Председательствующий: Любарских Т.В.
Дело № 33 - 96/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 25 января 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Паксимади Л.М., Соловьева В.Н.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по иску прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ширинский сельсовет о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения
по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования Ширинский сельсовет на решение Ширинского районного суда от 07 ноября 2017 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., пояснения представителя истца прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ширинский сельсовет (далее – администрация Ширинского сельсовета) о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения в границах поселения по утвержденным муниципальным маршрутам: № 1 Енисейская - ДОК, № 2 Минусинская – Элеваторная, № 3 Снежная – Гаражная. Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки по обращению жителей с. Шира установлено, что постановлением администрации муниципального образования Ширинский сельсовет утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования Ширинский сельсовет, действуют вышеназванные три маршрута. На 2017 год для обеспечения муниципальных нужд Ширинского сельсовета предусмотрено заключение контрактов на оказание услуг по перевозке пассажиров на внутригородских автобусных маршрутах на территории с. Шира на общую сумму <данные изъяты> руб. В настоящее время жители с. Шира из-за отсутствия регулярных пассажирских маршрутов внутри поселения ограничены в реализации возможности свободного передвижения. Прокурор полагал, что предпринимаемые администрацией Ширинского сельсовета меры по решению вопросов местного значения в части организации транспортного обслуживания населения в границах поселения являются недостаточными и не позволяют гражданам реализовать свое право на свободу передвижения.
В судебном заседании помощник прокурора Ильина И.К. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что отсутствие финансовой возможности исполнения возложенных на ответчика полномочий не является основанием для освобождения его от выполнения таких полномочий.
Представители ответчика ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признали, полагали, что со своей стороны Ширинский сельсовет обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и по организации транспортного обслуживания населения исполняет в полном объеме. Указывали, что перевозчик, который оказывал населению с. Шира транспортные услуги, отказался от дальнейшего сотрудничества, поскольку администрация Ширинского сельсовета имеет перед ним задолженность по выплате субсидии.
Суд постановил решение от 07 ноября 2017 г. (л.д.38-39), которым обязал администрацию муниципального образования Ширинский сельсовет в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования Ширинский сельсовет путем обеспечения регулярного функционирования утвержденных муниципальных маршрутов: № 1 – Енисейская – ДОК, № 2 – Минусинская – Элеваторная, №3 – Снежная – Гаражная.
С решением суда не согласился глава Ширинского сельсовета ФИО1 В апелляционной жалобе (л.д.42) он просит решение суда отменить, принять новое решение. Настаивает, что администрацией Ширинского сельсовета созданы условия для предоставления транспортных услуг населению в соответствии с действующим законодательством, но в связи с тяжелой финансовой ситуацией перевозчики не хотят осуществлять перевозки. Между тем, суд не дал оценки данному обстоятельству. Отмечает, что решение суда является неисполнимым, поскольку в иске прокурор не указал, посредством каких мероприятий может быть исполнено такое решение. Согласно выписке из реестра муниципального имущества по состоянию на 07 ноября 2017 г. у Ширинского сельсовета транспортных средств, предназначенных для использования в целях транспортного обслуживания населения в с.Шира, не имеется.
В письменных возражениях прокурор Ширинского района Стонт Д.Л. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 44-46).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 130 Конституции Российской Федерации регламентирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится в силу положения пункта 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения.
В пункте 3(1) ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 г. №84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республики Хакасия» указано, что за сельскими поселениями закреплен такой вопрос местного значения, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Пунктом 32 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Ширинский сельсовет также предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения помимо прочего относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Постановлением администрации Ширинского сельсовета от 21 января 2016 г. № 7 (в редакции постановления от 09 декабря 2016 г. № 583) утверждены Перечень муниципальных (внутрипоселенческих) автобусных маршрутов на 2017 год с низкой интенсивностью пассажиропотоков, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика в связи с государственным регулированием тарифов и Порядок предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим предоставление услуг на маршрутах, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика в связи с государственным регулированием тарифов.
Целью предоставления субсидий определено возмещение затрат (недополученных доходов) перевозчикам в связи с выполнением перевозок пассажиров по маршрутам, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика в связи с государственным регулированием тарифов (п. 2 названного Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что на территории муниципального образования Ширинский сельсовет утверждены внутрипоселенческие автобусные маршруты: маршрут № 1 «Енисейская – ДОК – Енисейская», маршрут № 2 «Минусинская – Элеваторная – Минусинская», маршрут № 3 «Мкр. Иткульский – Гаражная». При этом стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что в границах поселения с.Шира транспортное обслуживание по указанным маршрутам с 11 сентября 2017 г. фактически отсутствует.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Ширинского района, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации внутрипоселенческого транспортного обслуживания в полном объеме не исполнена, так как транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования Ширинский сельсовет отсутствует, что, в свою очередь, нарушает права проживающих в данном поселении граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, транспортную доступность.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку он основан на установленных судом обстоятельствах и требованиях материального закона.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что администрацией Ширинского сельсовета созданы условия для предоставления транспортных услуг населению в соответствии с действующим законодательством, но в связи с тяжелой финансовой ситуацией перевозчики не хотят осуществлять пассажирские перевозки, судебной коллегией отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от исполнения установленной законом обязанности по организации транспортного обслуживания населения в границах поселения в силу ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Доводы жалобы о том, что у ответчика отсутствуют транспортные средства, предназначенные для использования в целях транспортного обслуживания населения в с.Шира, при этом в решении суда отсутствует алгоритм его исполнения, несостоятельны, поскольку не имеют правового значения для настоящего спора и не могут повлечь отмену постановленного судом решения.
Апелляционная жалоба сводится к выражению несогласия с обжалуемым решением суда, что само по себе основанием для его отмены не является.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ширинского районного суда от 07 ноября 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования Ширинский сельсовет - без удовлетворения.
Председательствующий | Страхова О.А. |
Судьи | Паксимади Л.М. Соловьев В.Н. |