ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3466/17 от 13.09.2017 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №33-3466/2017 год Докладчик Сергеева С.М.

Судья Диденко Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.

и судей Сергеевой С.М. и Яковлевой Д.В.

при секретаре Богатове И.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 13 сентября 2017 г. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 05 июня 2017 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма №2 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» о выплате материальной помощи, доплате премии по результатам работы за 2016 год, об обязании предоставить документы о достаточном финансировании- отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., возражения на жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Тюрьма №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» ФИО2, действующей на основании доверенности, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма №2 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» (далее- ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области) и после уточнения требований просил взыскать с ответчика в качестве материальной помощи за 2016 год 23293 руб.40 коп.; 5666 руб. 80 коп. в качестве доплаты ежемесячной премии по результатам работы за 2016 год; обязать начальника учреждения представить документы (письма, обращения в УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России, другие инстанции) с требованием о достаточном финансировании для выплаты в установленном размере заработной платы работникам учреждения в 2016 году.

В обосновании требований указал, что являлся работником ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, замещал должность ****. 08.04.2016 на общем собрании работников учреждения главным бухгалтером было доведено, что в соответствии с письмом начальника УФСИН России по Владимирской области (исх. **** от 28.01.2016) объём бюджетных ассигнований, предусмотренный ФСИН России в 2016 году на оплату труда работников, не имеющих специальных званий, утверждён Федеральным законом № 359-ФЗ на уровне 2015 года. В соответствии с Положением о премировании специалистов, служащих и рабочих из числа гражданского персонала, содержащихся за счёт средств федерального бюджета ФКУ Т - 2 УФСИН России по Владимирской области (приложение № 2 к приказу ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 21.04.2015 ****) за образцовое исполнение должностных обязанностей по результатам работы за истекший месяц или иной установленный период производится выплата премии размере до 30 % месячного должностного оклада специалистам и служащим одновременно с заработной платой за фактически отработанное время указанного периода. В 2015 году премии ему выплачивались в размере 30%. С начала 2016 года выплаты премии по результатам работы по ноябрь 2016 года ему не производились. В ноябре произведена выплата премии в размере 20 % от месячного должностного оклада за 11 месяцев 2016 года. В декабре 2016 года премия по результатам работы выплачена в размере 25 % от месячного должностного оклада, то есть доплачено 5 % от месячного должностного оклада за все месяцы 2016 года. Кроме того, 07.12.2016 он обратился к начальнику учреждения с просьбой выплатить материальную помощь за 2016 год в размере 2 окладов (должностных окладов), однако в выплате было отказано ввиду отсутствия достаточного финансирования. Считал, что начальник учреждения как работодатель не выполнил своих обязанностей в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ по своевременному и полному обеспечению работников заработной платой.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении. Просил удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что на момент рассмотрения дела в суде трудовые отношения с ответчиком прекращены.

Представитель ответчика- ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ****, исковые требования не признала в полном объеме. В возражениях суду указала, что на основании п. 6 приложения № 5 к Приказу ФСИН России от 13.11.2008 № 624 из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника. Пунктом 10 приказа учреждения «Об утверждении Положений об оплате труда и о премировании работников из числа гражданского персонала» от 21.04.2015 **** устанавливается, что в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда гражданскому персоналу подразделений УИС может быть оказана материальная помощь. Материальная помощь ФИО1 не выплачивалась правомерно, т.к. лимитов бюджетных обязательств по основному финансированию на данный вид выплаты в 2016 году не предусмотрено. Материальную помощь гражданский персонал учреждения в 2016 году не получал. Премия гражданскому персоналу в 2016 году за январь-декабрь выплачена в пределах бюджетного финансирования в размере 25 % каждому работнику. Соответственно требования ФИО1 о выплате в размере 5 % месячного должностного оклада за каждый месяц 2016 года в качестве доплаты к премиям по результатам работы за 2016 год, не могут быть удовлетворены в виду отсутствия дополнительных лимитов бюджетных обязательств. Приказом «Об утверждении Положений об оплате труда и о премировании работников из числа гражданского персонала» от 21.04.2015 **** утвержден порядок премирования работников учреждения. На основании приказов от 04.04.2016 ****-к, от 11.04.2016 ****-к, от 16.05.2016 ****-к, от 16.05.2016 ****-к, от 15.06.2016 ****-к, от 07.11.2016 ****-к, от 18.11.2016 ****-к ФИО1 был лишен премии за апрель май, июнь и ноябрь 2016 года ввиду наличия дисциплинарных наказаний. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

ФИО1 принесена апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене решения, указывая, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального и процессуального права. Кроме того, ФИО1 ходатайствует об истребовании дополнительных доказательств: Положения о группе по охране труда и техники безопасности ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, распоряжения УФСИН России по Владимирской области о передаче денежных средств дополнительного бюджетного финансирования, финансовых документов по передаче денежных средств дополнительного финансирования, списка работников ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, получивших материальную помощь в 2016 году.

В суд апелляционной инстанции истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (посредством телефонограммы), не явился. Заявления об отложении слушания дела от него не поступило.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца ФИО1, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Судом установлено, ФИО1 работал в ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области с 02.09.2009, в том числе с 12.11.2009- в должности ****

Согласно п. 10 трудового договора ****, заключенного ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области с ФИО1 02.09.2009, истцу установлены следующие условия оплаты труда:

оклад ****.;

приказ от 13.11.2008 №624 - 50% - ****

приказ от 13.11.2008 №624 - 20% - ****

приказ от 13.11.2008 №624 - 10% - ****

Отдельным приказом (на основании рапорта начальника структурного подразделения) работнику устанавливаются поощрительные выплаты в соответствии с Положением о премировании.

Дополнительным соглашением от 01.11.2016 к трудовому договору **** от 02.09.2009 в п.10 трудового договора внесены изменения, а именно истцу установлены следующие условия оплаты труда:

оклад в размере ****

в соответствии с приказом ФСИН России от 13.11.2008 №624 -20% -****.;

в соответствии с приказом ФСИН России от 13.11.2008 №624 -50% -****.;

в соответствии с приказом ФСИН России от 13.11.2008 №624 -10% -****

отдельными приказами начальника учреждения (на основании рапорта непосредственного руководителя) «Работнику» устанавливаются поощрительные выплаты в соответствии с Положением о премировании.

Таким образом, трудовым договором выплата истцу премии в конкретном размере не установлена.

Приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624 утверждена система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Приложением № 4 к данному приказу является Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы.

Пунктами 2, 3, 17 данной Инструкции установлено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются в целях усиления материальной заинтересованности гражданского персонала учреждений в своевременном и качественном выполнении работ и своих служебных обязанностей, повышения профессионального уровня и ответственности за порученный участок работы, а также поощрения за стаж работы.

Выплаты стимулирующего характера производятся гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы в пределах ежегодно утверждаемых в установленном порядке объемов средств на оплату труда.

Выплата премии осуществляется по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года).

Порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть увеличены (снижены) размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями.

Конкретные размеры премий определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются.

При этом порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала уголовно-исполнительной системы приведен в приложении № 5 к приказу ФСИН России от 13.11.2008 № 624.

Так фонд оплаты труда гражданского персонала уголовно-исполнительной системы формируется в соответствии с доведенным лимитом численности персонала.

Годовой фонд оплаты труда гражданского персонала учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (должностных окладов, тарифных ставок), ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ежемесячной надбавки за непрерывный стаж (выслугу лет), исходя из фактически сложившихся размеров этой выплаты в учреждении; премий по результатам работы; иных выплат стимулирующего характера, предусмотренных для гражданского персонала.

Из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

В п. 8 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, являющейся приложением № 3 к Положению об оплате труда работников из числа гражданского персонала ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, указано, что выплата премии осуществляется по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года).

Порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть увеличены (снижены) размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями.

Конкретные размеры премий определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются.

В пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда гражданскому персоналу может быть оказана материальная помощь.

Согласно Положению о премировании специалистов, служащих и рабочих из числа гражданского персонала, содержащихся за счет средств федерального бюджета ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, являющемуся приложением № 2 к приказу ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 21.04.2015 № 147, премирование вводится с целью материальной заинтересованности работников в повышении качества выполняемых задач, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышения уровня ответственности. Начисление премий по результатам работы за истекший месяц или иной установленный период производится в размере до 30% месячного должностного оклада специалистам и служащим. Общая сумма премий в течение года выплачивается в пределах выделенных денежных средств федерального бюджета и средств дополнительного финансирования.

Из приведенных выше нормативных правовых актов ФСИН России и локальных актах работодателя ФКУ Т-2 России по Владимирской области следует, что премии являются стимулирующей выплатой, размер премии не установлен и зависит от личного вклада работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, и иных показателей работы, размер премии может варьироваться от 0% до 30% и зависит также от размера средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда.

Приказом начальника ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 28.11.2016 **** л/с истцу начислена ежемесячная премия за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2016 года в размере 20 % от должностного оклада пропорционально отработанному времени.

Приказом начальника ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 23.12.2016 **** л/с истцу начислена ежемесячная премия за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2016 года в размере 5 % от должностного оклада пропорционально отработанному времени.

Таким образом, истцу за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2016 г. выплачена премия в размере 25 % от должностного оклада.

Выплату премии в указанных размерах истец не оспаривал.

За апрель, май, июнь, и ноябрь 2016 года истец был лишен премии в виду дисциплинарных наказаний:

выговор, объявлен приказом ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 04.04.2016 № 49-к;

выговор, объявлен приказом ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 11.04.2016 № 53-к;

выговор, объявлен приказом ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 16.05.2016 № 68-к;

выговор, объявлен приказом ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 16.05.2016 № 69-к;

выговор, объявлен приказом ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 15.06.2016 № 99-к;

выговор, объявлен приказом ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 07.11.2016 № 193-к;

выговор, объявлен приказом ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области от 18.11.2016 № 200-к.

Дисциплинарные взыскания не отмены.

Учитывая установленные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о том, что начисление и выплата премий истцу в размере 25% в 2016 году и лишение его премии за апрель, май, июнь и ноябрь 2016 года в виду дисциплинарных взысканий соответствуют требованиям приведенным выше нормативным правовым актам ФСИН России и локальным актам работодателя.

Требуя взыскания с ответчика дополнительно 5% премии ежемесячно, ФИО1 ссылался на то обстоятельство, что в 2015 году ему выплачивалась премия в размере 30 % от должностного оклада ежемесячно, а согласно Федеральному закону от 29.12.2015 № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год» объем бюджетных ассигнований в 2016 году, выделенных на оплату труда работников, утвержден на уровне 2015 года.

Между тем данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку, как указано выше, размер премии не является фиксированным, зависит от личного вклада работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, и иных показателей работы, может варьироваться от 0% до 30% и зависит также от размера средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда.

Учитывая, что выплата премии в размере 30 % должностного оклада не предусмотрена условиями трудового договора сторон, истец в 2016 году многократно привлекался к дисциплинарной ответственности, законных оснований для взыскания в пользу ФИО1 дополнительной премии в размере 5% не усматривается.

Что касается требования истца о взыскании в его пользу материальной помощи в размере двух должностных окладов по его заявлению, то суд правомерно оставил данное требование без удовлетворения, верно указав, что в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами ФСИН России и локальными актами ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области материальная помощь может быть оказана по решению руководителя учреждения в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда, то есть выплата материальной помощи является правом, а не обязанностью работодателя, трудовым договором сторон выплата материальной помощи не предусмотрена.

Из объяснений представителя ответчика следует, что лимитов бюджетных обязательств по основному финансированию на данный вид выплаты в 2016 году не предусмотрено, гражданский персонал учреждения в 2016 году материальную помощь не получал, в связи с чем отсутствуют законные основания для взыскания с ответчика в пользу истца материальной помощи в размере двух должностных окладов.

Получение истцом в 2015 году премии в размере 30% и материальной помощи в размере двух должностных окладов не влечет обязанность работодателя произвести указанные выплаты ФИО1 в том же размере и в 2016 году, даже при сохранении объемов финансирования.

Обоснованно оставлены без удовлетворения и требования ФИО1 об обязании ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области предоставить документы, подтверждающие требование начальником учреждения о достаточном финансировании для выплаты заработной платы работникам, поскольку истец, как работник, не вправе требовать выдачи таких документов в силу ч. 5 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ, так как они по смыслу приведенной нормы права не относятся к документам, связанным с работой, а суд согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие- либо из них не ссылались.

Иных законных оснований для истребования таких документов истец не указал.

Судебная коллегия отклоняет ходатайство ФИО1 об истребовании дополнительных доказательств: Положения о группе по охране труда и техники безопасности ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, распоряжения УФСИН России по Владимирской области о передаче денежных средств дополнительного бюджетного финансирования, финансовых документов по передаче денежных средств дополнительного финансирования, списка работников ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, получивших материальную помощь в 2016 году, так как в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

ФИО1 таких причин не привел.

По данному основанию судебная коллегия также оставляет без внимания ссылку в дополнительной апелляционной жалобе на положения Коллективного договора ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области.

Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела правильно применен закон.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании положений нормативных правовых актов и локальных актов работодателя.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 05 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи С.М. Сергеева

Д.В. Яковлева