ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3475/2014 от 29.10.2014 Астраханского областного суда (Астраханская область)



   Судья <.....> №

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ



 г. Астрахань 29 октября 2014 года


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Шустовой Т.П.

 судей областного суда Лавровой С.Е., Степина А.Б.,

 при секретаре Лисицыной Ю.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе администрации <.....> на решение <.....> районного суда г. Астрахани от "Дата" по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора <....> в интересах ФИО1 к администрации <....>, Правительству Астраханской области о возложении обязанности по обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры,



 УСТАНОВИЛА:



 Прокурор <....> обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к администрации <....>, Правительству Астраханской области о возложении обязанности по обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры, указав в заявлении, что прокуратурой <.....> проведена проверка по обращению руководителя Приемной Президента Российской Федерации в Астраханской области в интересах ФИО1 по вопросу исполнения земельного законодательства администрацией <.....>, в результате которой установлено, что постановлением администрации <.....> от "Дата" № ФИО1, являющейся многодетной матерью, предоставлен земельный участок площадью <....> кв. м. <адрес> для строительства и эксплуатации жилого дома. На основании свидетельства о государственной регистрации права от "Дата" земельный участок по указанному адресу является собственностью ФИО1. Администрацией <....> разработан план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории <.....> гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена. В мероприятиях «дорожной карты» на 2014 год предусмотрены объемы финансирования на разработку проектной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры и проведение экспертизы - <.....> тыс. руб.; на строительство объектов инженерной инфраструктуры - <.....> тыс. руб., из них, для подведения коммуникаций к земельным участкам по ул. <адрес> предусмотрено <....> тыс. руб. В нарушение требований законодательства администрацией <.....> многодетной семье ФИО1 предоставлен земельный участок <адрес> в отсутствие инженерной инфраструктуры. Просил суд обязать ответчиков обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>

 В судебном заседании помощник прокурора <.....> ФИО2, истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить заявленные требования.

 Представитель ответчика администрации <.....> ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала.

 Представитель третьего лица Правительства Астраханской области ФИО4 в судебном заседании требования прокурора <....> в интересах ФИО1 не признала.

 Решением <....> районного суда г. Астрахани от "Дата" исковые требования прокурора <....> в интересах ФИО1 к администрации <....>, Правительству Астраханской области о возложении обязанности по обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры удовлетворены. Суд обязал администрацию <....> обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> в срок до "Дата".

 В апелляционной жалобе администрацией <.....> ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, указано, что при предоставлении спорного земельного участка ФИО5 выразила согласие на его получение в собственность, была знакома с месторасположением, техническими условиями в отношении данного земельного участка. Тем самым при оформлении прав на данный земельный участок ФИО5 было известно об отсутствии инженерной инфраструктуры на данном земельном участке и о том, что в микрорайоне индивидуальной жилой застройки по <адрес> будут обеспечены инженерной инфраструктурой к 2018 году. Подкрепления обязанности по реализации мероприятия установленных постановлением Правительства Астраханской области от "Дата" № решением суда по строительству объектов инженерной инфраструктуры является излишним, никаких прав заявителей не нарушает, препятствий в осуществлении прав не создает. Обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом. В противном случае будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Заявленные в рамках настоящего дела требования фактически предполагают возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить указанные заявителями мероприятия в приоритетном порядке по сравнению с иными задачами местного значения, считают злоупотреблением процессуальными правами прокуратурой <....>

 Заслушав докладчика, выслушав представителя администрации <....> ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Дюйсембееву Э.М., истца ФИО7, представителя Правительства Астраханской области ФИО4, возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

 В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 №7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания либо в сельской местности по выбору гражданина, для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства в сельской местности.

 Из материалов дела следует, что постановлением администрации <....> от "Дата" № ФИО1, являющейся многодетной матерью, предоставлен земельный участок площадью <....> кв. м. <адрес> для строительства и эксплуатации жилого дома.

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "Дата" ФИО1 является собственником земельного участка по вышеуказанному адресу

 В соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

 Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание  при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках,   предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

 Распоряжением Правительством Астраханской области "Дата" № в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории <....>, гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена, которым срок реализации мероприятий ограничен 2018 годом. В мероприятиях «дорожной карты» на 2014 год предусмотрены объемы финансирования:

   на разработку проектной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры и проведение экспертизы - <.....> тыс. руб.;

  на строительство объектов инженерной инфраструктуры - <.....> руб., из них, для подведения коммуникаций к земельным участкам по <адрес> предусмотрено <.....> руб.

 В соответствии с указанным выше планом мероприятий образование-проведение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, а также проектирование и  строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам отнесено к исполнению органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области. Указанная норма согласуется с положениями статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющими вопросы местной значения муниципального района.

 Разработанный Правительством Астраханской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.

 В судебном заседании установлено, что администрацией <.....> многодетной семье ФИО1 предоставлен земельный участок <адрес> в отсутствие инженерной инфраструктуры.

 Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяется как бездействие в части предоставления администрацией <.....> ФИО1 земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не обеспеченного необходимой инженерной инфраструктурой.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

 Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно - технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

 В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрация <....> обязана в соответствии с действующим законодательством еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков и, правильно применив нормы материального и процессуального права, возложил на администрацию <.....> обязанность по организации обеспечения строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>

 Доводы жалобы о том, что при оформлении прав на данный земельный участок ФИО5 было известно об отсутствии инженерной инфраструктуры на данном земельном участке, земельные участки в микрорайоне индивидуальной жилой застройки <адрес> будут обеспечены инженерной инфраструктурой к 2018 году, не подтверждают наличие оснований к отмене по сути правильного решения суда.

 Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено

 Оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

 Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,



 О П Р Е Д Е Л И Л А:



 решение <.....> районного суда г. Астрахани от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <.....> - без удовлетворения.