ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3472/2021 от 30.11.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0018-01-2021-003454-23

Судья Андрианова Ю.А. 33-3472/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021 г. г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Макаровой С.А.,

судей Герасимовой А.А., Мисюра Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курмаевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-1864/2021 по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Центру занятости населения города Пензы о признании незаконным решения об установлении периода выплаты пособия по безработице и понуждении к установлению иного периода выплаты пособия по безработице по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 9 августа 2021 г., которым постановлено:

иск ФИО1 к Государственному казенному учреждению Центру занятости населения города Пензы о признании незаконным решения об установлении периода выплаты пособия по безработице и понуждении к установлению иного периода выплаты пособия по безработице оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Мисюра Е.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Центру занятости населения города Пензы (далее – ГКУ ЦЗН г. Пензы) о признании незаконным решения об установлении периода выплаты пособия по безработице и понуждении к установлению иного периода выплаты пособия по безработице.

Требования мотивированы тем, что он являлся государственным гражданским служащим. 11 марта 2021 г. с ним расторгнут служебный контракт, он освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

12 марта 2021 г. он обратился в ГКУ ЦЗН г. Пензы с заявлением в электронной форме через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». ГКУ ЦЗН г. Пензы с 12 марта 2021 г. зарегистрировало его в качестве безработного и установило ему период выплаты пособия по безработице с 12 июля 2021 г. по 11 января 2022 г.

Считает решение ГКУ ЦЗН г. Пензы в части установления ему периода выплаты пособия по безработице с 12 июля 2021 г. по 11 января 2022 г. незаконным, поскольку в силу требований части 3 статьи 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также пункта 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460, пособие исчисляется с первого дня признания гражданина безработным.

Согласно части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, которая не является ни выходным пособием, ни сохранением среднего заработка на период трудоустройства, а потому пособие по безработице должно быть установлено с 12 марта 2021 г., а не с 12 июля 2021 г.

Просил признать незаконным решение ГКУ ЦЗН г. Пензы об установлении ему периода выплаты пособия по безработице с 12 июля 2021 г. по 11 января 2022 г.; обязать ГКУ ЦЗН г. Пензы установить ему период выплаты пособия по безработице с 12 марта 2021 г. по 11 сентября 2022 г.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, указывая на то, что суд неверно сослался на часть 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая якобы предусматривает выплату компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, поскольку в статье 31 названного Федерального закона лишь 7 частей.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что пособие по безработице сокращенным работникам начисляется с первого дня после окончания периода, за который были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства и (или) единовременная компенсация. Полагает, что суд не учел, что в действующем законодательстве не указано, что единовременная компенсация выплачивается за какой-либо период, а лишь указывается как она рассчитывается. Единовременная компенсация, выплачиваемая государственному гражданскому служащему при расторжении служебного контракта в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе, является компенсацией за факт увольнения с государственной гражданской службы и не является сохранением среднего заработка на период трудоустройства и (или) выплатой взамен выходного пособия.

Утверждает, что при изготовлении мотивированного решения судом нарушены требования части 2 статьи 198 ГПК РФ, а именно во вводной части решения суда не указан номер дела, тем самым затруднено обжалование решения, поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 322 ГПК РФ апелляционная жалоба должна содержать, в том числе номер дела.

Кроме того, судом нарушен срок направления мотивированного решения, установленный частью 1 статьи 214 ГПК РФ, с целью затруднить его обжалование.

В дополнительной апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда и принятии нового решения о частичном удовлетворении иска, признании незаконным решения ГКУ ЦЗН г. Пензы об установлении ему периода выплаты пособия по безработице с 12 июля 2021 г. по 11 января 2022 г. и возложении на ГКУ ЦЗН г. Пензы обязанности установить ему период выплаты пособия по безработице с 12 марта 2021 г. по 27 июня 2021 г. (поскольку 28 июля 2021 г. он принят на работу в ГБУ Московской области «ДЭП»).

В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомили.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

В соответствии со статьей 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о занятости населения государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.

В силу статьи 31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (пункт 1).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (пункт 3).

Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 8).

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Временные правила).

Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее – центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Временных правил).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее – заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Временных правил).

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).

При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения (пункт 10 Временных правил).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

В соответствии с пунктом 12 Временных правил пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с 1-го дня по истечении указанного периода.

В силу пункта 17(1) Временных правил пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки. Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 1 января 2019 г. ФИО1 был назначен на должность государственной гражданской службы старшего государственного инспектора Пензенского регионального отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ от 24 декабря 2018 г. № 264-лс).

На основании приказа от 18 февраля 2021 г. № 141-лс служебный контракт с ФИО1 был расторгнут, ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что подтверждается копией трудовой книжки от 3 июня 2002 г. .

12 марта 2021 г. ФИО1 дистанционно обратился на портал «Работа в России» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы.

На основании поступившего заявления с 12 марта 2021 г. ФИО1 был зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ ЦЗН г. Пензы с выплатой пособия, исходя из среднего заработка по последнему месту работы (службы) в размере 57 223 руб.

При этом период выплаты пособия по безработице ФИО1 был установлен с 12 июля 2021 г. по 11 января 2022 г. в следующем порядке: в период с 12 июля 2021 г. по 11 октября 2021 г. ФИО1 установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 12 130 руб. в месяц; в период с 12 октября 2021 г. по 11 января 2022 г. – величина пособия в размере 5 000 руб. в месяц.

Разрешая спор по существу, суд, проанализировав положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», исходил из того, что пособие по безработице сокращенным работникам начисляется с первого дня после окончания периода, за который была выплачена единовременная компенсация, принял во внимание, что после увольнения ФИО1 с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, работодатель выплатил истцу компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, в связи с чем пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

С данным выводом судебная коллегия соглашается.

В соответствии со статьей 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, – после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части 2 и 3 настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно части 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В силу статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ, применяются Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

Вопросы, связанные с выплатой пособия по безработице гражданским служащим, уволенным из государственного органа, в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ не урегулированы.

Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выплату пособия по безработице безработным гражданам.

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что пособие по безработице назначается гражданам с первого дня признания их безработными, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости населения:

1) гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице назначается с первого дня по истечении указанного периода;

3) государственным гражданским служащим, уволенным в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанным в установленном порядке безработными и не трудоустроенным в течение периода после увольнения с гражданской службы, за который им произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения), пособие по безработице назначается с первого дня по истечении указанного периода.

Анализ вышеприведенных норм статьи 178 ТК РФ и части 3.1 статьи 37 Федерального закона 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением гарантий увольняемым в связи с сокращением штата работников (должностей государственной гражданской службы), позволяет прийти к выводу о том, что выплачиваемая увольняемому гражданскому служащему денежная компенсация по своей правовой природе аналогична единовременной компенсации или среднему заработку на период трудоустройства, выплачиваемым работнику организации, в связи с чем пособие по безработице таким гражданским служащим начисляется не с первого дня признания гражданина безработным, как ошибочно полагает истец, а с первого дня по истечении периода, за который ему произведена выплата компенсации.

Таким образом, ФИО1 выплата пособия назначена с 12 июля 2021 г., и вывод суда об отсутствии оснований для установления выплаты пособия с 12 марта 2021 г. является правильным, соответствующим нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Приведенные истцом в апелляционной жалобе доводы о том, что единовременная компенсация при расторжении служебного контракта в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе не выплачивается за какой-либо период, а является компенсацией за сам факт увольнения с государственной гражданской службы, основаны на ошибочном толковании норм материального закона, а потому судебной коллегией отклоняются.

Доводы апеллянта о нарушении его процессуальных прав, выразившихся в неуказании во вводной части решения суда номера дела и несвоевременном направлении в его адрес копии обжалуемого решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства на правильность выводов суда не повлияли, основаниями к его отмене служить не могут.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил их с учетом представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и сделал правильный вывод по существу спора; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 9 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 6 декабря 2021 г.

Председательствующий

Судьи