ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3476 от 08.08.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3476 судья Кулаков С.А. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Варицкой С.В.,

судей Кубаревой Т.В. Комаровой Ю.В.,

при секретаре Ахмедовой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

08 августа 2017 года

по докладу судьи Варицкой С.В.

дело по апелляционной жалобе администрации Кувшиновского района на решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 16 мая 2017 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кувшиновского района удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс «О внесении изменений в штатное расписание администрации Кувшиновского района».

Признать незаконным распоряжение главы администрации Кувшиновского района от 31 марта 2017 года № 34-р «Об утверждении штатного расписания администрации Кувшиновского района» в части, касающейся отнесения в штатном расписании администрации Кувшиновского района, утвержденном этим распоряжением, должностей начальника ЖК и ГХ (отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства), заместителя начальника ЖК и ГХ (отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства) и ведущего специалиста-инспектора ЖК и ГХ (отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства) к должностям, не относящимся к должностям муниципальной службы».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кувшиновского района о признании незаконным распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс «О внесении изменений в штатное расписание администрации Кувшиновского района».

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в деятельности администрации Кувшиновского района. В результате проверки установлено, что распоряжением главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс внесены изменения в штатное расписание администрации Кувшиновского района, согласно которым с 7 апреля 2016 года из штатного расписания исключены должности руководителя и главного специалиста отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства. При этом с 8 апреля 2016 года в штатное расписание указанного отдела введены должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы: начальник отдела, заместитель начальника отдела, ведущий специалист-инспектор. Данное распоряжение противоречит требованиям федерального законодательства. Законом Тверской области от 9 ноября 2007 года № 121-30 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Тверской области (приложение 1). Согласно указанному Реестру должность руководителя структурного подразделения в составе местной администрации относится к главной должности муниципальной службы, должность заместителя руководителя структурного подразделения в составе местной администрации относится к ведущей должности муниципальной службы, должность ведущего специалиста относится к старшей должности муниципальной службы. На основании решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 21 декабря 2015 года № 68 отдел жилищно-коммунального и газового хозяйства входит в структуру администрации Кувшиновского района. Вместе с тем, как следует из распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс, должности начальника, заместителя начальника и ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства, являющегося структурным подразделением администрации Кувшиновского района, к должностям муниципальной службы не относятся, что является недопустимым. В связи с несоответствием распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс действующему законодательству прокурором 16 февраля 2017 года на указанное распоряжение принесен протест. Однако из поступившего ответа администрации Кувшиновского района следует, что требования прокурора проигнорированы, незаконное распоряжение не отменено. По состоянию на 7 марта 2017 года в отделе жилищно-коммунального и газового хозяйства администрации Кувшиновского района фактически должности занимают: начальник отдела - ФИО1, заместитель начальника отдела -ФИО2, ведущий специалист-инспектор отдела - ФИО3, экономист отдела - ФИО4 Действующее законодательство не предусматривает каких-либо исключений при замещении должностей муниципальной службы, в том числе для квалификационных требований. Таким образом, распоряжение главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс издано вопреки требованиям закона, что создает благоприятные условия для проявления коррупции, влечет нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц при замещении фактически муниципальных должностей в отделе жилищно-коммунального и газового хозяйства администрации Кувшиновского района, противоречит интересам Российской Федерации.

В процессе судебного разбирательства заявителем (прокурором) представлено заявление о дополнении исковых требований, в котором проккурор, наряду с ранее заявленными исковыми требованиями, предъявил исковые требования к администрации Кувшиновского района о признании незаконным распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 31 марта 2017 года № 34-р «Об утверждении штатного расписания администрации Кувшиновского района» в части отнесения штатным расписанием должностей начальника ЖК и ГХ, заместителя начальника ЖК и ГХ, ведущего специалиста-инспектора ЖК и ГХ к должностям, не относящимся к должностям муниципальной службы.

В судебном заседании прокурор Кувшиновского района Гасанов Ф.А. поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Кувшиновского района в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки своего представителя суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела без участия представителя.

Из письменных возражений следует, что с заявленными исковыми требованиями администрация Кувшиновского района Тверской области не согласна, просит в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица - ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений, ходатайств или возражений не представили.

Третье лицо Муниципальное учреждение Собрание депутатов Кувшиновского района своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо заявлений, ходатайств или возражений не представило.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Кувшиновского района просит отменить решение суда, исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме.

В жалобе указывает, что суд первой инстанции не дал полной оценки всем представленным в деле доказательствам, не определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно определил и истолковал закон, которым регулируются возникшие правоотношения, не дал надлежащую оценку тем доказательствам, которые исследовались в суде, не установил все обстоятельства, имеющие значение для дела.

В качестве доводов, подтверждающих правовую позицию, приводят следующее.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые и территориальные органы местной администрации.

Штатное расписание утверждается главой администрации.

Апеллянт указывает, что ссылка суда на отсутствие у начальника, заместителя начальника и ведущего специалиста-инспектора отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства статуса муниципальных служащих нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также самих работников, занимающих указанные должности является необоснованной, так как каких-либо жалоб со стороны граждан и юридических лиц на работу отдела ЖКХ в администрацию Кувшиновского района не поступало.

В жалобе также указано, что немуниципальным служащим утверждены должностные оклады и надбавки за сложность и напряженность (до 200 %) более высокие, чем у муниципальных служащих.

На апелляционную жалобу, прокурором Кувшиновского района принесены возражения, в которых критикуются доводы, изложенные в жалобе и говорится об обоснованности и законности принятого по делу решения.

Заслушав прокурора Григорьеву Е.В., полагавшую, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлены и подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами следующие обстоятельства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17 марта 2017 года администрация Кувшиновского района зарегистрирована в качестве юридического лица при создании 10 ноября 1991 года и является действующим юридическим лицом.

Из распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 29 января 2016 года № 03-р «Об утверждении штатного расписания администрации Кувшиновского района» усматривается, что утверждено и введено в действие с 1 февраля 2016 года штатное расписание администрации Кувшиновского района, в которое включены следующие должности в отделе жилищно-коммунального и газового хозяйства: руководитель (1 штатная единица), главный специалист (1 штатная единица).

Из распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс «О внесении изменений в штатное расписание администрации Кувшиновского района» усматривается, что внесены изменения в штатное расписание администрации Кувшиновского района, утвержденное распоряжением главы администрации Кувшиновского района от 29 января 2016 года № 03-р, а именно:

- исключены с 07 апреля 2016 года следующие должности в отделе жилищно-коммунального и газового хозяйства: руководитель (1 единица), главный специалист (1 единица);

- введены с 08 апреля 2016 года следующие должности в отделе жилищно-коммунального и газового хозяйства, не относящиеся к должностям муниципальной службы: начальник отдела (1 единица), заместитель начальника отдела (1 единица), ведущий специалист-инспектор

(1 единица).

Из распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 15 декабря 2016 года № 138-1-р «Об утверждении штатного расписания администрации Кувшиновского района» ) усматривается, что утверждено и введено в действие с 1 января 2017 года штатное расписание администрации Кувшиновского района, в которое включены (среди прочих) следующие должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы: начальник ЖК и ГХ (1 штатная единица), заместитель начальника ЖК и ГХ (1 штатная единица), ведущий специалист-инспектор ЖК и ГХ (1 штатная единица).

Из распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 31 марта 2017 года № 34-р «Об утверждении штатного расписания администрации Кувшиновского района» усматривается, что утверждено и введено в действие с 1 апреля 2017 года штатное расписание администрации Кувшиновского района, в которое включены (среди прочих) следующие должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы: начальник ЖК и ГХ (1 штатная единица), заместитель начальника ЖК и ГХ (1 штатная единица), ведущий специалист-инспектор ЖК и ГХ (1 штатная единица).

Из протеста прокурора Кувшиновского района Тверской области от 16 февраля 2017 года, адресованного главе администрации Кувшиновского района, усматривается, что прокуратурой Кувшиновского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в деятельности администрации Кувшиновского района, в результате которой установлено, что распоряжение главы администрации Кувшиновского района от 7 апреля 2016 года № 92-лс «О внесении изменений в штатное расписание администрации Кувшиновского района» противоречит требованиям федерального законодательства. Главе администрации Кувшиновского района предложено отменить указанное распоряжение.

На основании ч. 1 ст. 130 и ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В силу п. п. 4 и 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся (среди прочего):

- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации" на принципах единоначалия. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (ч. 1 и ч. 8 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций.

Как следует из положений ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

В п. 3 ст. 4, ч. 1 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из основных принципов муниципальной службы является принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Закона Тверской области от 9 ноября 2007 года № 121-30 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» и приложением 1 к этому Закону, реестр должностей муниципальной службы - перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций. В Реестр должностей муниципальной службы в Тверской области включены: в группу главных должностей - руководитель структурного подразделения в составе местной администрации, в группу ведущих должностей - заместитель руководителя структурного подразделения в составе местной администрации, в группу старших должностей - ведущий специалист.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отдел жилищно-коммунального и газового хозяйства администрации Кувшиновского района включен в структуру администрации Кувшиновского района как отраслевой (функциональный) орган местной администрации, не обладающий правами юридического лица. К основным задачам этого структурного подразделения местной администрации, в соответствии с действующим Положением об отделе жилищно-коммунального и газового хозяйства администрации Кувшиновского района, относится контроль за эксплуатацией муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, за благоустройством населённых пунктов Кувшиновского района, содержанием и состоянием мест погребения. Данные функции непосредственно связаны с решением вопросов местного значения, владением и пользованием муниципальной собственностью.

Вместе с тем, оспариваемыми распоряжениями в штатное расписание администрации Кувшиновского района введены (вместо ранее существовавших должностей муниципальной службы) должности начальника ЖК и ГХ (отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства), заместителя начальника ЖК и ГХ (отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства) и ведущего специалиста-инспектора ЖК и ГХ (отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства), которые к должностям муниципальной службы не относятся. При этом отдел жилищно-коммунального и газового хозяйства не был исключен из структуры местной администрации, а в Положение об отделе жилищно-коммунального и газового хозяйства администрации Кувшиновского района внесены только изменения, связанные с наименованиями указанных должностей, без изменения функций и задач этого отдела и без изменения его статуса как отраслевого (функционального) органа местной администрации.

Кроме того, как видно из должностных инструкций (обязанностей) начальника, заместителя начальника и ведущего специалиста-инспектора отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства, указанные работники наделены организационно-распорядительными, контрольными и административно-хозяйственными полномочиями в жилищно-коммунальной сфере, а также полномочиями в качестве членов административной комиссии, уполномоченной рассматривать дела об административных правонарушениях. На них возлагается также ответственность за надлежащее исполнение соответствующих обязанностей. Однако подобные обязанности не могут быть расценены только лишь как функции по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, поскольку они непосредственно связаны с решением вопросов местного значения, то есть с осуществлением публичных полномочий.

Судом также установлено, что при введении в штатное расписание должностей начальника, заместителя начальника и ведущего специалиста-инспектора отдела жилищно-коммунального и газового хозяйства были использованы наименования должностей, сходные с наименованиями должностей муниципальной службы, предусмотренных Реестром должностей муниципальной службы в Тверской области (руководителя, заместителя руководителя структурного подразделения в составе местной администрации и ведущего специалиста). По существу же и содержанию обязанностей, которые возложены на работников, занимающих эти должности, функции и полномочия этих работников в полной мере соответствуют должностным обязанностям муниципальных служащих.

Судом первой инстанции сделаны верные выводы по обстоятельствам дела, апеллянтом не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих указанную ответчиком правовую позицию.

Судебная коллегия находит, что доводы апеллянта сведены к несогласию с оценкой представленных доказательств, данной судом первой инстанции, а также касаются обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Фактически апеллянтом повторяются доводы, приводимые им в обоснование требований искового заявления, однако, они являлись предметом судебного рассмотрения, им дана надлежащая правовая оценка, по существу доводы жалобы сводятся к ошибочному толкованию норм права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.

Уровень доходов работников жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие жалоб с их стороны на отсутствие статуса муниципальных служащих, а также граждан и юридических лиц на работу отдела ЖКХ в данном споре правового значения не имеют.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены правильно.

Судебная коллегия согласна с этой оценкой и не усматривает оснований для вывода о необъективности данной судом первой инстанции оценки, представленным по делу доказательствам.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 16 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кувшиновского района – без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Варицкая

Судьи Т.В. Кубарева

Ю.В. Комарова