Председательствующий по делу Дело № 33-3469-2013
судья Жамбалова Д.Э.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
судей краевого суда Ходюкова Д.С.
ФИО1
при секретаре Шевченко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по заявлению прокурора Ононского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Нижнецасучейское» и администрации MP «Ононский район» о признании бездействия незаконным и понуждению к сбору и вывозу бытовых отходов с участка по периметру полигона твёрдых бытовых отходов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района «Ононский район» ФИО2
на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 17 июля 2013 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Ононского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения «Нижнецасучейское» и администрацию муниципального района «Ононский район» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов с участка вдоль периметра полигона твёрдых бытовых отходов в восточном направлении от с.Нижний Цасучей между 68 и 69 километром автомобильной дороги Бырка-Акша: с южной стороны полигона на расстоянии до 80 метров от ограждения, с восточной, западной и северной стороны на расстоянии до 100 метров от ограждения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ононского района обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории сельского поселения «Нижнецасучейское» прилегающей к полигону бытовых отходов на расстоянии до 100 метров по периметру полигона, расположенного в восточном направлении от с.Нижний Цасучей между 68 и 69 километром автомобильной дороги Акша-Бырка имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, которая могла образоваться как в результате переноса мусора ветром с полигона, так и путём несанкционированного вывоза мусора населением. Поскольку механизм образования свалки не установлен просил возложить обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов со свалки вдоль периметра полигона твёрдых бытовых отходов в равной степени на обоих ответчиков, так согласно санитарных правил обязанность по уборке прилегающей к полигону территории на расстоянии до 500 метров лежит на администрации муниципального района как на собственнике полигона, на администрации поселения в силу закона лежит обязанность по уборке несанкционированных свалок на территории поселения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации
муниципального района «Ононский район» ФИО2 просит отменить решение суда. Указывает, что согласно представленных в суд документов, собственником полигона ТБО является администрация сельского поселения «Нижнецасучейское». В соответствии с Федеральным законом « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, возложение на администрацию муниципального района «Ононский район» обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов является незаконным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ононского района и глава сельского поселения «Нижнецасучейское» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя администрации муниципального района «Ононский район» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, прокурора краевой прокуратуры Дьячковой Ж.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона установлено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Из приведенных выше норм следует, что полигон твердых бытовых отходов не может находиться в собственности поселения, поскольку он относится к видам имущества, которое может находиться в собственности муниципального района, и соответствует полномочиям муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО" санитарно-защитная зона для полигона ТБО составляет 500 метров. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.
Из смысла указанных правовых актов следует, что организация сбора и вывоза бытовых отходов с территории санитарно-защитной зоны вокруг полигона ТБО, в том случае если загрязнение произошло в результате переноса ветром мусора с территории полигона ТБО, должна производиться силами собственника полигона, которым в силу закона не может являться поселение. Если же загрязнение санитарно-защитной зоны произошло в связи с несанкционированным свалом мусора населением, организация сбора и вывоза бытовых отходов должна производиться поселением, на территории которого находится полигон ТБО.
Разрешая спор, суд полно и правильно установил обстоятельства дела, дал оценку представленным сторонами доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, применил подлежащие применению нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов с участка вдоль периметра полигона твёрдых бытовых отходов должна быть возложена как на администрацию муниципального района, так и на администрацию поселения, поскольку загрязнение произошло как в результате переноса мусора ветром с территории полигона ТБО, так и в результате несанкционированного свала мусора населением.
Доводы жалобы том, что администрация муниципального района «Ононский район» является ненадлежащим ответчиком, так как полигон ТБО находится в собственности поселения, а не муниципального района, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не относится к вопросам местного значения муниципального района, несостоятельны.
Как указано выше, полигон твердых бытовых отходов не может находиться в собственности поселения, поскольку он относится к видам имущества, которое может находиться в собственности муниципального района, и соответствует полномочиям муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район как собственник полигона обязан организовать сбор и вывоз мусора перенесенного ветром с территории полигона ТБО.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным.
Выводы суда об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании и надлежаще оцененных в судебном решении.
Материальный закон применен правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ононского районного суда Забайкальского края от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: