Судья: Кузьмина М.А. Дело № 33-3461/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 28 сентября 2015г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителей Министерства образования Республики Саха (Якутия) ФИО1 и ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 16 июля 2015г., которым по делу по заявлению ФИО3 в интересах Б. об оспаривании решения конфликтной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования в Республике Саха (Якутия),
постановлено:
В удовлетворении заявления ФИО3 в интересах Б. об оспаривании решения конфликтной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования в Республике Саха (Якутия) – отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО3 в интересах своей несовершеннолетней дочери Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения конфликтной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования в РС (Я) (далее - конфликтной комиссии) об удовлетворении апелляции Б. и снижении баллов, полученных в результате ЕГЭ по математике. В обоснование своих требований указала, что Б., сдав единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) по .......... на .......... баллов, не согласившись с результатами, подала в конфликтную комиссию апелляцию, указав на необходимость рассмотрения апелляции в ее присутствии. 19 июня 2015 года конфликтная комиссия приняла решение о снижении результатов ЕГЭ Б. на 1 балл, что в перерасчете составило 4 балла, при этом решение фактически принято одним членом комиссии, так как во время апелляции другие ее члены рассматривали апелляции других выпускников, процедура голосования не проведена, делопроизводство не велось. Просила признать незаконным и отменить вышеуказанное решение конфликтной комиссии ввиду нарушения процедуры его принятия, ранее выставленные .......... баллов ЕГЭ по математике Б. оставить без изменения, обязать конфликтную комиссию и Министерство образования РС (Я) передать решение суда в РЦОИ, а также уполномоченную организацию, осуществляющую организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ на федеральном уровне, для внесения изменений в результаты ЕГЭ по ..........Б. в официальный информационный портал ЕГЭ. Также просила исполнить данное решение суда незамедлительно, ссылаясь на то, что вузы РФ заканчивают прием документов 24 июля 2015 года, Б. 21 июля 2015 года вылетает в г. .......... и промедление нарушит ее права.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласилась законный представитель выпускника ФИО3
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. На своих доводах настаивает, полагает нарушенным конфликтной комиссией порядка рассмотрения апелляции и процедуру принятия решения по заявлению Б. о несогласии с выставленной оценкой по экзамену. Считает необъективным рассмотрение конфликтной комиссией заявления Б.
В отзыве на жалобу Министерство образования по РС (Я) находит решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на нее, судебная коллегия приходит к выводам об отмене решения суда, и вынесении нового решения об удовлетворении заявленного требования.
В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из материалов дела следует, что выпускница СОШ № ... Б. сдала единый государственный экзамен (ЕГЭ) по .......... на .......... баллов. Не согласившись с результатом, она подала апелляцию в конфликтную комиссию, которая 19 июня 2015 года приняла решение о снижении результата ЕГЭ по математике на 1 балл, что в пересчете составило 4 балла. В итоге экзаменационная работа ребенка была оценена на .......... балла.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий конфликтной комиссии в связи с тем, что процедура принятия решения не была нарушена, а изменение баллов в сторону снижения произведено в пределах полномочий конфликтной комиссии.
Между тем, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, что повлекло вынесение ошибочного решения.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам разъяснено, что при рассмотрении дела надлежит выяснять: 1) имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; 2) соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); 3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Таким образом, при рассмотрении заявления об оспаривании действий государственного органа либо должностного лица суд обязан выяснять, имел ли орган или лицо полномочия на принятие оспариваемого решения или совершение обжалуемого действия, и соответствовало ли это решение требованиям закона.
Однако данное обстоятельство, имевшее значение для правильного разрешения дела по существу, судом первой инстанции не исследовалось.
Согласно положениям ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА). ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК).
ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в иных формах. Формы и Порядок проведения ГИА определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Во исполнение полномочий установленных законом Приказом Министерства образования и науки России от 26.12.2013 N 1400 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок).
Согласно п. 14 Порядка органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, в том числе, создают государственные экзаменационные комиссии (за исключением утверждения председателей ГЭК), предметные и конфликтные комиссии субъектов РФ и организуют их деятельность.
В силу п. п. 23, 24 Порядка рассмотрение апелляций обучающихся, выпускников прошлых лет осуществляется конфликтной комиссией, в состав которой не включаются члены ГЭК и предметных комиссий. Состав конфликтных комиссий формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, учредителей, МИД России и загранучреждений, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений.
Общее руководство и координацию деятельности конфликтной комиссии осуществляет ее председатель. Решения конфликтных комиссий оформляются протоколами.
В силу п. 76 Порядка конфликтная комиссия принимает в письменной форме апелляции обучающихся, выпускников прошлых лет о нарушении установленного Порядка проведения ГИА по учебному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.
В соответствии с п. 83 Порядка при рассмотрении апелляции о нарушении устанавливаемого Порядка проведения ГИА конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки и выносит одно из решений: об отклонении апелляции; об удовлетворении апелляции.
При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в РЦОИ, предметной комиссии распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов обучающегося, выпускника прошлых лет, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и КИМ, тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся обучающимся, выпускником прошлых лет, подавшим апелляцию. Указанные материалы предъявляются обучающемуся, выпускнику прошлых лет (в случае его участия в рассмотрении апелляции). Обучающийся, выпускник прошлых лет письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа (пункт 86).
При возникновении спорных вопросов по оцениванию экзаменационной работы конфликтная комиссия устанавливает правильность ее оценивания. Для этого к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету. В случае если эксперты не дают однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы обучающегося, выпускника прошлых лет конфликтная комиссия обращается в Комиссию по разработке КИМ по соответствующему учебному предмету с запросом о разъяснениях по содержанию заданий КИМ (в том числе заданий с выбором ответа или с кратким ответом), по критериям оценивания (пункт 87).
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов.
В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы обучающегося, выпускника прошлых лет конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ, предметную комиссию для пересчета результатов ГИА. Для пересчета результатов ЕГЭ протокол конфликтной комиссии в течение двух календарных дней направляется в уполномоченную организацию. Уполномоченная организация передает измененные по итогам пересчета результаты ЕГЭ в РЦОИ, который в течение одного календарного дня представляет их для дальнейшего утверждения ГЭК (пункт 88).
По смыслу вышеприведенных норм федерального закона и Порядка, оценка степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы проводится государственными экзаменационными, предметными комиссиями, а рассмотрение апелляций обучающихся, выпускников прошлых лет относится к исключительной компетенции конфликтной комиссии.
Указанный выше Порядок имеет все существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его уполномоченным на то органом Министерством образования РФ; наличие в нем правовых норм, направленных на урегулирование общественных отношений в сфере образования; является обязательными для неопределенного круга лиц; рассчитан на неоднократное применение.
Судом первой инстанции положения указанного Порядка истолкованы неверно, что привело к неправильному разрешению спора.
Из материалов дела видно, что при рассмотрении апелляции Б. конфликтная комиссия руководствовалась Порядком, а также разьяснениями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Положением о территориальной конфликтной комиссии по проведению итоговой аттестации, предусматривающими снижение баллов при рассмотрении апелляции.
Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 февраля 2015 г. № ... по результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов, либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов. Баллы могут быть изменены как в сторону повышения, так и в сторону понижения (п.21).
Из п.23 Положения о территориальной конфликтной комиссии по проведению итоговой аттестации утвержденной Министерством образования Республики Саха (Якутия) следует, что при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами территориальная конфликтная комиссия изменяет баллы, как в сторону увеличения так и в сторону уменьшения.
Указанные акты направлены на разъяснение и применение положений вышеуказанного Порядка.
Из пояснений законного представителя ребенка и смысла апелляции следует, что апеллянт не был согласен с выставленными баллами Б. и просил пересмотреть экзаменационную работу ребенка, рассчитывая на увеличение количества баллов. Требований о снижении баллов апелляция не содержит.
В суде апелляционной инстанции из объяснений представителей министерства образования и науки РС(Я) следует, что рассмотрение апелляции и изменение баллов осуществляется в целях защиты прав и интересов экзаменованного ребенка.
Поскольку конфликтная комиссия создается и осуществляет полномочия по разрешению поданных апелляций, она связана пределами апелляции. Иное толкование норм, регулирующих полномочия конфликтной комиссии, противоречит общим принципам справедливого разрешения жалобы (в данном случае апелляции) и, по существу, приводит к произвольному вмешательству конфликтной комиссии в экзаменационную деятельность соответствующих органов образования.
По смыслу приведенных выше норм Порядка удовлетворение апелляции означает, что конфликтная комиссия, рассмотрев апелляцию и находя ее обоснованной, изменяет баллы в сторону их увеличения. В этом случает конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ, предметную комиссию для пересчета результатов ГИА. При этом удовлетворение апелляции по смыслу п. 88 Порядка возможно только в случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы обучающегося.
Отклонение апелляции представляет собой действия конфликтной комиссии, направленные на отказ в удовлетворении апелляции. В этом случае апеллянту направляется мотивированный отказ в удовлетворении апелляции с сохранением ранее выставленных баллов. Таким образом, в случае отклонения апелляции ранее выставленные баллы не могут быть изменены в сторону снижения.
В нарушение Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 26.12.2013 N 1400, апелляция Б. в установленном порядке конфликтной комиссией рассмотрена не была.
Апелляцию о пересмотре баллов в сторону повышения конфликтная комиссия отклонила, в таком случае выставленные ранее баллы подлежали оставлению без изменения в силу п.88 Порядка. При этом нельзя согласиться с утверждением представителя заинтересованного лица о том, что апелляция Б. была удовлетворена со снижением ранее выставленных баллов, поскольку в апелляции она об этом не просила.
При таких обстоятельствах нельзя признать решение конфликтной комиссии законным и обоснованным, принятым в пределах своих полномочий.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае конфликтная комиссия вышла за пределы своих полномочий при разрешении апелляции Б., что повлекло нарушение ее прав, поэтому доводы апелляционной жалобы заявителя о незаконности действий конфликтной комиссии и ошибочности выводов суда, судебная коллегия находит обоснованными.
В силу ст. ст. 328, 330 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поскольку доводы заявителя о незаконности снижения баллов при обстоятельствах, когда апелляция была отклонена, следовательно, ранее выставленные баллы не могли быть изменены, нашли свое подтверждение, то нельзя согласиться с выводами суда. Выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела., а потому решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным. Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления по основаниям, изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 16 июля 2015г. по заявлению ФИО3 в интересах Б. об оспаривании решения конфликтной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования в Республике Саха (Якутия) отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявление ФИО3 в интересах Б..
Признать незаконным и отменить решение конфликтной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего и общего образования в Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2015 года в отношении Б..
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.