого объекта установленным требованиям.

Таким образом, на основании требований ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, именно ответчик обязан был представить доказательства в обоснование своих возражений о том, что приведенный в возражениях индивидуальный проект, согласованный с главным архитектором г. Нальчика 22 октября 2003 года и разрешение на проведение строительных работ, выданное инспекцией Госархстройнадзора г. Нальчика, предусматривали установку вентиляционных (дымоотводящих) труб в этих местах.

Однако, этих документов сторона ответчиков не представила.

Соответственно, с выводами суда первой инстанции о том, что представленными истцом доказательствами не нашел подтверждения факт, что действия ответчиков по монтажу вентиляционных (дымоотводящих) труб имели место в период действия тех нормативных актов, на которых истец основывает свои требования, и что эти действия не соответствуют специальным нормам и правилам, Судебная коллегия согласиться не может.

Как следует из материалов дела, и это обстоятельство не оспаривалось ответчиками, в рамках рассмотрения коллективного обращения жильцов многоквартирного дома, расположенного в <адрес> по вопросу незаконного монтажа дымоходных и вентиляционных труб к фасаду дома, было установлено, что собственники нежилых помещений в указанном доме ФИО24 Л.А. и ФИО25 А.С. без наличия на то правоустанавливающих документов, произвели переоборудование с монтажом дымоходных и вентиляционных труб к фасаду многоквартирного дома.

Вступившими в законную силу соответствующими постановлениями о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ под номерами ответчики были привлечены к административной ответственности.

Тем самым, исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, исковые требования подлежали удовлетворению.

При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в силу пунктов 3 и 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования Местной администрации г.о. Нальчик удовлетворить.

Возложить на ФИО2 и ФИО1 обязанность привести фасад многоквартирного жилого дома <адрес> в прежнее состояние, существовавшее до переоборудования, путем демонтажа вентиляционных (дымоотводящих) труб.

Председательствующий ФИО26

судьи ФИО27

ФИО27