ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-347 от 14.02.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33 - 347 судья Казгалеева М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 февраля 2019 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дмитренко М.Н.,

судей Старцевой Т.Г., Крыловой Э.Ю.,

при секретаре Орловой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 23 августа 2018 года по делу по иску ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных сумм, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Старцевой Т.Г., судебная коллегия

установила:

ФИО2, ссылаясь на недоплату денежного содержания при сокращении занимаемой ею должности, а также на недоплату денежного содержания в период отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск, обратилась в суд с иском к МИФНС России № 9 по Тульской области с требованиями о взыскании такой недоплаты, компенсации (процентов) за их задержку, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что она состояла в трудовых отношениях с МИФНС России по Тульской области, занимая должность <данные изъяты>. МИФНС России № 1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к МИФНС России № 9 по Тульской области на основании приказа УФНС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности. При увольнении ей была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 97345,96 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 16,66 календарных дня в размере 13790,65 руб. При получении выплат ей стало известно, что в расчет денежного содержания работодателем не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и "разовых" премий, которые были исчислены и выплачены за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения. Считала, что не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным и полагала, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении, денежной компенсации за неиспользованный отпуск следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде премий и средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Полагала, что с ответчика подлежат взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации, ТК РФ), а также компенсация морального вреда.

Просила суд взыскать с МИФНС России № 9 по Тульской области в ее пользу задолженность недоплаченных сумм денежного содержания в размере 72453,63 руб., в том числе: 13855,01 руб. - по отпускным выплатам, 51305,53 руб. - по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, 7293,09 руб. - по компенсации за неиспользованный отпуск, а также денежную компенсацию (проценты) за нарушение сроков выплаты средств, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, в размере 9520,33 руб., компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, а также обязании ответчика произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила об их удовлетворении. Указала на то, что ответчиком произведена ей доплата в связи с ошибочным применением коэффициента при расчете сумм за период отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 175,56 руб. В письменном отзыве, представленном в суд, указала на то, что ежеквартально работодателем выплачивалось материальное стимулирование за достигнутые показатели при осуществлении трудовой деятельности, данные денежные средства являлись ее доходом, с них уплачивались налоги. Считала, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно доводов ответчика по компенсации морального вреда полагала, что нарушение ответчиком ее трудовых прав само по себе предполагает нравственные переживания.

Представители ответчика МИФНС России № 9 по Тульской области по доверенности ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, приведенным в возражениях на иск.

В письменных возражениях ответчика на иск, представленных суду, содержится указание на то, что за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в ДД.ММ.ГГГГ, федеральным гражданским служащим территориальных органов ФНС России осуществлялось материальное стимулирование сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, а потому данные бюджетные ассигнования не входят в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, а, следовательно, не должны учитываться при начислении указанных истцом выплат. Указано на ошибочное применение при расчете компенсации и доплаты по отпускам коэффициента 29,4 вместо 29,3, такая доплата составила 175,56 руб. с учетом правильного коэффициента.

Представитель третьего лица Управления ФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, в представленном суду письменном ходатайстве представитель третьего лица по доверенности ФИО5 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Узловского городского суда Тульской области от 23 августа 2018 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.

Суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тульской области в пользу ФИО2 недоплаченные суммы отпускных 13576, 03 руб., денежного содержания при сокращении 49720,32 руб., компенсации за неиспользованный отпуск 7193,81 руб., а также компенсацию за несвоевременную выплату в размере 9265,58 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, а всего - 81755, 74 руб. В удовлетворении остальной части требований ФИО2 отказано.

Дополнительным решением от 12.11.2018 суд обязал Межрайонную ИФНС России № 9 по Тульской области самостоятельно рассчитать и выплатить ФИО2 компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодного отпуска, компенсацию за неиспользованный отпуск и компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.

В апелляционных жалобах УФНС России по Тульской области и Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, полагая, что с истцом при увольнении произведен полный расчет.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 не согласилась с доводами апелляционных жалоб, полагая их ошибочными, а выводы суда законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Межрайонной ИФНС № 9 по Тульской области по доверенности ФИО6 и представителя третьего лица УФНС России по Тульской области по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходила государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в МИ ФНС № 1 по Тульской области на неопределенный срок. На основании Приказа начальника МИ ФНС России № 1 по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведена на должность <данные изъяты> постоянно. С ней заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

Условиями служебного контакта с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (п.9) ФИО2 установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы; иных надбавок - надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

На основании приказа УФНС по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации МИ ФНС России № 1 по Тульской области и МИ ФНС России № 9 по Тульской области» МИ ФНС России № 1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 9 по Тульской области.

Приказом и.о. начальника МИ ФНС № 1 по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В связи с увольнением по данному основанию ФИО2 была выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, в размере четырехмесячного денежного содержания - 97345,96 руб., а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 16,66 календарных дня в размере 13790,65 руб., что подтверждено справкой формы 2-НДФЛ, расчетным листком за ДД.ММ.ГГГГ и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Судом установлено, что руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России поквартально за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, приказами руководителя МИ ФНС № 1 по Тульской области истцу ежемесячно выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.

При обращении в суд с данным иском ФИО2 указано, что средства материального стимулирования, выплаченные по вышеуказанным приказам, не были учтены ответчиком при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой ей должности.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные истцом, ответчиком не учтены.

Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего - основанными на ошибочном толковании действующего законодательства.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.

Из ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ следует, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации с 2014 ежегодно принимались Постановления Правительства, предусматривающие объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как следует из сообщения Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ, материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31.03.2015 г., № 347-7 от 23.04.2016 г. и № 228-7 от 23.02.2017 г.).

Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованность учета судом позиции, изложенной в вышеупомянутом письме Министерства финансов РФ, не имеющем нормативной силы, судебной коллегией отклоняется, ввиду следующего.

Указанное письмо Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

Также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.04.2010 года № 5905-17 средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно дополнительному соглашению к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному работодателем с ФИО2, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.

ФИО2 на основании приказов межрайонной ИФНС России №1 по Тульской области являлась получателем материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, также ей выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного Закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО2 в соответствии с приказами начальника Межрайонной ИФНС №1 с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в ДД.ММ.ГГГГ, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Доводы апелляционных жалоб УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о том, что дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а, следовательно, не должно учитываться при расчете вышеуказанных выплат, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права и, как не опровергающие правильности выводов суда первой инстанции, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.

Правильно разрешен спор и в отношении требований о взыскании компенсации морального вреда.

Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленумом Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом первой инстанции установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца ФИО2, выразившиеся в несвоевременной выплате истцу в полном объеме денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, в связи с чем суд принял законное решение о взыскании с ответчика в пользу ФИО2 компенсации морального вреда.

Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, оснований для его уменьшения не имеется.

Также несостоятельным является довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в приостановлении производства по делу до рассмотрении гражданского дела по аналогичному спору по иску ФИО1, поскольку в силу статьи 215 ГПК РФ обязательным основанием для приостановления производства по делу является невозможность рассмотрения дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве.

Таким образом, приостановление производства по делу является обязанностью суда только в том случае, когда данный гражданский спор невозможно разрешить в отсутствие судебного акта, постановленного в рамках другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве. Наличия таких обстоятельств по настоящему гражданскому делу не усматривается, поскольку дело, на которое ссылает ответчик, разрешалось в отношении иного лица, а потому вынесенное решение суда не имеет преюдициального значения применительно к настоящему спору.

В остальной части решение суда первой инстанции сторонами не обжаловано, в связи с чем предметом проверки судебной коллегии не является (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации).

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Узловского городского суда Тульской области от 23 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи